Россия зафиксировала экспортные пошлины на никель и медь
С октября Россия присоединяется к ВТО. Для производителей никеля и меди это означает смену расчетов за экспорт: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об отмене прогрессивного расчета ставок и вводе фиксированных пошлин. На никель устанавливается ставка 5%, на нерафинированную медь — 10%. Изменения вступят в силу с 23 августа, когда начнет действовать протокол о присоединении к ВТО. Пошлины будут действовать в течение четырех лет после присоединения к ВТО, после чего они должны быть отменены.
В России уже действовали нулевые пошлины на металлы. Пошлины на медь и никель правительство обнулило в начале кризисного 2009 года, чтобы поддержать рентабельность «Норникеля» и других производителей в период спада цен на сырье. До этого экспорт никеля облагался по ставке 5%, меди — 10%. В декабре 2009 г. пошлина на никель была возвращена. А с середины 2010 г. были введены прогрессивные ставки на металлы. Они пересматривались ежеквартально и были привязаны к ценам на Лондонской бирже металлов. Причем если цена тонны меди опускалась ниже $6000, ставка должна была обнулиться. Никель освобождался от пошлины при цене ниже $12 000/т.
Представитель УГМК (крупнейший производитель меди в России) не обрадовался возвращению к фиксированным ставкам. «Мы считаем более справедливой и всегда поддерживали привязку пошлин к ценам на LME», — отметил он. Представители РМК и «Норникеля» (крупнейший производитель никеля) от комментариев отказались.
Расстройство производителей меди понятно, для них гибкая пошлина более выгодна, сказал Алексей Морозов из UBS, ведь цены на медь могут опуститься ниже $6000/т и по прежним условиям плата за них составила бы ноль.
Зато немного может выиграть «Норникель», отметил Морозов. Прогрессивная шкала ставок обернулась для «Норникеля» резким ростом таможенных платежей: пошлины росли вслед за ценами на металлы и в итоге в 2011 г. компания заплатила экспортных пошлин в 2,8 раза больше, чем в 2010 г., — $779 млн. Но если предположить, что цены на никель вырастут хотя бы на 10%, то разница между прогрессивной и плоской шкалой для компании составит $32 млн в год ($175 млн против $209 млн при экспорте 215 000 т добываемого никеля), посчитал Морозов. А при расчете по текущей цене разница составит $12 млн. Но для такого гиганта, как «Норникель», эта сумма — ошибка при округлении, так что новость хотя и положительная, но в целом нейтральная, отметил он.