Чемодан для папоротника: случайное изобретение британского врача, навсегда изменившее мир
07.10.2021, 13:02 Вы наверняка видели этот модный интерьерный объект: небольшая стеклянная колба, куб, бокал, а иногда целый фрагмент стены, в котором заключается микро-сад с живыми растениями. Флорариум — случайное изобретение XIX века, открывшее море новых возможностей для ученых-ботаников и всех любителей растений. Как появился первый флорариум?
По официальной версии, его изобрел англичанин Натаниэль Уорд (не путать с американским ботаником и социологом Лестером Уордом, который жил в то же время и увлекался теми же науками). По иронии, первую «настольную оранжерею» создал не ученый-биолог, а практикующий хирург.
Сразу восстановим историческую справедливость! Первый прототип флорариума был создан все же не Уордом, а его соотечественником, шотландцем Аланом Александром Маконохи (по некоторым транскрипциям Маконочи). Смешно, но он тоже был не ботаником, а адвокатом и профессором гражданского права из Глазго. По некоторым сведениям, он стал выращивать растения в стеклянных колбах чуть ли не десятью годами раньше, чем Уорд, однако не предпринял ничего, чтобы обнародовать свое изобретение. А Уорд по итогам своих экспериментов в 1842 году издал книгу «О выведении растений в закрытых стеклянных емкостях», а затем еще и выступил с докладом в Королевском обществе в 1854 году, что и увековечило его имя в мировой ботанике. Натаниэль Уорд Wikimedia Commons Папоротник в стеклянной бутылке
Доктор Натаниэль Бегшоу Уорд жил в Лондоне, служил хирургом в Ист-Энде, а в свободное время увлекался ботаникой и энтомологией. Однажды он наблюдал за жизненным циклом моли, живущей в стеклянных бутылях. Куколки моли ученый поместил на влажную почву, устилавшую дно стеклянной бутыли. Спустя неделю Уорд заметил, что в бутыли с молью из почвы проклюнулся росток папоротника: очевидно, спора попала туда по ошибке. Микроклимат бутыли явно понравился растению.
Дело происходило в 1829 году, когда папоротники были в чести у английских садоводов. Вырастить папоротник в Лондоне оказалось не так просто: папоротники привыкли бы и к недостатку солнца, и к более холодным температурам, чем в родных тропических лесах, и к высокой влажности, и даже к соленым туманам —, но ужасного английского смога они не выдерживали.
Лондон середины XIX века — столица промышленной революции: множество фабрик, заменивших мануфактуры, чернометаллургические заводы, активное производство щелочи и тонны сжигаемого угля покрывали город облаком черного дыма.
Но англичане не сдавались: ботаника и садоводство оставались популярным хобби. Чахлые сады на задних дворах городских особняков стали неотъемлемым атрибутом Лондона тех времен. Путешествие в Австралию в деревянном ящике
Итак, одному из папоротников повезло прорасти в изолированной емкости с микроклиматом чуть более здоровым, чем в индустриальной европейской столице. Уорд принялся наблюдать за растением и спустя четыре года окончательно убедился, что папоротники отлично себя чувствуют в стеклянных бутылях. Тогда Уорд решился на смелый эксперимент: он смастерил деревянный ящик со стеклянными вставками, куда пересадил несколько папоротников — и отправил их на корабле в Австралию своему другу, ботанику и исследователю австралийской флоры.
После нескольких месяцев морского путешествия растения благополучно достигли Сиднея. Для тогдашних ученых это означало настоящий прорыв. Середина XIX века — не только расцвет промышленной революции, но и период активной колонизации, всестороннего изучения новых земель. Джеймс Кук, к примеру, совершил свою первую экспедицию к берегам Австралии в 1770 году, то есть менее 70 лет назад. С тех пор было совершено несколько научных экспедиций, которые показали: растительный мир нового континента поразительно отличается от флоры Евразии.
