Иран заигрывает с Nabucco

Вторник, 5 февраля 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 Несмотря на сохраняющиеся серьезные разногласия между Соединенными Штатами и Ираном по поводу всех ключевых вопросов, касающихся ядерной программы, как оказалось, эти страны могут выступать и с весьма схожих позиций. К примеру, и Иран, и США достаточно дружно осуждают возрождение военной мощи движения "Талибан" и вполне могут даже скоординировать свои усилия для поддержания стабилизации в Афганистане.
Не секрет, что и в зоне Персидского залива и Иран, и США при всех своих внешних пикировках также заинтересованы в одном - бесперебойных поставках энергоносителей из этого региона, и поддержании эффективного функционирования нефтяных и газовых поставок на мировые рынки. Теперь же (для многих обозревателей подобное кажется чем-то сюрреалистическим, но на самом деле все вполне объяснимо и закономерно), Вашингтон и Тегеран вполне могут посотрудничать в намечающемся "проекте века" по прокладке газопровода под дном Каспийского моря из республик Центральной Азии на Азербайджан и далее - на европейские рынки.

Тегеран смотрит на Европу

Совсем недавно российские руководители и компания "Газпром" добились настоящего прорыва на европейских газовых рынках, подписав важное соглашение с Болгарией о строительстве газопровода под названием "Южный поток". Побывавший с визитом в Болгарии российский нынешний президент Владимир Путин и его вероятный сменщик Дмитрий Медведев объявили именно Болгарию (а также Сербию) главными проводниками "газовой политики" Москвы на европейских рынках.

Однако не тут-то было. Вызов для России пришел оттуда, откуда его, наверное, меньше всего ожидали. Пока в самой Европе, для которой российский (а частично - и центральноазиатский) газ, собственно говоря, и предназначался, обсуждали, насколько эффективным будет российский газопровод через Болгарию, раздался "голос дружбы" для Европы из Тегерана.

Там иранские представители впервые озвучили готовность поддержать альтернативный газовый проект под названием Nabucco, причем Иран, как оказалось, и сам вовсе не прочь поучаствовать в этом деле с помощью поставок собственного газа (правда, для этого надо будет строить еще один газопровод, а также решить вопрос со статусом Каспийского моря). Согласно заявлению главы МИДа Ирана Мохамеда Моттаки, которое он сделал все в той же Болгарии (где перед этим болгарские руководители внимательно слушали Путина и Медведева), его страна готова будет экспортировать природный газ по трубопроводу Nabucco, который будет явно конкурировать за европейские рынки с российско-центральноазиатским "Южным потоком".

По мнению специалистов, на этот непредвиденный Москвой шаг иранское руководство подтолкнуло решение России поддержать проект новой, достаточно жесткой, антииранской резолюции в Совете Безопасности ООН. И хотя пока прокладка газопровода Nabucco, как и самого "Южного потока", еще не началась, ставка Тегерана на участие в альтернативных вариантах газопроводов из Центральной Азии в Европу весьма показательна. Пока, по предварительным раскладам, первые поставки по газопроводу Nabucco из стран Каспийского региона и Центральной Азии в Европу в обход России могут начаться не раньше чем в 2012 году. При этом надо учесть, что на сегодняшний день Иран занимает второе место в мире после России по запасам природного газа, но экспортирует его гораздо меньше и в меньшее количество стран, чем российский "Газпром".

Между тем Иран никогда не скрывал, что вполне способен конкурировать с Россией на тех рынках, куда "иранские трубы" можно будет протянуть, и уж тем более, если за прокладку трубопроводов сможет заплатить кто-то другой, а не сам Тегеран. Иранцы давно уже присматриваются к европейским газовым рынкам, и предложение, которое сейчас сделал Тегеран, выглядит теоретически крайне заманчивым.

