На Лондонской бирже создается "русское гетто"?
На альтернативной фондовой площадке Лондонской биржи, возможно, будет создана специальная секция для эмитентов из России.
По данным RBC daily, руководство Лондонской фондовой биржи обдумывает возможность создания на площадке AIM отдельной "русской" секции. По версии источника RBC daily, создание площадки для российских компаний связано с желанием защитить права инвесторов. По мнению западных игроков, для российских компаний характерен низкий уровень корпоративного управления, что делает покупку их ценных бумаг более рискованным мероприятием, чем работа с прочими эмитентами, размещающимися не только на LSE, но и на AIM. Собеседники RBC daily считают, что создание отдельной площадки может негативно сказаться на позициях российских компаний на международном рынке.
AIM (Alternative investment market) – площадка альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange, LSE). Создана в 1995 г. для IPO относительно небольших компаний с уровнем капитализации до 500 млн фунтов стерлингов. Основные преимущества AIM по сравнению со стандартным размещением на LSE – гибкие и упрощенные процедуры листинга и раскрытия информации, упрощенный проспект эмиссии. В прошлом году десять из тринадцати российских компаний, осуществившие IPO на общую сумму 4,5 млрд долл., провели его на Лондонской фондовой бирже: шесть в основной секции, четыре – на площадке альтернативных инвестиций. В их числе Urals Energy, Rambler Media, International Marketing & Sales Group, Zirax Plc ("Глобал-Каустик").
Как сообщил RBC daily со ссылкой на источник в LSE представитель одного из российских инвестбанков, Лондонская биржа намерена выделить на AIM специальную секцию для компаний из России. "Инвесторы должны знать, что у этих компаний риски гораздо выше, чем у остальных", – подчеркнул он. По его словам, российские компании отличаются низким уровнем корпоративного управления, что делает их более рискованными для инвесторов. Источник сообщил, что идея создать секцию появилась в преддверии массового выхода российских компаний на IPO. По его мнению, бум подобных сделок придется на 2006–2007 гг.
На Лондонской бирже информацию об идее открытия отдельной площадки для русских эмитентов назвали некорректной. Однако и категоричного ее опровержения RBC daily также получить не удалось. Сотрудники LSE сообщили, что "сейчас планов по открытию отдельной площадки нет". Между тем недавно при Лондонской бирже уже был создан особый "русский отдел". Он занимается выводом российских компаний на европейские инвестиционные рынки. По данным политического еженедельника NewsWEEKLY, на днях председатель совета директоров ассоциации RSM International Крис Коннор во время визита в Россию сообщил, что этот отдел пользуется большей свободой от правительственного регулирования, нежели прочие подобные службы, и что контроль над качеством договоров минимизирован. "Мы действительно заинтересованы в привлечении компаний на Лондонскую биржу и будем пытаться это делать дальше", – сказал RBC daily Джон Эдвардс, старший менеджер LSE по Центральной и Восточной Европе. Впрочем, он признает, что необходимость облегчить российским инвесторам доступ на AIM назрела, так как данный сегмент является одним из самых быстрорастущих на Лондонской бирже. Так, в прошлом году объем торгов на этой площадке вырос на 134% по сравнению с предыдущим. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Во вторник, 28 февраля, LSE и ММВБ подпишут договор о стратегическом альянсе. По предварительной информации, после подписания этого документа российские компании получат возможность одновременно размещать акции на ММВБ и на LSE.
Российские фондовые биржи были сдержанными в комментариях. В РТС усомнились в целесообразности отдельной площадки по России и СНГ. В ММВБ заявили, что не комментируют "слухи в отношении своих партнеров".
По мнению заместителя председателя правления "МДМ-Банка" Алексея Панферова, AIM – и так чрезвычайно льготная площадка, требующая от эмитента раскрытия информации в меньшем объеме, чем в основной секции LSE. "Если прозрачность эмитента вызывает вопросы настолько, что хочется его "отделить перегородкой", зачем вообще идти на Лондонскую биржу? Компания может спокойно размещаться в России, – сказал он RBC daily. – Очевидно, что с таким уровнем транспарентности ни о каких дополнительных инвесторах речь не идет. Кто готов на такие риски, без проблем может инвестировать в акции, листингованные на ММВБ и РТС. Создавать отдельную площадку для таких компаний на AIM, на мой взгляд, не имеет смысла". Похожей точки зрения придерживаются и в ИГ "АТОН".