Британские исследователи активно занялись изучением эндемичных растений, среди которых оказались тропические лианы, араукарии, макропидии, особые виды фикусов и эпифитов. Многие из них сейчас выращиваются в домашних условиях на любом континенте —, но тогда это были невиданные экзотические растения, поражающие воображение европейцев. Ящик Уорда Wikimedia Commons
«Ящик Уорда» фактически открыл новую эру в ботанике: теперь растения могли путешествовать с континента на континент, а ученые — изучать их не только в эндемичной среде, но и в кабинетных условиях. Растения-путешественники
Транспортировка растений до изобретения «ящика Уорда» представляла собой печальное предприятие: растения перевозили прямо на палубах кораблей, и за несколько недель путешествия практически все драгоценные ростки погибали от соленой водяной пыли.
Одним из первых пользователей ящика Уорда стал путешественник, исследователь и судовой врач Джозеф Далтон Хукер. Он был участником четырехлетней экспедиции Джеймса Кларка Росса в Антарктику на кораблях Эреб и Террор (1839–43 годы); в ящиках Уорда Хукер отправил на корабле из Новой Зеландии в Англию многие виды собранных и пророщенных им растений.
Идея использовать ящики из стекла и дерева для перевозки растений увлекла не только ученых, но и предпринимателей-плантаторов, которые на тот момент искали способы распространять по всему миру новые агрокультуры — каучук, кофе, чай, хлопок и другие.
В мае 1848 года представители Ост-Индийской компании наняли ботаника Роберта Форчуна для неслыханного акта промышленного шпионажа. Он должен был, воспользовавшись ящиками Уорда, тайно перевезти из Китая 20 000 саженцев чайного куста. Афера удалась, кустики были похищены, высажены в Индии и спустя несколько лет положили конец китайской монополии на производство чая. Об этом подробно рассказывает Сара Роуз в книге «В погоне за китайским чаем» (2010 год).
На этом история растений-путешественников только начинается: изобретение Уорда позволило завезти на Фиджи китайский банан кавендиш, каучуковое дерево из Бразилии переселить на Шри-Ланку и в Малайю (а это, кстати, позволило британцам производить собственную резину, что впоследствии существенно повлияло на исход Второй Мировой войны. Но это уже другая история).
В конце концов, если бы не первые флорариумы, вряд ли в начале XX века стало бы возможным повальное увлечение европейцев орхидеями. Уровень развития агрохимии в те времена не позволял выращивать эти роскошные капризные цветы просто на подоконнике.
«Ящик Уорда» быстро вошел в моду не только у ученых и путешественников, но и у простых английских горожан. В то же время когда Уорд научился безопасно перевозить растения через океан, в Лондоне освоили производство стекла. Материал стал более доступен, и в Англии начался настоящий стеклянный бум. Горожане стали остеклять веранды, террасы, сооружать из стекла оранжереи и теплицы — ну, а те, кому это было не по карману, могли завести у себя на окне стеклянный ящик и растить в нем те же папоротники или другие теплолюбивые растения. Флорариум в XXI веке: в чем сила?
Сегодня вопрос транcпортировки растений уже не столь актуален. Флорариумы перестали быть «чемоданами для растений» и постепенно превратились в статичные островки природы, рекреационные решения в условиях мегаполиса. Флорариумы можно встретить в квартирах, офисах, банках, торговых центрах и даже в лифтах.
Чем флорариум привлекает современного горожанина?
Во-первых, возможностью завести собственную миниатюрную оранжерею даже на микропространстве. В крошечном кабинете или студии площадью не больше 20 кв. м найдется место для изящной колбы или флорариума, выполненного в технике тиффани. Маленький экзотический сад на собственном письменном столе — звучит заманчиво. Да и купить флорариум в Москве не составляет большого труда.
Во-вторых, во флорариуме легко поддерживать особый микроклимат, в котором хорошо растут сложные растения: тропические плющи, суккуленты, орхидеи, декоративные мхи, которым в современных городах слишком холодно и сухо.
Далее — флорариум представляет собой самый чистый вид садоводства. Можно годами не пересаживать, не перекапывать растения, а полив осуществлять при помощи специального механизма.
Большой популярностью среди современных садоводов пользуются флорариумы, выполненные в технике тиффани. Это витражная техника, при которой емкость для растений составляется из отдельных кусочков прозрачного стекла, обернутых по торцу медной фольгой и затем запаянных припоем. Это уже не тот деревянный ящик со стеклянными стенками, в котором были отправлены из Англии случайно выжившие папоротники: техника тиффани позволяет создавать настоящие арт-объекты вообще без использования деревянных или металлических каркасов.