Правда, для ведения сделок с Ираном, неизбежно возникает множество проблем, как политических, так и экономических. Европейские страны, которые при всей своей существенной независимости все же являются членами мирового сообщества, а посему просто не имеют права игнорировать международные санкции и давление со стороны ООН, которое на сегодня оказывается на руководство Ирана главным образом по причине продолжения осуществления Тегераном собственной ядерной программы. Поэтому никакими "полумерами" или отказом сотрудничать и с ООН, и с Соединенными Штатами страны Евросоюза (как бы им не нужен был газ и альтернативные его источники доставки) рисковать не станут.

"Южный Поток" и Nabucco: кто кого?

Напомню, что проект прокладки газопровода Nabucco, пропускная способность которого оценивается примерно в 30 млрд. кубометров природного газа в год - это, по существу, прямой конкурент российского проекта под названием "Южный поток", соглашение о строительстве которого подписали Россия и Болгария 18 января,- во время визита президента Путина в Софию.

Комментируя подписание этого важного соглашения, в российском "Газпроме" поспешили заявить о том, что этот газопровод, который должен по расчетам заработать в 2013 году, будет якобы способен полностью удовлетворить спрос на природный газ в странах Центральной и Южной Европы, оставив тем самым любые альтернативные проекты по доставке газа в Европу из других регионов (в том числе - и проект Nabucco) попросту без рынков сбыта.
Между тем политическая подоплека последних заявлений как со стороны Москвы, так и со стороны Тегерана очевидна, и "газовая тематика" в этих двух "обменах мнениями" будет, скорее всего, сохраняться до самой весны. Как известно, Россия поддерживает введение более жестких международных санкций в отношении Ирана во многом потому, что видит в нем потенциального конкурента при транзите газа из Туркменистана.
На данный момент Туркменистан уже поставляет свой газ в Иран, снабжая северные районы этой страны, и тем самым существенно сокращая транспортные расходы для себя при экспорте газа на мировые рынки (Иран покрывает эти объемы Ашхабаду поставками на мировые рынки из региона Персидского залива).

Ко всему прочему президент Туркменистана Гурбанкулы Бердымухамедов не скрывает, что готов поучаствовать во всех альтернативных проектах в этом регионе - и с Ираном, и с Nabucco, и с Россией и Казахстаном по Транскаспию, и с Китаем. Туркменский президент так же все время думает и о том, как вывести свой газ на максимальное количество рынков, чтобы ни от кого одного в этом мире не зависеть, а самому стать важным политическим и экономическим игроком региона и Центральной Азии, и Закавказья.
К тому же не будем забывать о том, что проект Nabucco ориентирован прежде всего на снижение зависимости Европы от поставок энергоносителей из России, а Иран, в свою очередь, также не прочь получить для себя какую-то часть европейского газового рынка. Москве это не очень нравится, и рычагов давления на Тегеран у России в арсенале имеется больше, чем достаточно.
Между тем по признанию ведущих мировых экспертов, для участия в Nabucco, Тегерану крайне сложно будет экспортировать в нужном количестве природный газ в Европу и одновременно удовлетворять растущие внутренние потребности в этом топливе у себя дома (особенно в районе иранского Азербайджана на севере страны). На данный момент запасы природного газа в Иране крайне ограничены, и его недостаточно для внутреннего рынка, особенно в зимний период. Для разработки новых газовых месторождений Ирану требуются значительные капитальные вложения, прежде всего иностранные инвестиции и технологии, а в условиях международных санкций ведущие западные компании в Иран вовсе не спешат, и никакие миллиарды вкладывать туда на обозримую перспективу вовсе не намерены.
К тому же, в самом Иране отношение к экспорту газа в Европу и на другие международные рынки весьма неоднозначно. Так называемые "патриотически настроенные" официальные лица в Иране считают, что нужно в первую очередь насытить внутренний рынок страны и использовать имеющиеся средства для увеличения добычи нефти (главный источник доходов для иранской казны на данном этапе). Но есть в Тегеране и такие политики, которые видят в расширении экспорта природного газа источник новых валютных доходов, а также эффективное средство налаживания партнерских отношений с другими странами, в частности с Европой, что может неизбежно привести к смягчению режима санкций в рамках Совета Безопасности ООН.
Нельзя не заметить и еще одно заявление, которое было недавно сделано Тегераном. Там пригрозили, что в ближайшее время могут пересмотреть энергетическое сотрудничество с Туркменистаном из-за срыва последним поставок газа в конце прошлого и начале нынешнего года. Как заявил официальный представитель Национальной газовой компании Ирана Ганбари, "Туркменистан продемонстрировал, что ему в международных отношениях нельзя доверять. Иран пересмотрит свои торговые связи с Туркменистаном, и, в частности, в том, что касается сотрудничества в энергетическом секторе".