Том Адзхед, начальник аналитического отдела ИФК "Метрополь", не исключает возможности открытия на AIM отдельной площадки для русских, для которых действовали бы облегченные правила раскрытия информации. "Но я не думаю, что создание "русского гетто" на Лондонской бирже будет удачным решением", – подчеркивает он. Не видит большого смысла в создании подобной площадки и Дмитрий Бродский, аналитик ИК "Ренессанс Капитал". "Требования к компаниям на AIM на данный момент и так достаточно низкие, – говорит он. – Снижать их дальше, на мой взгляд, вряд ли имеет смысл, в том числе и по отношению к российским компаниям". Если последние будут выведены на отдельную площадку, это не пойдет им на пользу и по другой причине. "Одной из причин выхода на международные рынки является отсутствие сравнимых компаний в России. Создание "перегородки" между российскими и международными компаниями на AIM может уменьшить возможность сравнения и, соответственно, возможность применения высоких мультипликаторов стоимости западных компаний к размещающимся российским компаниям", – предупреждает г-н Бродский.
Правда, один из участников рынка предположил, что идея об отдельной секции для российских компаний на AIM может быть связана с желанием LSE создать этой группе эмитентов особые условия. На эту мысль его натолкнула появившаяся в российских деловых СМИ информация о том, что LSE намерена ввести для сырьевых компаний новые требования при проведении IPO. "AIM собирается повышать требования к компаниям, под которые эмитенты из России могут не подойти, – говорит собеседник RBC daily. – Поэтому у руководства LSE могла возникнуть идея выделить российские компании в особую группу". Такая версия, возможно, не лишена смысла. Лондонская биржа сейчас активно развивает сотрудничество с Россией, отмечает аналитик ИК "ФИНАМ" Ольга Беленькая. В результате спрос на первичные размещения на площадках столицы Великобритании растет. По прогнозам экспертов, в 2006-2007 гг. ожидается бум IPO на LSE и AIM. "Еще одним косвенным признаком усиления активности является информация о готовящемся соглашении о стратегическом партнерстве LSE с ММВБ", – продолжает г-жа Беленькая. Таким образом, идея создания "особых условий" могла возникнуть на волне крепнущей дружбы между фондовыми биржами Москвы и Лондона.
К тому же доля российских компаний растет и на других площадках британской столицы. "В 2005 г. доля российских компаний в общем объеме торгов на площадке глобальных депозитарных расписок (IOB) на Лондонской бирже выросла на 25%, – сообщает Джон Эдвардс из LSE. В январе этого года общий объем торгов на рынке IOB Лондонской биржи составил 21,6 млрд долл. Доля компаний CEE Team, включающая показатели России, в этом объеме приблизилась к отметке 69%. "Мы проводим активный маркетинг этого рынка в странах Восточной Европы, и в России в частности, – продолжает Джон Эдвардс. – И очень довольны тем, как российские компании представлены на этой площадке".
Впрочем, ведущий аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев сомневается в том, что отдельная площадка для российских компаний все-таки будет создана на Лондонской бирже. "Существует другая проблема. Когда FIM пыталась купить бумаги, котирующиеся на AIM, мы столкнулись с тем, что круг маркетмейкеров этой площадки очень ограничен, а всем тем, кто не входит в их число, предлагаются максимально невыгодные условия. Сегодня было бы более важно дать хороший доступ на AIM русским брокерам, которые будут торговать в большей степени бумагами эмитентов из России и СНГ, нежели делать отдельную секцию для листинга российских компаний".
Дмитрий Бродский, аналитик ИК "Ренессанс Капитал", тоже думает, что работе AIM не помешали бы некоторые коррективы. "Что, на мой взгляд, Лондонская биржа могла бы сделать для популяризации AIM – это допустить к обращению на альтернативной площадке депозитарные расписки, которые в данный момент не могут там торговаться", – сказал он RBC daily. Вместо обычных депозитарных расписок, по его мнению, не зарегистрированные в Великобритании компании могут разместить на AIM только сертификаты CREST (своеобразный аналог депозитарных расписок), которые могут приобрести не все инвесторы, что снижает спрос при размещении. "В результате же сложившейся ситуации компании вынуждены либо создавать холдинги и регистрировать их в Великобритании, либо предлагать к размещению не только сертификаты CREST, но и обычные депозитарные расходы без листинга (как, например, украинская компания "XXI век")", – резюмировал г-н Бродский.