Материал подготовлен компанией Flowwow
По официальной версии, его изобрел англичанин Натаниэль Уорд (не путать с американским ботаником и социологом Лестером Уордом, который жил в то же время и увлекался теми же науками). По иронии, первую «настольную оранжерею» создал не ученый-биолог, а практикующий хирург.
Сразу восстановим историческую справедливость! Первый прототип флорариума был создан все же не Уордом, а его соотечественником, шотландцем Аланом Александром Маконохи (по некоторым транскрипциям Маконочи). Смешно, но он тоже был не ботаником, а адвокатом и профессором гражданского права из Глазго. По некоторым сведениям, он стал выращивать растения в стеклянных колбах чуть ли не десятью годами раньше, чем Уорд, однако не предпринял ничего, чтобы обнародовать свое изобретение. А Уорд по итогам своих экспериментов в 1842 году издал книгу «О выведении растений в закрытых стеклянных емкостях», а затем еще и выступил с докладом в Королевском обществе в 1854 году, что и увековечило его имя в мировой ботанике. Натаниэль Уорд Wikimedia Commons Папоротник в стеклянной бутылке
Доктор Натаниэль Бегшоу Уорд жил в Лондоне, служил хирургом в Ист-Энде, а в свободное время увлекался ботаникой и энтомологией. Однажды он наблюдал за жизненным циклом моли, живущей в стеклянных бутылях. Куколки моли ученый поместил на влажную почву, устилавшую дно стеклянной бутыли. Спустя неделю Уорд заметил, что в бутыли с молью из почвы проклюнулся росток папоротника: очевидно, спора попала туда по ошибке. Микроклимат бутыли явно понравился растению.
Дело происходило в 1829 году, когда папоротники были в чести у английских садоводов. Вырастить папоротник в Лондоне оказалось не так просто: папоротники привыкли бы и к недостатку солнца, и к более холодным температурам, чем в родных тропических лесах, и к высокой влажности, и даже к соленым туманам —, но ужасного английского смога они не выдерживали.
Лондон середины XIX века — столица промышленной революции: множество фабрик, заменивших мануфактуры, чернометаллургические заводы, активное производство щелочи и тонны сжигаемого угля покрывали город облаком черного дыма.
Но англичане не сдавались: ботаника и садоводство оставались популярным хобби. Чахлые сады на задних дворах городских особняков стали неотъемлемым атрибутом Лондона тех времен. Путешествие в Австралию в деревянном ящике
Итак, одному из папоротников повезло прорасти в изолированной емкости с микроклиматом чуть более здоровым, чем в индустриальной европейской столице. Уорд принялся наблюдать за растением и спустя четыре года окончательно убедился, что папоротники отлично себя чувствуют в стеклянных бутылях. Тогда Уорд решился на смелый эксперимент: он смастерил деревянный ящик со стеклянными вставками, куда пересадил несколько папоротников — и отправил их на корабле в Австралию своему другу, ботанику и исследователю австралийской флоры.
После нескольких месяцев морского путешествия растения благополучно достигли Сиднея. Для тогдашних ученых это означало настоящий прорыв. Середина XIX века — не только расцвет промышленной революции, но и период активной колонизации, всестороннего изучения новых земель. Джеймс Кук, к примеру, совершил свою первую экспедицию к берегам Австралии в 1770 году, то есть менее 70 лет назад. С тех пор было совершено несколько научных экспедиций, которые показали: растительный мир нового континента поразительно отличается от флоры Евразии.
Британские исследователи активно занялись изучением эндемичных растений, среди которых оказались тропические лианы, араукарии, макропидии, особые виды фикусов и эпифитов. Многие из них сейчас выращиваются в домашних условиях на любом континенте —, но тогда это были невиданные экзотические растения, поражающие воображение европейцев. Ящик Уорда Wikimedia Commons
«Ящик Уорда» фактически открыл новую эру в ботанике: теперь растения могли путешествовать с континента на континент, а ученые — изучать их не только в эндемичной среде, но и в кабинетных условиях. Растения-путешественники
Транспортировка растений до изобретения «ящика Уорда» представляла собой печальное предприятие: растения перевозили прямо на палубах кораблей, и за несколько недель путешествия практически все драгоценные ростки погибали от соленой водяной пыли.
