Комментарий. Григорий Монахос: «Цены на овощи рухнут осенью, если не будет квот».

Вторник, 10 февраля 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

11 февраля в Министерстве сельского хозяйства пройдет Всероссийское агрономическое совещание. О своем видении рынка овощей в интервью «Крестьянским ведомостям» рассказал директор Селекционной станции имени Н.Н.Тимофеева Тимирязевской сельхозакадемии Григорий Монахос.



КВ. – Григорий Федорович, почему так растут цены на капусту, ведь еще не весна?



Монахос. - Когда мне говорят, что цены на овощи растут потому, что высока импортная составляющая – это блуд. Семена они покупали еще в феврале, когда доллар стоил 30 рублей. Я чужие деньги считать не хочу, но и кощунствовать не надо. Проблема совершенно в другом. На Покров (30 лет такого не было) были морозы целую неделю. От Кирова и до Ростова ударило. 30-40% капусты самой востребованной, которая должна была храниться до мая, вымерзло. Поэтому сейчас в дефиците капуста, а не из-за того, что семян нет, импорт или удобрения, или урожай был маленький – урожай был нормальный. Хотя летняя засуха, надо признать, способствовала тому, что затянулся период вегетации. И все, кто ее не убрал до 14 октября, все остались без капусты. Кое-где она «отошла», но, в основном, у тех, кто сажал наши гибриды – к примеру,  «Триумф». Как правило, это фермеры.



Что делали фермеры? У них квасильные цехи, рубили вручную топорами, завозили в укрытия, она «отходила», ее резали. Верхняя часть кочана хорошо отогревается, ее квасили. А «тумачную» часть – кочерыжку замороженную – выкидывали. Но это ручная работа. Поэтому я так думаю, что цена капусты к весне будет за 50 и больше рублей.



В Киргизии урожай не получили по другой причине, из-за того, что у них там конфликт фермеров с правительством из-за воды (мне звонят и говорят). Раньше они могли поливать 1 раз в неделю, а теперь – 1 раз в 3 недели. Вода ушла в Казахстан по межправительственному соглашению. И сейчас там под сомнением выращивание капусты. Но мне сказали, что в марте они появятся уже за семенами опять. Голландию мы там вытеснили, потому что там по таким ценам семена не укупишь…



КВ. – А ваши цены какие?



М. - Сейчас самые дорогие наши семена капусты – 30 тысяч рублей килограмм.



КВ. – А импортные?



М. -  Самые дешевые голландские – 130 тысяч, а Syngenta уже «дошла» – 1 рубль=1 семя, это 200-250 тысяч рублей за 1 килограмм. Эти семена того не стоят и гибриды тоже. У каждого гибрида есть свое преимущество, свой недостаток – тут вопросов нет. Ну вот «Валентина» показала – наш гибрид  востребованный – уже 1 тонна семян «ушла», а еще до апреля фермеры будут покупать и покупать.



КВ. – Почему, по Вашему мнению, крупные хозяйства берут импортные гибриды? Не верят своим?



М. - Спрос есть на наши гибриды. Но нам очень тяжело тягаться с голландцами по нескольким причинам, о которых не принято открыто говорить.



КВ. - Ну, начистоту…



М. – Если начистоту… Первое – у агронома на достойную жизнь осталось мало возможностей заработать. На голом окладе никто работать не хочет – это правда, от этого никуда не денешься. И все зарубежные фирмы «делают это». Вы же помните скандал с закупкой «Мерседесов» в администрации президента? Примерно так же в семенном рынке.



Сейчас агрономы холдинга зарабатывают на двух позициях: «откат» на семенах и «откат» на средствах защиты растений, на «химии» – все, другого нет. Фермеру откат не нужен, поэтому у нас получилось больше с фермерами. С холдингами не выходит, они нас «отрыгивают», воспринимают только Голландию… Первый из крупных, кто в нас поверил – это Грудинин.



КВ. – Директор совхоза имени Ленина?