А что на все это скажет Америка?

Несомненно, что вступление Ирана в обсуждение вопроса об альтернативных источниках поставок газа на европейские рынки прибавляет шансы на прокладку европейского газопровода в обход российской территории. Между тем нельзя забывать о том, что экономические риски осуществления проекта Nabucco по-прежнему весьма велики, и только одним решением Ирана его поддержать ничего существенного сделать в регионе не удастся.
Как известно, прокладка газопровода Nabucco подразумевала создание маршрута по доставке в Европу прежде всего природного газа из Центральной Азии, а поставки газа из Ирана рассматривались при этом лишь как возможное дополнение "европейской трубы". Но пока никаких четких договоренностей между Европой и странами Центральной Азии нет, и переговоры по ключевым пунктам этого проекта фактически еще и не начинались. Теоретически можно сказать, что Иран в данной ситуации мог бы выглядеть неким "чудесным спасителем" европейского проекта Nabucco, но политическая напряженность вокруг Тегерана, которую те же Соединенные Штаты намереваются поддерживать и в дальнейшем (теперь Ираном в госдепартаменте лично будет заниматься бывший посол США в Москве Уильям Бернс) вовсе не гарантирует Европе безопасности возможных газовых поставок из Ирана.

Что касается экономической подоплеки проекта, то из-за нехватки природного газа в самом Иране, его экспортная цена, скорее всего, будет даже выше российско-центральноазиатской. Кроме того, начав сотрудничать с Ираном, Европа может попасть в зависимость от поставок газа из этой страны. А учитывая существующую напряженность вокруг Ирана и его политики, это для Европы может стать куда опаснее, чем пресловутая "энергозависимость" от России. Поэтому еще далеко не факт, что Евросоюз выберет именно Иран в качестве главного поставщика природного газа для проекта Nabucco.
И, наконец, не надо сбрасывать со счетов, что в Совете Безопасности ООН пять постоянных членов плюс Германия все же договорились о новых санкциях, которые ранее были уже наложены на Тегеран за его отказ приостановить обогащение урана.

Все страны сошлись во мнении, что Ирану нужно любой ценой помешать создать свое ядерное оружие, однако пока предлагаемые санкции затрагивают вовсе не ядерную или технологическую тематику, а создание помех для работы в мире иранскому бизнесу и банковскому сектору.
Иран, как известно, настаивает на том, что его работы носят исключительно мирный характер, и они якобы подконтрольны МАГАТЭ и ее инспекторам. Также иранцы уверены в том, что на все вопросы инспекторов МАГАТЭ ответы Тегераном уже даны, и не исключено, что к марту так называемое "иранское досье" может быть закрыто.

Но это мнение Тегерана, которое полностью разнится с тем, что думают по этому поводу в Вашингтоне. А там прекрасно помнят о том, что Тегеран не выполнил требования уже двух ооновских резолюций: в 2006-м и 2007 годах. Напомню, что Иран так и не приостановил обогащение урана, а вопреки международным требованиям запустил несколько тысяч центрифуг в ядерном центре в Натанзе.

В итоге и нынешний президент США, и все основные кандидаты на этот пост на ближайшие четыре года намерены проводить против Ирана политику жесткого давления. А если американцы по-прежнему будут выкручивать руки Тегерану, то о каком-либо участии этой страны в каких-либо европейских энергетических проектах будет просто бессмысленно говорить. Так что пока "Южный поток" будет для Европы более предпочтительным, но и Иран с его политикой "подключения к Nabucco" сбрасывать со счетов пока еще слишком рано.

Об этом пишет "Деловая неделя".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 570
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003