Одним из первых пользователей ящика Уорда стал путешественник, исследователь и судовой врач Джозеф Далтон Хукер. Он был участником четырехлетней экспедиции Джеймса Кларка Росса в Антарктику на кораблях Эреб и Террор (1839–43 годы); в ящиках Уорда Хукер отправил на корабле из Новой Зеландии в Англию многие виды собранных и пророщенных им растений.
Идея использовать ящики из стекла и дерева для перевозки растений увлекла не только ученых, но и предпринимателей-плантаторов, которые на тот момент искали способы распространять по всему миру новые агрокультуры — каучук, кофе, чай, хлопок и другие.
В мае 1848 года представители Ост-Индийской компании наняли ботаника Роберта Форчуна для неслыханного акта промышленного шпионажа. Он должен был, воспользовавшись ящиками Уорда, тайно перевезти из Китая 20 000 саженцев чайного куста. Афера удалась, кустики были похищены, высажены в Индии и спустя несколько лет положили конец китайской монополии на производство чая. Об этом подробно рассказывает Сара Роуз в книге «В погоне за китайским чаем» (2010 год).
На этом история растений-путешественников только начинается: изобретение Уорда позволило завезти на Фиджи китайский банан кавендиш, каучуковое дерево из Бразилии переселить на Шри-Ланку и в Малайю (а это, кстати, позволило британцам производить собственную резину, что впоследствии существенно повлияло на исход Второй Мировой войны. Но это уже другая история).
В конце концов, если бы не первые флорариумы, вряд ли в начале XX века стало бы возможным повальное увлечение европейцев орхидеями. Уровень развития агрохимии в те времена не позволял выращивать эти роскошные капризные цветы просто на подоконнике.
«Ящик Уорда» быстро вошел в моду не только у ученых и путешественников, но и у простых английских горожан. В то же время когда Уорд научился безопасно перевозить растения через океан, в Лондоне освоили производство стекла. Материал стал более доступен, и в Англии начался настоящий стеклянный бум. Горожане стали остеклять веранды, террасы, сооружать из стекла оранжереи и теплицы — ну, а те, кому это было не по карману, могли завести у себя на окне стеклянный ящик и растить в нем те же папоротники или другие теплолюбивые растения. Флорариум в XXI веке: в чем сила?
Сегодня вопрос транcпортировки растений уже не столь актуален. Флорариумы перестали быть «чемоданами для растений» и постепенно превратились в статичные островки природы, рекреационные решения в условиях мегаполиса. Флорариумы можно встретить в квартирах, офисах, банках, торговых центрах и даже в лифтах.
Чем флорариум привлекает современного горожанина?
Во-первых, возможностью завести собственную миниатюрную оранжерею даже на микропространстве. В крошечном кабинете или студии площадью не больше 20 кв. м найдется место для изящной колбы или флорариума, выполненного в технике тиффани. Маленький экзотический сад на собственном письменном столе — звучит заманчиво. Да и купить флорариум в Москве не составляет большого труда.
Во-вторых, во флорариуме легко поддерживать особый микроклимат, в котором хорошо растут сложные растения: тропические плющи, суккуленты, орхидеи, декоративные мхи, которым в современных городах слишком холодно и сухо.
Далее — флорариум представляет собой самый чистый вид садоводства. Можно годами не пересаживать, не перекапывать растения, а полив осуществлять при помощи специального механизма.
Большой популярностью среди современных садоводов пользуются флорариумы, выполненные в технике тиффани. Это витражная техника, при которой емкость для растений составляется из отдельных кусочков прозрачного стекла, обернутых по торцу медной фольгой и затем запаянных припоем. Это уже не тот деревянный ящик со стеклянными стенками, в котором были отправлены из Англии случайно выжившие папоротники: техника тиффани позволяет создавать настоящие арт-объекты вообще без использования деревянных или металлических каркасов.
Материал подготовлен компанией Flowwow
Ещё новости по теме:
18:20