По данным RBC daily, руководство Лондонской фондовой биржи обдумывает возможность создания на площадке AIM отдельной "русской" секции. По версии источника RBC daily, создание площадки для российских компаний связано с желанием защитить права инвесторов. По мнению западных игроков, для российских компаний характерен низкий уровень корпоративного управления, что делает покупку их ценных бумаг более рискованным мероприятием, чем работа с прочими эмитентами, размещающимися не только на LSE, но и на AIM. Собеседники RBC daily считают, что создание отдельной площадки может негативно сказаться на позициях российских компаний на международном рынке.
AIM (Alternative investment market) – площадка альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange, LSE). Создана в 1995 г. для IPO относительно небольших компаний с уровнем капитализации до 500 млн фунтов стерлингов. Основные преимущества AIM по сравнению со стандартным размещением на LSE – гибкие и упрощенные процедуры листинга и раскрытия информации, упрощенный проспект эмиссии. В прошлом году десять из тринадцати российских компаний, осуществившие IPO на общую сумму 4,5 млрд долл., провели его на Лондонской фондовой бирже: шесть в основной секции, четыре – на площадке альтернативных инвестиций. В их числе Urals Energy, Rambler Media, International Marketing & Sales Group, Zirax Plc ("Глобал-Каустик").
Как сообщил RBC daily со ссылкой на источник в LSE представитель одного из российских инвестбанков, Лондонская биржа намерена выделить на AIM специальную секцию для компаний из России. "Инвесторы должны знать, что у этих компаний риски гораздо выше, чем у остальных", – подчеркнул он. По его словам, российские компании отличаются низким уровнем корпоративного управления, что делает их более рискованными для инвесторов. Источник сообщил, что идея создать секцию появилась в преддверии массового выхода российских компаний на IPO. По его мнению, бум подобных сделок придется на 2006–2007 гг.
На Лондонской бирже информацию об идее открытия отдельной площадки для русских эмитентов назвали некорректной. Однако и категоричного ее опровержения RBC daily также получить не удалось. Сотрудники LSE сообщили, что "сейчас планов по открытию отдельной площадки нет". Между тем недавно при Лондонской бирже уже был создан особый "русский отдел". Он занимается выводом российских компаний на европейские инвестиционные рынки. По данным политического еженедельника NewsWEEKLY, на днях председатель совета директоров ассоциации RSM International Крис Коннор во время визита в Россию сообщил, что этот отдел пользуется большей свободой от правительственного регулирования, нежели прочие подобные службы, и что контроль над качеством договоров минимизирован. "Мы действительно заинтересованы в привлечении компаний на Лондонскую биржу и будем пытаться это делать дальше", – сказал RBC daily Джон Эдвардс, старший менеджер LSE по Центральной и Восточной Европе. Впрочем, он признает, что необходимость облегчить российским инвесторам доступ на AIM назрела, так как данный сегмент является одним из самых быстрорастущих на Лондонской бирже. Так, в прошлом году объем торгов на этой площадке вырос на 134% по сравнению с предыдущим. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Во вторник, 28 февраля, LSE и ММВБ подпишут договор о стратегическом альянсе. По предварительной информации, после подписания этого документа российские компании получат возможность одновременно размещать акции на ММВБ и на LSE.
Российские фондовые биржи были сдержанными в комментариях. В РТС усомнились в целесообразности отдельной площадки по России и СНГ. В ММВБ заявили, что не комментируют "слухи в отношении своих партнеров".
По мнению заместителя председателя правления "МДМ-Банка" Алексея Панферова, AIM – и так чрезвычайно льготная площадка, требующая от эмитента раскрытия информации в меньшем объеме, чем в основной секции LSE. "Если прозрачность эмитента вызывает вопросы настолько, что хочется его "отделить перегородкой", зачем вообще идти на Лондонскую биржу? Компания может спокойно размещаться в России, – сказал он RBC daily. – Очевидно, что с таким уровнем транспарентности ни о каких дополнительных инвесторах речь не идет. Кто готов на такие риски, без проблем может инвестировать в акции, листингованные на ММВБ и РТС. Создавать отдельную площадку для таких компаний на AIM, на мой взгляд, не имеет смысла". Похожей точки зрения придерживаются и в ИГ "АТОН".
