Функции по расчету прямых иностранных инвестиций в РФ полностью перейдут к ЦБ
Росстат может отказаться от расчета прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поскольку данные статведомства кардинально расходятся с аналогичной информацией Центробанка РФ. Как рассказал газете «Ведомости» замглавы Минэкономразвития России, курирующего статистическую службу, Андрей Клепач, в МЭР полагают, что главным источником информации о ПИИ должен быть ЦБ: «Мы договорились и считаем это правильным». Само министерство уже сейчас предпочитает пользоваться данными регулятора, добавил он.
В данный момент готовятся изменения в закон о ЦБ, закрепляющие за ним эту функцию, сказал Клепач. Это подтвердил и источник, близкий к ЦБ. От регулятора, пояснил Клепач, потребуются дополнительные усилия в кооперации с Росстатом, чтобы давать более полную картину, в частности разбивку инвестиций по отраслям, как у Росстата: подобная структура данных должна сохраниться. Росстат, по словам замминистра, продолжит собирать сведения у нефинансового сектора, которые затем будут поступать в ЦБ. А ЦБ будет дополнять их данными по банковскому сектору, по сделкам крупнейших предприятий и делать окончательные расчеты.
Статведомство продолжит публиковать данные об иностранных инвестициях, заверил Клепач, но официальным источником будет ЦБ.
В свою очередь Центробанк уже готовится к публикации данных о ПИИ в разбивке по отраслям, а также активам и пассивам по странам (до сих пор он публиковал только сальдо), сообщил сотрудник ведомства, участвующего в обсуждении вопроса. По его словам, детализации информации требуют стандарты ОЭСР, куда Россия готовится вступить. А вот разбивки по регионам в данных ЦБ, скорее всего, не будет, отмечает он.
Росстат считает ПИИ только по предприятиям нефинансового сектора, ЦБ — и по предприятиям, и по банкам, то есть по экономике в целом. Но даже данные по нефинансовому сектору у двух ведомств различаются в 2—3 раза. Так, в 2010 году, по данным Центробанка, предприятия получили 35,7 млрд долларов прямых инвестиций, а по данным Росстата — 13,8 млрд, в 2009-м — 30,1 млрд и 15,9 млрд соответственно, в 2008-м — 64,9 млрд и 27 млрд, в 2007-м — 47,8 млрд и 27,8 млрд. Разница в показателях объема прямых инвестиций российских компаний за рубеж еще больше: например, по 2010 году ЦБ зафиксировал 50,6 млрд, Росстат — 10,3 млрд долларов.
Расхождение в цифрах происходит из-за различий в методологии подсчета и источниках информации. Росстат получает сведения из заполняемых предприятиями специально для статслужб форм отчетности, а ЦБ пользуется не только данными банковских балансов, но и изучает отчеты публичных компаний, анализирует деловую прессу, знает руководитель аналитического департамента Credit Agricole Максим Орешкин. ЦБ учитывает реинвестированную прибыль, покупку иностранными инвесторами пакетов акций на вторичном рынке, тогда как статведомство считает это внутренними инвестициями, объясняет он. По данным ЦБ, доля реинвестированной прибыли (заработанной компаниями, имеющими иностранных владельцев, и оставленной в России) в структуре ПИИ превышает 40%: двукратное падение ПИИ в 2009 году произошло прежде всего из-за того, что реинвестировать было нечего. Зато Росстат выделяет в структуре ПИИ кредиты от материнских компаний, а также лизинг и поставки оборудования — объемы такого рода ПИИ не падали даже в кризис: инвесторы не бросали начатый бизнес.
Цифры Центробанка предпочитают не только чиновники — аналитики также ориентируются на данные платежного баланса, говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Однако отсутствие детализации, которая есть только у Росстата, существенно затруднит анализ происходящего в экономике, волнуется он: «Например, региональная структура (инвестиций) крайне важна как индикатор инвестиционного климата».