Комментарий. Семена униженных кондиций.

Четверг, 3 марта 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Идея добрать в этом году необходимый урожай в 85 млн тонн путем расширения ярового клина на первый взгляд выглядит простой арифметической задачкой: если из-за прошлогодней засухи недосеяли озимых 2,5 млн га, то надо весной посеять лишних 3 млн га – и «подогнать» результат под ответ в конце задачника.

Но это только на первый взгляд. И только в теории.

Чтобы проверить ее практикой, позвонил давнему своему знакомому – волгоградскому фермеру Александру Свиридову: мол, собираетесь там у себя в Солодче расширять посевы или нет? Ответ его меня ошеломил. «Увеличение посевов, - сообщил Свиридов, - это удавка на шею. А самоубийц у нас нет».

В засушливых волжских степях основной урожай привыкли брать озимыми, они родятся хорошо даже в проблемные годы. Но катастрофически засушливое прошлое лето не оставило большинству хозяйств вариантов для маневра: посеяли меньше озимых, потратив на это все свободные средства. Заплатив за семена, за топливо, за удобрения.

Сегодня, сообщил Свиридов, у многих денег нет даже на то, чтобы подкормить озимые. А еще «давят» взятые прежде кредиты. И сейчас даже если вывернуться наизнанку и найти деньги на расширение посевов яровых культур – это подписать себе смертный приговор. Даже при хорошем урожае, подсчитали волгоградцы, себестоимость пшеницы окажется выше возможной цены, за которую ее можно будет отдать осенью. А уж если неурожай, то перспектива одна – банкротство. Особенно актуально это для Паласовского и Николаевского районов, по которым засуха прошлась уже дважды – в 2009-м и в 2010-м. Третьего раза они не переживут. Так что у хозяйств нет никаких экономических резонов расширять яровые посевы – и точка.

Вздохнуть свободней могла бы обещанная правительством 30%-ая (от сегодняшней цены) скидка на дизтопливо. Но ее, по словам Александра Свиридова, нет. Команда понизить цену солярки для селян (ее премьер-министр Владимир Путин дал в начале февраля нефтяным магнатам, и это показали по всем телеканалам), так и не дошла до руководителей волгоградских топливных баз.

Это, в общем, похоже на издевательство, но все сельхозорганизации сегодня покупают дизтопливо на общих основаниях, то есть, по 23 - 24 тысячи рублей за тонну. Да, сев в Волгоградской области начинается не завтра. Но топливо обычно закупают заранее, а не за день-два до выхода в поле. Потому что весной даже одним днем рисковать нельзя. У меня вместе со Свиридовым возник вопрос: если «ручное управление» сельским хозяйством дает такие серьезные сбои, то, может, перевести его все-таки на «автомат» и, как сейчас говорят, не париться больше?

Команда о снижении цен не дошла не только до Волгограда. В середине февраля, на съезде Национального союза зернопроизводителей, разговаривал я с председателем ставропольского СПК «Племзавод «Восток» Петром Лобановым. Тот тоже подтвердил, что топливные компании не дают никакой скидки на ГСМ, и он вынужден был закупить 300 тонн дизтоплива по 23 тысячи 400 рублей за тонну (примерно столько же стоит сейчас в Москве 92-й бензин на АЗС), потому что ждать уже было некогда, завтра в поле.

- Может, вам потом компенсируют разницу? – наивно спросил я у Петра Васильевича.

- Не смешите меня, - сказал он серьезно.

Что-то явно не так устроено в межотраслевых отношениях периода развивающегося рынка, или этот тотальный обман был заранее запланирован?

Позавчера на совещании в Волгоградской области, в котором участвовал и Александр Свиридов, председатель областного комитета по сельскому хозяйству Михаил Бубенчиков сообщил, что из 1,2 млн га, на которых в прошлом году посеяли озимые, лишь 2,4% площади засеяно элитными семенами. Если довести этот процент хотя бы до 6, констатировал председатель комитета, это дало бы прибавку урожая в 1,5 млн тонн.

В советские годы уполномоченные органы (в том числе, партийные) строго следили за тем, чтобы каждый колхоз-совхоз ежегодно на 7 - 8% обновлял семенной фонд семенами высоких репродукций. Сегодня следить за тем, кто и что сеет, некому, да и не за чем. Хозяйства сами должны понимать, что элитные семена – это прибавка в среднем 30 процентов урожая.

Только не на что их купить. Пресловутая закредитованность мешает.

Поэтому, по данным ФГУ «Россельхозцентр», в целом по стране всего 72% семян, которые будут посеяны весной, могут считаться кондиционными. Остальные 28% – это просто товарное зерно, от которого нечего изначально ждать доброго урожая.

Сам Свиридов занимается семеноводством, выращивает и продает семена зерновых – элиту и высокие репродукции. Но в прошлом году он по настоящей цене (9 - 10 рублей за кг) свою элиту озимой пшеницы не продал. Покупатели посчитали – дорого, а он подумал: дешевле - жалко.

В этом году, скорее всего, он вынужден будет продать хорошие семена за бесценок.

Ну что ж, если это поможет стране собрать 85 млн тонн зерна, Свиридов готов поделиться с государством собственной прибылью.

Это, однако, не освобождает государство от ряда основных обязательств.

Первое. Оно обязано снизить кредитную нагрузку на крестьян.

Второе. Оно обязано заняться селекцией и семеноводством, то есть вложиться в это дело серьезно.

Третье. Оно обязано раз и навсегда решить вопрос о льготных ценах на топливо и минеральные удобрения для сельхозорганизаций.

Вот с таких позиций можно начинать переговоры крестьян и государства про перспективы взаимовыгодного сотрудничества.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 499
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Июль 2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31