М. – Да, его зовут Павел Николаевич. На его полях даже фильм сняли: «Российская «Валентина» всю английскую технику поломала». Урожай был хороший - пластмассовые держатели, когда убирают капусту, – они все поотваливались. У Грудинина там вся техника английская, он насчет  этого молодец. А в прошлом году вырастили около 5 тысяч тонн, из них половина – наша капуста. Цена прекрасная, сейчас отпускают уже по 24 рубля.



КВ. – Каков ваш прогноз на этот сезон?



М. -  Мой прогноз такой, что многие нищеброды (я так называю тех аграриев, которые ходят в магазин и шалеют от цен)  сейчас кинутся выращивать капусту, потому что ее проще всего выращивать.



Вот площади под луком (это мы видим по объему реализации семян) не будут увеличены. Почему? Потому что там тоже очень дорогие семена – раз. И второе – очень дорогая «капелька» и сопровождающая химия. Капельный полив, «капелька» – она же одноразовая? Поэтому там людям очень сложно. Если ты  зерном занимался и завтра пришел заниматься луком, то надо купить  сеялки точного высева, а они стоят 50 тысяч евро.  Плюс кадры. Затратно.



А что семена капусты? Любая наша обычная сеялка, взял полкилограмма семян капусты, полкилограмма пшена купил, чтобы разбавить, и посеял. Одну прорывку сделал, обработал гербицидами (бутизаном после посева), и только поливай…



КВ.  – Простите за неосведомленность, а пшено зачем?



М. – А сеялка не может равномерно на гектаре полкилограмма рассеять, надо разбавить семена. Можно удобрениями, но лучше всего пшеном. Мы и говорим таким фермерам – пшено и все, проблем нет, оно же не всходит? И вот тебе урожай… Как же, 50 рублей капуста будет стоить!!! Блажен, кто верует… Но  осенью, я думаю, в сентябре месяце, будет перепроизводство, она будет стоить 4 рубля - отпускная цена (вспомните мои слова). Так будет, если сейчас не принять меры и не ввести квотирование производства капусты хотя бы на региональных рынках. Иначе разорятся же люди от жадности!



КВ. – На чем строится ваша уверенность в осеннем «ценопаде»? Есть опыт?



М. – А как же! Вот недавняя история вопроса – 2009 год, когда мы впервые поняли, что такое – «перепроизводство» овощей. В Дагестане сотни гектаров остались не убраны. С поля урожай стоил 50 копеек. Человеку надо заплатить за день работы 500 рублей, он за день работы может полтонны зафасовать в специальную зеленую сетку. Вот и все, вот и нет 50 копеек.



А затраты на аренду? Там земли своей нет, все арендуют под раннюю капусту. За воду, за вспашку, за рассаду или за семена - плати… И остались сотни гектаров неубранной ранней капусты.  Это же арендованная земля? Ну что, он еще будет расходовать, чтобы ее запахивать? Россельхознадзор в этом случае бессилен. Там болезни, вредители, моль, белянки – ну сами понимаете, что значит брошенная капуста.



В 2010 году были резко сокращены площади под капустой. Анализ такой: засуха началась в июле, а ранняя капуста уже стоила с поля 10 рублей в той же Туле в начале июля. В середине июля началась засуха, а в августе она сказалась. И что получилось? Сокращение площадей до минимума и засуха. И цена была, как вы помните, бешеная. И все повалили за семенами – все, кто может и не может. И у нас пошел резкий бум. До этого у нас была выручка – 16 миллионов, а этот год сразу 25. Ну и мы поверили, что так и дальше будет.



А потом, вы знаете, 2011 год – больше всего наших фермеров убило перепроизводство. Помните желтые, оранжевые поля моркови. Ни одного бомжа на этих полях не было, почему? Потому что, чтобы на электричке доехать до этого поля, надо было заплатить 100 рублей, а морковь стоила 5 рублей килограмм. Вы извините, вы в вещмешке своем, в рюкзаке 20 килограмм с поля в сапогах не увезете, и это невыгодно было.



