Чуров: Суды, проблемы в мире — это всё преходящее, а выборы — вечное

Пятница, 8 мая 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Сейчас в России идёт процесс создания общепонятной прозрачной избирательной системы, рассказал глава ЦИК
 
К. ФАТКУЛЛИН: У микрофона Камиль Фаткуллин, в студии ведущий Владимир Чуров, председатель ЦИК России. Владимир Евгеньевич, добрый вечер!
 
В. ЧУРОВ: Камиль Фаритович, добрый вечер. Добрый вечер, наши радиослушатели! Сегодня в «Команде Ч» Андрей Николаевич Ковальчук, народный художник РФ, председатель Союза художников России, скульптор, автор известных памятников Фёдору Фёдоровичу Ушакову в Москве, Савве Сторожевском и князю Юрию Звенигородскому в Звенигороде и многих других.
 
И ещё один наш избиратель и одновременно председатель избирательной комиссии Амурской области, к тому же скульптор, в настоящее время не спит и ждёт нас у телефона в Благовещенске — это Николай Алексеевич Неведомский.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Николай Алексеевич, минут через 15 позвоним.
 
В. ЧУРОВ: И сегодня наша тема — память и памятники. Тем более что сегодня, 6 мая, днём я имел честь присутствовать на открытии памятника, сделанного скульптором Рукавишниковым, конная статуя маршала Рокоссовского, маршала Советского Союза и маршала Польши. Памятник открыт в Москве, естественно, на Бульваре Рокоссовского. Открывал памятник Дмитрий Анатольевич Медведев, председатель правительства Российской Федерации, министр культуры Владимир Ростиславович Мединский в присутствии большого количества москвичей, ветеранов, потомков маршалов Победы.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Поэтому Вы нарядный такой, со знаками отличия.
 
В. ЧУРОВ: Нижний знак — это исторический знак Российского военно-исторического общества. Петербургские коллеги из Петербургского отделения восстановленного Российского военно-исторического общества сделали точную копию дореволюционного знака, такой большой двуглавый орёл. Инициатором установки памятника было Российское военно-историческое общество во главе с Владимиром Ростиславовичем Мединским. Поэтому все члены общества, надели эти знаки.
 
К. ФАТКУЛЛИН: У Вас прописано, где он должен находиться?
 
В. ЧУРОВ: Это знак мундирный, он должен находиться на левом борту, ниже остальных знаков отличия, где до революции размещались полковые знаки, знаки учебных заведений средних. Мы хотели с вами начать с нескольких текущих вопросов, вы меня попросили защитить председателя Московской областной избирательной комиссии Ирека Раисовича Вильданова.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Я прочитаю заголовок, который был опубликован: «На бандитских выборах в подмосковной Балашихе демократические активисты умылись кровью, заведя съёмку вброса бюллетеней».
 
В. ЧУРОВ: По заявлению Ирека Раисовича Вильданова и председателя территориальной избирательной комиссии Балашихи — это теперь объединённый город с Железнодорожным, правоохранительные органы тщательно разбираются со всеми событиями. Председатель территориальной избирательной комиссии принёс мне пачку интересных документов, но комментировать их рано. Могу привести только один факт. Из всех муниципальных выборах, которые состоялись в этот день в Подмосковье, шум был поднят и претензии предъявляются только к 8 округу в населённом пункте Железнодорожный. При том, что туда съехалось около 100 наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом от ряда кандидатов, причём из Саратова, Москвы, Йошкар-Олы, Твери и так далее. Всё это наводит на мысль, что, может быть, они хотели немного потренироваться, поучиться, как организовать…
 
К. ФАТКУЛЛИН: Организовать спектакль.
 
В. ЧУРОВ: Я воздерживаюсь от определений, пока правоохранительные органы разбираются в этом деле. Ещё раз хочу подчеркнуть: мы не должны делать скоропалительных выводов. Что касается Ирека Раисовича, он в защите не нуждается, он руководитель независимого государственного органа субъекта Российской Федерации, и я не обладаю административной властью отстранить его от должности. Поэтому я бы хотел предложить людям, которые называют себя правозащитниками, хотя бы немного изучить законодательство РФ.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Письмо от них Вы получили?
 
