Не будите спящие мандаты
Правительство пересматривает систему льгот
Правительство в четверг пыталось разобраться с двумя сложнейшими проблемами бюджетной политики: распределением расходных обязательств между регионом и центром и реформой системы льгот, предусматривающей их перевод в денежную форму. Дискуссии продолжались более 5 часов, но ни по тому, ни по другому вопросу не было принято окончательного решения. В течение майских праздников министры должны доработать свои материалы с учетом высказанных замечаний. Напоследок премьер Михаил Фрадков посоветовал им "не пиарить еще не принятые решения, чтобы потом не было мучительно больно".
Отдай мандат, да?
Предостережение Фрадкова, очевидно, касалось Министерства финансов. Накануне заседания правительства Минфин выступил с инициативой дополнительно перераспределить в пользу федерального центра 3,5 процентных пункта налога на прибыль как компенсацию возросших соцобязательств. Сейчас поступления от налога на прибыль делятся в следующей пропорции: 5% идет в федеральный бюджет, 19% - в консолидированный бюджет регионов.
Предложение Минфина несколько шокировало губернаторов. Но в правительстве объяснили, что центр неожиданно решил не передавать на уровень регионов обязательства по социальной поддержке ветеранов, и потому ему нужны дополнительные источники доходов. Но замминистра финансов Татьяна Голикова сообщила министрам, что после консультации Минфин решил вернуться к старой схеме и будет заново переписывать законопроект. Сотрудники министерства, сказала Голикова, уже в курсе того, что на майские праздники им придется работать.
В соответствии с новым разграничением полномочий между уровнями бюджетной системы, с 2005 года финансирование льгот для ветеранов труда и тружеников тыла будет возложено на регионы. В ведении центра будут находиться обязательства по финансированию льгот инвалидам I, II, III групп, льготы инвалидам и участникам ВОВ, чернобыльцам.
Всего в России свыше 30 млн человек имеют право на льготы, из них ветераны труда и труженики тыла составляют около 20 млн.
Одна из самых дискуссионных тем - финансирование обороны и социальное обеспечение военнослужащих. С 1 января 2005 года все мероприятия, связанные с организацией призыва, проведением медкомиссий и деятельностью военкоматов, ложатся на Минобороны. По мнению министра обороны Сергея Иванова, Минфин недооценивает объемы финансовых обязательств, которые переходят к Минобороны. Мероприятия по медицинскому освидетельствованию призывников регионы финансируют только наполовину. Кроме того, в расчетах не учтены расходы на аренду помещений под военкоматы.
Иванов поинтересовался: действительно правительство собирается отменить льготы для военнослужащих по бесплатному проезду на отдых? "Вы же понимаете, к чему это приведет. На Дальнем Востоке и в Сибири никто не захочет служить", - предупредил министр.
В связи с перераспределением полномочий и реформой межбюджетных отношений правительство намерено отказаться от части социальных обязательств. Минфин подготовил поправки, которые должны отменить 35 обязательств на сумму 1,8 трлн руб. Речь идет о так называемых "уснувших мандатах": обязательствах, которые не выполняются, не вписываются в действующее законодательство или от исполнения которых государство ежегодно отказывается.
В правительстве нет единой точки зрения по поводу того, какие мандаты надо считать уснувшими. Вице-премьер Александр Жуков задал вопрос относительно госгарантий жителям Крайнего Севера. В материалах Минфина говорится про отмену этих госгарантий, но Жуков надеется, что это просто некорректная формулировка.
Глава Федерации профсоюзов Михаил Шмаков заметил, что Минфин заменил понятие "государственные гарантии" на "меры социальной поддержки". Это значит, рассудил он, что государство снимает с себя ответственность за граждан, попавших в трудную ситуацию.
Натурой - дороже
Снимать с себя социальную ответственность государство не собирается. Но в его планах - реформировать систему льгот и постепенно переводить их в денежную форму. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов представил проект закона, который позволяет инвалидам и ветеранам отказаться от льгот в обмен на компенсации, и привел данные соцопроса, в котором 38% респондентов согласились с переводом льгот в денежный эквивалент.
Идея перевода предоставляемых государством льгот в денежную форму была отражена еще в стратегии социально-экономического развития, написанной командой Германа Грефа в 2000 году. С тех пор реформа не продвинулась дальше отстраненных обсуждений. Власти пока не созрели для того, чтобы ломать пусть несовершенную, но работающую систему соцобеспечения.
"Это задача со многими неизвестными. Нам главное - ничего не ухудшить, не перепутать и не лишиться возможностей, которые мы имеем", - так прокомментировал реформу системы льгот Фрадков
Михаил Зурабов сначала долго объяснял, чем хороша монетизация льгот, но в ответ на предложение премьера перевести сразу все льготы в денежную форму начал доказывать, что это может произойти не раньше, чем через 3-4 года. Если бы была на то воля Зурабова, он бы эту реформу вообще отложил минимум на год. Надо с пенсионкой и медицинским страхованием разбираться.
Но с льготами придется разбираться сейчас: изменения в финансировании соцобязательств должны быть учтены в законопроекте, который Фрадков поручил Минфину представить в доработанном виде к 13 мая. Поэтому Зурабов предлагает ввести переходный период на 3-4 года, в течение которого граждане, имеющие право на льготы, смогут выбирать между льготами в натуральной форме или денежной компенсацией. Право выбора получат только льготники, находящиеся в ведении федерального бюджета. Денежная компенсация льгот будет выдаваться им в виде прибавки к пенсии. Во время переходного периода правительство обкатает схему и создаст необходимую инфраструктуру для массовой монетизации.
Проблема в том, что большая часть опрошенных Минздравсоцразвития льготников оценивает денежный эквивалент льгот выше того уровня, который предварительно рассчитало министерство. Участники опроса хотели бы получать 1-2 тысячи рублей ежемесячно. Министерство говорит о средней компенсации в 400 и 800 рублей - для Героев СССР и России.
Многие участники заседания, даже сторонники монетизации, указывали на то, что натуральные льготы стоят гораздо дороже, чем их денежная компенсация. Глава МЧС Сергей Шойгу был возмущен тем, что Героям СССР и России предлагается выдавать 20 рублей в месяц на приобретение 100 литров высокооктанового бензина.
"Сейчас 100 литров высокооктанового бензина стоят заметно больше 1000 рублей. Какой нормальный Герой пойдет на эту замену? Если следовать логике, предложенной в законопроекте Министерства здравоохранения и социального развития, то у Героев Советского Союза и России фактически останется одна льгота: на захоронение и бюст на могиле", - заявил Сергей Шойгу
Фрадков положил конец разгоревшейся бурной дискуссии и сообщил, что решение о монетизации льгот будет приниматься только после детального обсуждения. На обсуждение у правительства есть 5-6 дней.
Газета "Известия"
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00