Были сотни, тысячи гектаров лука оставлены на полях, их не убирали. Но некоторые идиоты взяли в аренду хранилище, убрали этот лук и положили. А когда весной он стоил дешевле, чем осенью, – есть фермеры, которые задолжали тогда по кредитам на 200-300 миллионов рублей. Это семена, «капелька» – кредиты брали. А у них ничего нет, что с них возьмешь? И никому до этого не было дела. В тот год остались сотни гектаров бахчевых культур. Кроме сторожей бахчу никто не пробовал. Также случилось и с капустой – запахивали тысячи гектаров по России. И вот это перепроизводство убило фермеров-овощеводов как класс. Они не могли рассчитаться по кредитам.



В 2012 году площади резко сократились. Ну, вы видели, какая была благоприятная погода для капусты? Урожай опять бешеный, и опять цены не было. Вот в 2013 году и урожая много не было, но уже и площади были сокращены, а тут пошел импорт.



Еще в 2000 году мы были в Чехии. Они же раньше в ВТО и раньше почувствовали гипермаркеты, мы еще не знали, что это такое. Чехи нам сказали: «Ребята, запомните наши слова, – я вот смотрю, как в воду глядели. – У вас настроят  гипермаркетов. Ритейлерам вы будете не нужны. Они будут с мира возить самое дешевое, им самое главное, чтобы постоянно было, или с крупными производителями работать. Власти вокруг ликвидируют все сельскохозяйственные рынки», – это их слова, так и произошло.



Они с этим раньше столкнулись. «И ваше товарное овощеводство на сотнях гектаров от этих гипермаркетов вымрет как ненужное», – так и получилось. Остались кто? Крупные агрохолдинги: «Куликово», другие – у которых производство 60-70 тысяч тонн. А мелкие фермеры – все они оказались совершенно неконкурентоспособны. Раньше они могли на сельхозрынки возить, а теперь и там они не нужны, этих рынков нет. А сейчас вот эти ярмарки выходного дня, и я так смотрю – там 60 процентов импортной продукции, честно говоря. Так вот, я считаю, что перепроизводство – это всегда для фермера страшнее, чем дефицит.



Ну конечно, конечно. Вот сейчас все звонят, никто кредитов не может взять. Хотя по телевизору с утра до вечера говорят, что кредиты им дают. И я опять чего опасаюсь? Что они сейчас у нас нахватают этих семян и осенью устроят перепроизводство. Сейчас будет дорогая капуста и все эти поздние овощи, дальше – ранние, средние будут дешевле, а поздние – опять 4 рубля, как и в 2010 году, несмотря ни на доллар, ни на что. Вырастет, ребята, проблем нет.  Но куда денете? Вот с этим мы столкнемся.



Квотирование, повторюсь, нужно уже сейчас, иначе – беда. Людей нужно предупредить – рынку нужно столько-то тонн капусты, остальное – ваш личный риск и за него государство не отвечает. Потом не митингуйте.



КВ. – А кто это должен посчитать и сказать?



М. – Вопрос не по моей зарплате…



КВ. – Вы уверены, что семян собственного производства достойного качества в России хватит?



М. – Наша селекционная станция вывела гибриды и наладила их промышленное семеноводство. И вот сейчас гибрид №1 «Валентина» у нас в средней полосе, а на юге – «Доминанта». У нас в прошлом году в Киргизию ушло около 300 килограммов «Доминанты». Приезжают оттуда, по 20 килограммов покупают и увозят. Я сначала не знал, а потом оказалось, что в Киргизию. Представляете, 300 килограммов?



То есть 80 процентов поздней капусты в Киргизии – это наша «Доминанта». Они начинали с «Колобка», потом с него перешли на «Валентину», с «Валентины» перешли на «Престиж», а теперь все – на «Доминанту». Она более жаростойкая, устойчивая к трипсу.



Семян у нас достаточно. На всю страну в товарном производстве требуется 10 тонн семян капусты. Про мини-пакеты говорить не буду. Вот из этих 10 тонн где-то 2-2,5 тонны – наши гибриды, а остальные 7,5 – импорт (всего пять фирм). Вот и весь рынок.



КВ. – А сколько семян капусты нужно на гектар?



М. - 200 граммов. Считайте деньги, они еще пригодятся…



Беседу вел Игорь Абакумов – «Крестьянские ведомости» - На фото: Григорий Монахос, исследователи лаборатории, тепличное хозяйство. Фото автора.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 684
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003