В. ЧУРОВ: Да. Они получат соответствующий ответ от нашей юридической службы.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Какие сроки?
 
В. ЧУРОВ: В установленные законом сроки.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А Вы связывались с Иреком Раисовичем? Он расстроился из-за этой ситуации?
 
В. ЧУРОВ: Он человек опытный. Мне понравился заголовок одного из его интервью: «Организация информационной карусели». Возможно, что это некая новая технология, подготовленная заранее намеченная на срыв выборов в 2016 году.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Ваше мнение — это изнутри или снаружи подготовлено было?
 
В. ЧУРОВ: Я давно говорил радиослушателям, что все противоправные технологии, связанные с выборами, изобретены ещё в XIX веке бандитской организацией в Нью-Йорке «Таммани-холл», то есть нью-йоркским отделением демократической партии в США. Мы с Вами говорим об очень интересных вещах. До этого я слушал Проханова в вашем эфире, Вы мне сказали, что народ сейчас очень внимательно смотрит за трансляцией процесса Васильевой, много других проблем в мире. Но это всё преходящее, а выборы — это вечное. Поэтому мы будем говорить с Вами о вечном.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Ещё одна тема — у Вас новшество в ЦИК.
 
В. ЧУРОВ: Сегодня мы впервые тестировали так называемые машиночитаемые компьютерные формы, которые помогут кандидатам в депутаты Госдумы VII созыва в 2016 году заполнить все необходимые документы, сведения, которые они должны представить. Мне понравилась эта машиночитаемая форма, она легка для заполнения. Но мы обладаем уникальной возможностью: завтра, 7 мая, в ваш эфир вместе с этой компьютерной программой придёт специалист, и Вы сами или Ваш коллега попробуете заполнить и представить себе, что Вы кандидат.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А если сбой, глюк будет? Неловко получится.
 
В. ЧУРОВ: В соответствии с законодательством кандидат имеет право вносить исправления на первом этапе внесения документов. Программа вместо избирательной комиссии заранее покажет, какую графу вы неправильно или неточно заполнили.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А заполнить можно будет дома?
 
В. ЧУРОВ: Где угодно.
 
К. ФАТКУЛЛИН: И принести на флешке?
 
В. ЧУРОВ: Закон требует от кандидата лично сдавать документы в избирательную комиссию. Вы можете любым способом передать это на компьютер избирательной комиссии.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А если я набрал всё у себя дома и направил по почте. Пришёл лично, сказал: «У Вас на почте лежит». Так годится?
 
В. ЧУРОВ: Я должен уточнить у наших юристов, возможен ли такой вариант. На первый взгляд, возможен. Здесь важно сверить. Он должен будет сверить, что это он заполнял.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А на дискете можно будет принести?
 
В. ЧУРОВ: Можно.
 
К. ФАТКУЛЛИН: У Вас остались такие компьютеры?
 
В. ЧУРОВ: Вы знаете, что есть маленькая коробочка, потому что у меня флоппи-диски маленькие сохранились со времён работы в Смольном.
 
К. ФАТКУЛЛИН: 3,5?
 
В. ЧУРОВ: Меньше — 1,8. Я провёл эксперимент. У меня флоппи-диск самый старый, которому 20 лет, не осыпался.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Информация на нём сохранилась?
 
В. ЧУРОВ: Да, считывается. Хотя пугали, что 10 лет и всё. Завтра я пришлю к Вам специалиста, который это покажет, сможете потренироваться. Вдруг одна из партий выдвинет Вас кандидатом?
 
К. ФАТКУЛЛИН: Коммунисты, почему нет.
 
В. ЧУРОВ: Партий у нас 77. У Вас есть выбор.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Владимир Евгеньевич, Вашу страницу удалили из Facebook — Вы в курсе?
 
В. ЧУРОВ: Это давно. Периодически чистят. Мне проще, чем другим. Я всегда говорю, что у Владимира Евгеньевича Чурова никаких страниц ни в каких социальных сетях нет принципиально.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Давайте прямо сейчас заведём?
 
В. ЧУРОВ: Нет. Всё, что может появиться под моим именем — это фальшивые аккаунты, и их периодически либо сами социальные сети убирают, либо по предложению Роснадзора.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Но ведь жизнь меняется, и когда-то Вы захотите завести?
 