Том Адзхед, начальник аналитического отдела ИФК "Метрополь", не исключает возможности открытия на AIM отдельной площадки для русских, для которых действовали бы облегченные правила раскрытия информации. "Но я не думаю, что создание "русского гетто" на Лондонской бирже будет удачным решением", – подчеркивает он. Не видит большого смысла в создании подобной площадки и Дмитрий Бродский, аналитик ИК "Ренессанс Капитал". "Требования к компаниям на AIM на данный момент и так достаточно низкие, – говорит он. – Снижать их дальше, на мой взгляд, вряд ли имеет смысл, в том числе и по отношению к российским компаниям". Если последние будут выведены на отдельную площадку, это не пойдет им на пользу и по другой причине. "Одной из причин выхода на международные рынки является отсутствие сравнимых компаний в России. Создание "перегородки" между российскими и международными компаниями на AIM может уменьшить возможность сравнения и, соответственно, возможность применения высоких мультипликаторов стоимости западных компаний к размещающимся российским компаниям", – предупреждает г-н Бродский.
Правда, один из участников рынка предположил, что идея об отдельной секции для российских компаний на AIM может быть связана с желанием LSE создать этой группе эмитентов особые условия. На эту мысль его натолкнула появившаяся в российских деловых СМИ информация о том, что LSE намерена ввести для сырьевых компаний новые требования при проведении IPO. "AIM собирается повышать требования к компаниям, под которые эмитенты из России могут не подойти, – говорит собеседник RBC daily. – Поэтому у руководства LSE могла возникнуть идея выделить российские компании в особую группу". Такая версия, возможно, не лишена смысла. Лондонская биржа сейчас активно развивает сотрудничество с Россией, отмечает аналитик ИК "ФИНАМ" Ольга Беленькая. В результате спрос на первичные размещения на площадках столицы Великобритании растет. По прогнозам экспертов, в 2006-2007 гг. ожидается бум IPO на LSE и AIM. "Еще одним косвенным признаком усиления активности является информация о готовящемся соглашении о стратегическом партнерстве LSE с ММВБ", – продолжает г-жа Беленькая. Таким образом, идея создания "особых условий" могла возникнуть на волне крепнущей дружбы между фондовыми биржами Москвы и Лондона.
К тому же доля российских компаний растет и на других площадках британской столицы. "В 2005 г. доля российских компаний в общем объеме торгов на площадке глобальных депозитарных расписок (IOB) на Лондонской бирже выросла на 25%, – сообщает Джон Эдвардс из LSE. В январе этого года общий объем торгов на рынке IOB Лондонской биржи составил 21,6 млрд долл. Доля компаний CEE Team, включающая показатели России, в этом объеме приблизилась к отметке 69%. "Мы проводим активный маркетинг этого рынка в странах Восточной Европы, и в России в частности, – продолжает Джон Эдвардс. – И очень довольны тем, как российские компании представлены на этой площадке".
Впрочем, ведущий аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев сомневается в том, что отдельная площадка для российских компаний все-таки будет создана на Лондонской бирже. "Существует другая проблема. Когда FIM пыталась купить бумаги, котирующиеся на AIM, мы столкнулись с тем, что круг маркетмейкеров этой площадки очень ограничен, а всем тем, кто не входит в их число, предлагаются максимально невыгодные условия. Сегодня было бы более важно дать хороший доступ на AIM русским брокерам, которые будут торговать в большей степени бумагами эмитентов из России и СНГ, нежели делать отдельную секцию для листинга российских компаний".
Дмитрий Бродский, аналитик ИК "Ренессанс Капитал", тоже думает, что работе AIM не помешали бы некоторые коррективы. "Что, на мой взгляд, Лондонская биржа могла бы сделать для популяризации AIM – это допустить к обращению на альтернативной площадке депозитарные расписки, которые в данный момент не могут там торговаться", – сказал он RBC daily. Вместо обычных депозитарных расписок, по его мнению, не зарегистрированные в Великобритании компании могут разместить на AIM только сертификаты CREST (своеобразный аналог депозитарных расписок), которые могут приобрести не все инвесторы, что снижает спрос при размещении. "В результате же сложившейся ситуации компании вынуждены либо создавать холдинги и регистрировать их в Великобритании, либо предлагать к размещению не только сертификаты CREST, но и обычные депозитарные расходы без листинга (как, например, украинская компания "XXI век")", – резюмировал г-н Бродский.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00