В. ЧУРОВ: Нет, я предпочитаю другие способы общения.
 
К. ФАТКУЛЛИН: В ближайшие 10 лет Вы соцсети не заведёте?
 
В. ЧУРОВ: 1 Мая, праздник мира и труда, получился для меня действительно праздником труда. Я завершил часть четырёхлетнего труда. Я работал над тремя книгами, и первая из этих трёх книг — «Путешествие в Марокко с Анастасом Ивановичем Микояном». Она хорошо иллюстрированная, все иллюстрации подобраны мной. Это история 1961 года и современности, с экскурсом в более отдалённое время. Я передаю в дар «Русской службе новостей».
 
К. ФАТКУЛЛИН: Мы с Вами были в этой стране в один год.
 
В. ЧУРОВ: И почему-то по поводу Касабланки у нас противоположные мнения. Я в восторге от французского города, сохранившихся там памятников архитектуры. Мне показался город достаточно чистым, одним из самых чистых на северном побережье Африки,
 
К. ФАТКУЛЛИН: Мне не понравился.
 
В. ЧУРОВ: Касабланка, Маракеш. Те места, в которых работал в 1961-1962 годах мой отец и куда приезжал Анастас Иванович Микоян проверять, как работают советские специалисты.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Кто заинтересовался книгой, заходите почитать.
 
В. ЧУРОВ: К теме выборов я бы присоединил, что мы продолжаем внимательно следить за ситуацией в Калининграде, наша позиция неизменна. Если кандидат не допустил в своих сданных документах серьёзные ошибки, не скрыл судимость, не скрыл и не пользовался финансированием избирательных фондов из-за рубежа, нет оснований отказывать им в регистрации. Мы также недавно вернулись большой группой наблюдателей из Казахстана. Сейчас один очень опытный сотрудник, Лысенко Владимир Иванович, находится в Великобритании наблюдателем на парламентских выборах, и я думаю, что приведу его сюда.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Сначала Владимир Мединский, как мы договаривались.
 
В. ЧУРОВ: Готовим поездку нашего общественника, учёного, профессора Бабуркина из Ярославля в Мексику на выборы. Работа продолжается, несмотря на праздники. И уже сразу после праздников мы собираемся в Кемерово и в Ханты-Мансийск, где будут проведены ещё два межокружных семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов федерации с тем, чтобы проверить, как идёт подготовка к единому дню голосования в сентябре этого года и как идёт подготовка к 2016 году.
 
К. ФАТКУЛЛИН: По основным темам прошли, давайте к основной теме программы. Наш гость, Андрей Ковальчук, народный художник России, внимательно слушал про выборы. Я надеюсь, для Вас это тоже было любопытно.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Да, я услышал много нового.
 
В. ЧУРОВ: Для Вас, наверно, сюрприз, что председатель Амурской территориальной комиссии субъекта Российской Федерации Николай Алексеевич Неведомский — ещё и скульптор. Давайте выйдем с ним на связь и спросим, какие памятники он поставил и какие собирается поставить.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А почему мы его выбрали?
 
В. ЧУРОВ: Потому что среди территориальных председателей — он единственный скульптор.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Так совпало или Вы целенаправленно искали?
 
В. ЧУРОВ: Нет, просто в нашем коллективе можно найти людей с разными талантами, в том числе есть и скульптор.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Николай Алексеевич, добрый день!
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Добрый вечер!
 
В. ЧУРОВ: Доброй ночи! Извините, что мы заставляем Вас не спать. Сколько у Вас времени?
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Четвёртый час.
 
В. ЧУРОВ: Как Вы стали скульптором? Вы член Союза художников?
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Это громкое название — скульптор. Так случилось, что мне пришлось заниматься. Вы знаете эту историю, видели.
 
В. ЧУРОВ: Великолепный, кстати, памятник казакам-первопроходцам на Амуре. Расскажите о нём немного.
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Казакам-первопоселенцам. У нас есть в Благовещенске место, где похоронены 26 казаков-первопоселенцев, которые официально были в первой зимовке, не перенесли её. Есть место захоронения, и в 2011 году был установлен поклонный крест, имена дошли до наших дней, и был заложен камень в основание будущего памятника. В ту пору я был главой администрации города Благовещенска, и по уходу я объявил конкурс. Конкурс не состоялся. Вернее, состоялся, но первое место не было присуждено. И показал свои наброски, задумки в то время губернатору Амурской области Кожемяко Олегу Николаевичу. Было принято решение заниматься этим. Так оно и получилось.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Три человека: один сидит, двое стоят. Правильно? Мы нашли фотографии.
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Три казака: это офицер не старше 45 лет, уже умудрённый опытом, походами, и два человека помоложе. Русская троица, три богатыря. Были какие-то проекты, их было восемь представлено, комиссия не сочла их тогда достойными, может, великого желания не было. Этот памятник построен на народные деньги без бюджетного участия. Этот проект был обсуждён с широким кругом общественности, казаками, научной интеллигенцией. Честно говоря, для меня это необычная, но очень интересная работа. Когда-то мама у меня работала воспитателем детского сада и сказала, что ей нужен на детскую площадку козлёнок. Как я его сделаю? Она меня доставала, и пришлось сделать. Пошёл в депо, взял русскую валюту, сварили каркас, а потом всё это бинтами, цементом обмазали. По-моему, он до сих пор стоит.
 
В. ЧУРОВ: Вы даже знаете технологию.
 
А. КОВАЛЬЧУК: В отношении каркаса — это, конечно, профессиональный термин, и без него не может быть никакой скульптуры. Я думаю, что творчество у российских граждан активно развивается в разных направлениях и видах искусства.
 
В. ЧУРОВ: Я в своей жизни ничего не сделал, кроме глиняной собачки, которую мне доверили сделать, когда я поехал на производство Дымковской игрушки, моей любимой, я очень люблю народную русскую игрушку. Мне там дали маленький кусочек глины, что не жалко было, я из неё вылепил собачку с ушами и хвостиком.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Её обожгли?
 
В. ЧУРОВ: Она хранится у них в музее. Она маленькая, 5 сантиметров в длину, без каркаса.
 
Николай Алексеевич, мы Вам желаем спокойной ночи.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Спасибо, что нашли время.
 
Н. НЕВЕДОМСКИЙ: Спасибо, и вам всего доброго, удачи.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Призовём всех посмотреть в интернете скульптуру.
 
В. ЧУРОВ: В интернете не то.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Хорошо, призовём всех ехать в Благовещенск.
 
В. ЧУРОВ: Почему бы и нет? Очень благоустроенный город, чистый.
 
Андрей Николаевич, Вы поставили очень много своих работ в самых разных местах: в Финляндии, Париже, Йошкар-Оле, на Поклонной горе памятник героям Первой Мировой войны, памятник императору Николаю II в Белграде. Как Вы выбирали места установки или не Вы их выбирали?
 
А. КОВАЛЬЧУК: Не всегда скульптор выбирает место, даже, наверно, крайне редко. Обычно место выбирается уже в ситуации, которая возникает в том или ином городе или стране. Скульптор иногда может повлиять, скорректировать выбор места заказчика. Я выбирал место, наверно, в 20% всех памятников. Все остальные места были предложены.
 
В. ЧУРОВ: Вы учитываете предложенное место при разработке композиции скульптуры?
 
А. КОВАЛЬЧУК: Обязательно. Любое монументальное произведение во многом зависит от ландшафта, от окружающей среды, от того места, где будет установлено. Само композиционное решение изначально зависит от этого места. Должна ли быть в этом месте какая-то вертикальная, горизонтальная композиция, какой масштаб, объём, основные точки обзора, куда смотрит памятник, если это фигура человека. От места зависит очень многое.
 
В. ЧУРОВ: В этом основное отличие профессии скульптора от профессии организатора выборов. Выборы должны быть организованы в полном соответствии с законодательством РФ, одинаково, независимо от места проведения голосования. Я много раз выбирал место для установки различных памятников и в Петербурге, и в Москве.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Ваше решение было принято?
 
В. ЧУРОВ: В Петербурге порядка дюжины памятников установлены в тех местах, которые были предложены мной. Я участвовал в установке этих памятников.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А пару примеров?
 
В. ЧУРОВ: Я рассказывал, что я вспомнил былое и выбрал в Москве место для установки памятника Скобелеву, который мы открывали некоторое время назад. Сейчас у меня очень интересная история случилась. Зная мои прежние увлечения установкой памятников, в Петербурге сразу две группы скульпторов пригласили меня в свои мастерские посмотреть памятник адмиралу Ушакову. Первая группа — это Валентин Дмитриевич Свешников, очень известный петербургский скульптор, один из старейших скульпторов Петербурга вместе с Яном Яновичем Нейманом, с которым мы устанавливали доску Скобелеву в Петропавловской крепости, где он родился в доме своего деда, коменданта Петропавловской крепости. Они показали свой эскиз в полный рост.
 
К. ФАТКУЛЛИН: В гипсе?
 
В. ЧУРОВ: В гипсе или глине.
 
А. КОВАЛЬЧУК: В пластилине, может быть.
 
В. ЧУРОВ: В развевающемся плаще, смотрящий в море. Динамичный памятник. Другой памятник — Владимира Эмильевича Горевого, тоже очень известного скульптора, теперь петербургского. У него классический статичный памятник. Место в Петербурге для такого памятника пока одно — у Морского собора в Кронштадте.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Что логично.
 
В. ЧУРОВ: На мой взгляд, подходящее место установки памятника Свешникова-Неймана было бы в Севастополе, на северной стороне. Это же высокий берег. Южная сторона довольно низкая, а северная — высокая. И где-то там, на утёсе, в районе Батарей.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Это далеко от центра города.
 
В. ЧУРОВ: Но сейчас уже город разросся. Да и Батарея береговой обороны знаменита. Где-то там, на высоте, чтобы он стоял, овеваемый ветрами морскими, и смотрел вдаль, предполагая увидеть там свою эскадру с белоснежными парусами.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Эта идея только внутри Вашей головы или Вы её высказали?
 
В. ЧУРОВ: Я начал переговоры с севастопольцами.
 
К. ФАТКУЛЛИН: С администрацией города.
 
В. ЧУРОВ: Я был бы счастлив, если бы удалось установить оба варианта памятника.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Один в Петербурге, другой — в Севастополе?
 
В. ЧУРОВ: Да. Я думаю, динамичный памятник прекрасно бы смотрелся именно на утёсе, о подножие которого разбиваются морские волны. Простите, в петербургском болоте такого утёса не найти.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Пока. Всё впереди. То есть Вам оба эскиза понравились?
 
В. ЧУРОВ: Да, очень.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Пришлите нам информацию, мы на сайте повесим.
 
В. ЧУРОВ: Я спрошу разрешения у авторов, поскольку это эскизы. Но один из них можно увидеть сейчас в атриуме Центризбиркома, у нас проходит выставка эскизов Владимира Эмильевича Горевого. Через некоторое время будет выставка Валентина Дмитриевича Свешникова и Яна Яновича Неймана.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Мы всех зовём, это всё бесплатно, правильно?
 
В. ЧУРОВ: Да. Только по заявкам, поскольку у нас пропускной режим. Мы говорили с Вами о прошлой выставке монголо-российской, её посетило более 3 тысяч человек.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Для закрытого здания с пропускной системой это очень прилично.
 
В. ЧУРОВ: Это организованные группы, отдельные желающие граждане были присоединены к этим группам.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Давайте призовём учителей истории, руководителей исторических кружков приходить.
 
В. ЧУРОВ: Сейчас каждый день происходит что-то интересное. Сегодня было открытие памятника маршалу Рокоссовскому, мне это очень дорого, потому что мой дед в 1921 году с Константином Константиновичем Рокоссовским вместе помогал московским товарищам изгнать Унгерна, помогал народной армии Сухэ-Батора, Чойбалсана, Максаржава в экспедиционном корпусе Красной Армии. Послезавтра состоится освящение храма Преображения Господня на Преображенской площади. Это та самая историческая Преображенская церковь, первую из которых построили солдаты Преображенского потешного полка. Сейчас она восстановлена на прежнем месте. Освящать будет святейший патриарх Кирилл. Российское военно-историческое общество передаёт в дар этой церкви восемь аутентичных копий исторических знамён Преображенского полка в период с 1700 по 1883 год. Совместно с Министерством обороны Российское военно-историческое общество эти восемь знамён по православной русской и воинской традиции передаёт на хранение в Преображенскую церковь, которая будет освящена послезавтра. Мы говорим с Вами о созидании. Во всех передачах «Команды Ч» мы говорим, что в России идёт процесс созидания: и созидание общепонятной прозрачной избирательной системы, и созидание городов. Установка памятников — это тоже созидание, сохранение нашей истории. Мы видим противоположный процесс — процесс разрушения. Французская революция, почему-то называемая Великой, хотя её логичнее было бы назвать кровавой, разрушительной. Пока не пришёл Бонапарт и не навёл порядок, был полный хаос: и экономическая разруха, и кругом враги. Сколько голов полетело ради счастливого будущего в корзину с отрубями на гильотине? И сколько памятников было разрушено? Вы знаете эту анекдотичную историю, когда они посшибали головы святым праотцам, пророкам и апостолам в Notre-Dame de Paris, потому что они были в коронах, и они сочли, что это изображение ненавистных королей. Потом эти головы снова приклеили, а подлинники в Musйe national du Moyen Вge (Музей Средневековья), он же Musйe de Cluny (Музей Клюни). Парижская коммуна, разрушение памятников, колонны.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А почему Вы по Франции идёте?
 
В. ЧУРОВ: Потом колониальные народы, освобождаясь, взяли дурной пример с Французской революции, и посносили все памятники колонизаторам, даже тем, которые внесли громадный вклад в развитие здравоохранения. Мы говорили о Марокко, всё-таки это северная Африка, достаточно цивилизованный народ. Там памятник маршалу Лиотэ, верховному комиссару, во времена французского протектората не уничтожили, правда, задвинули во двор французского консульства в Касабланке. Хотя он построил то, что мы сегодня знаем как исторические центры Касабланки, Рабат.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Андрей Николаевич, Вас устраивает баланс сил в памятниках, которые есть, и новых, которые устанавливают? Между военными памятниками полководцам, жертвам, и памятникам, связанным с культурой: Высоцкому, Окуджаве. Правильное ли сейчас соотношение?
 
А. КОВАЛЬЧУК: Вы коснулись темы сноса памятников во Франции, в других странах. Но в России тоже после Великой Октябрьской социалистической революции было снесено очень много памятников, посвящённых русской истории, особенно посвящённых царской семье или тем, кто был связан с ними.
 
В. ЧУРОВ: Не осталось ни одного памятника Александру II и Николаю II.
 
А. КОВАЛЬЧУК: И в последнее время восстанавливается историческая справедливость, поэтому военных памятников, конечно, создаётся больше, чем памятников поэтам, писателям, художникам. Но с другой стороны, я очень много сделал, и я знаю много авторов, скульпторов, которые также работают над темой деятелей культуры в России, и не только российских, но и зарубежных. Я думаю, что у нас есть проблема в декоративной пластике, потому что памятники конкретным историческим персонажам, будь то деятели государственные или культуры. А такие декоративные скульптуры менее востребованы обществом или властью, поэтому таких скульптур возникает мало.
 
В. ЧУРОВ: Сравнительно недавно, по-моему, с год назад, на московских бульварах был открыт великолепный памятник Расулу Гамзатову. Открывал президент Владимир Владимирович Путин. Рамазан Абдулатипов в присутствии большого количества народа его украсил. Понятно, что Москва для Расула Гамзатова город не чужой.
 
Это связано с историей моей семьи. Мама в 1949 году начала работать после окончания филфака в «Молодой гвардии». И Расул Гамзатов, начинающий поэт, принёс свою первую книгу, издавать стихи. У меня 1 Мая был очень праздничным днём. Я получил первую пачку книг, тех, которую Вам подарил. Я всегда праздную разные события в Доме книги на Арбате, позволяю себе купить какую-нибудь книжку о флоте или о танках. Или старые книги о военных приключениях. Прихожу и вижу, что на первом этаже вставлены стопками книги, посвящённые Великой Отечественной войне. Оказывается, в Петербурге возродился ДЕТГИЗ Ленинградский, пока ещё очень маленькое издательство, и они переиздали книгу Ходзы «Дорога жизни». Эту книгу делали в начале 70-х годов с участием мамы уже в Ленинградском ДЕТГИЗ. И там среди рассказов для детей есть рассказ и о том, как мой отец эту ледовую дорогу прокладывал в 1941 году.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Что почётнее: иметь памятник или названную в твою честь улицу?
 
В. ЧУРОВ: Я думаю, что должен быть пакет: памятник, улица, площадь, переулок, книга в сфере ЖЗЛ.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Ресторан?
 
В. ЧУРОВ: Это уже профанация.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Я Вам назвал минимальный пакет.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Для всех не хватит улиц, площадей.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Опять возник вопрос: именем Майи Плисецкой хотят назвать, Театральный проезд предлагают.
 
В. ЧУРОВ: Я думаю, что для скульптора изобразить Майю Плисецкую будет большой честью, это будет красивая скульптура, безусловно. Есть масса фотоматериалов, причём динамичных. Балерин стараются снять в динамике, в полёте, во вращении, в какой-то интересной позе. У меня довольно много фотоальбомов, посвящённых великим мастерам балета, в том числе с юных лет у меня есть все книги Асафа Мессерера, родственника Майи Плисецкой.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Может быть, Ваши документы помогут Андрею Николаевичу создать?
 
А. КОВАЛЬЧУК: Я думаю, что это будет конкурс, если это будет Москва и будет принято такое решение.
 
В. ЧУРОВ: Вы понимаете, что семья Мессерер-Плисецких дала много выдающихся мастеров. Асаф Мессерер очень характерный танцовщик был, Суламифь Мессерер и так далее. Я с юных лет всё это знаю, в то время я ещё ходил в театры.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Сейчас обленились, судя по всему?
 
В. ЧУРОВ: Нет.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Работы много?
 
В. ЧУРОВ: Сейчас нет тех театров.
 
К. ФАТКУЛЛИН: А что Вам не хватает? «Современник» — хороший театр.
 
В. ЧУРОВ: Раз в год я посещаю, когда меня очень сильно приглашают на какую-то премьеру. Кстати, советская власть очень любопытно поступала. Владимир Ильич Ульянов-Ленин прекрасно знал историю, прежде всего, революций, прежде всего, Французской революции. И заимствовал много оттуда, в том числе программу монументальной пропаганды. Когда на место разрушенных памятников ставились новые, они были наспех сделаны, многие из них разрушились. Сохранились очень немного, доска Конёнкова на Петровке, по-моему.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Был памятник напротив мэрии. Делала ещё Мухина.
 
В. ЧУРОВ: При этом зачастую использовались постаменты старых памятников. Самый смешной памятник из этой программы я видел однажды в Тотьме. Сама Тотьма-то — несколько улиц, это место ссылка Иосифа Виссарионовича Сталина, там у него любовь была. Вход в погреб, обложенный кирпичом и оштукатуренный, причём покрашенный синькой. Над ним земной шар из цемента, и на этом земном шаре — маленький Владимир Ильич Ленин из бронзы.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Оригинальный подход.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Это соответствовало современному искусству, я думаю.
 
В. ЧУРОВ: Другого портала свободного в Тотьме не обнаружилось. Памятник 1924-26 года, где-то в это время.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Андрей Николаевич, я Вас позову в отдельную программу «Творцы».
 
В. ЧУРОВ: Владимир Евгеньевич Чуров не будет мешать своими воспоминаниями.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Вы прорекламировали Андрея Николаевича, аудитория, я думаю, соберётся.
 
В. ЧУРОВ: Его не надо рекламировать, когда он появляется в аудитории в Кремле, его все узнают.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Каких памятников не хватает? Кому и где? И кого бы вы убрали?
 
В. ЧУРОВ: Убирать никого нельзя. Разрушать памятники — это самая большая глупость и подлость.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Даже когда памятник Дзержинскому убирали?
 
В. ЧУРОВ: Он прекрасно держал всю площадь.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Композиционно, Вы имеете в виду?
 
В. ЧУРОВ: Сотни, если не тысячи беспризорников, которых он спас и которые стали великими людьми, благодарны этому человеку.
 
А. КОВАЛЬЧУК: Не бывает человека только чёрного или только белого. Мы все в полосочку.
 
В. ЧУРОВ: Есть один великий учёный-океанолог Василий Владимирович Шулейкин, который жил на Площади восстания в Москве, на его доме до сих пор нет мемориальной доски.
 
К. ФАТКУЛЛИН: Можно с этого начать.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1058
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003