Аналитики видят несколько слабых мест в формуле ФАС

Понедельник, 22 марта 2010 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В ноябре прошлого года сами нефтяные компании предложили использовать формулу ценообразования на нефтепродукты с непосредственным ориентиром на внешний индикатор. Данная формула учитывает цены на четырех площадках - в Сингапуре, США, Средиземноморье и Роттердаме, средний показатель делится на четыре. К этой сумме, переведенной в рубли, добавляются налоги, акциз, НДС. В ФАС же считают, что в качестве внешнего ориентира нужно взять одну биржу - Роттердамскую. Но основная загвоздка оказалась в дифференциале. По мнению нефтяников, он должен быть +/ - 20%, если же учитывать транспортные расходы, то +/ - 10%. "Минэнерго поддерживало нефтяников и было согласно с допустимым процентом отклонения +/ - 20, а в Минфине считали, что достаточно и 5%", - говорит Евгений Аркуша.

Однако в антимонопольной службе посчитали, что и 5% - это слишком много. Требования ФАС оказались жестче минфиновских - 1 - 2%. По словам Анатолия Голомолзина, в качестве референтного (или, как еще говорят, представительного, маркерного) завода целесообразно взять Киришинский НПЗ (Северо-Западный округ). Этот завод "расположен ближе всех к базису внешнего рынка - Роттердаму, там будет самая высокая отпускная цена нефтепродуктов, поэтому и дифференциал - 1 - 2%".

В этом случае внутренний рынок будет привлекательнее, чем внешний, уверен замглавы ФАС.

Как рассчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов, 20-процентное отклонение практически не отразится на доходах НПЗ. "Если допустимый уровень отклонения не должен будет превышать 5%, то маржа переработки может снизиться до $0, 5 - 2 на баррель в зависимости от структуры продаж, сейчас, по нашим оценкам, этот уровень в России составляет в среднем $8 - 12 за баррель", - говорит аналитик. Несложно подсчитать, что еще более узкий диапазон сведет маржу практически на нет.

Нефтяники запаниковали, они утверждают, что в результате убыточными станет большинство отечественных НПЗ, будет создан дефицит нефтепродуктов, что приведет к спекулятивному накручиванию цен. Они утверждают, что нефтепереработка лишится источников инвестирования, грозят срывом сроков введения в действие нового техрегламента на бензин. На это, по расчетам аналитиков компаний, до 2014 года нефтяникам придется потратить $30 - 40 млрд.

У ФАС есть на это свои аргументы. Анатолий Голомолзин, в частности, говорит: "Мы прекрасно понимаем, что на модернизацию НПЗ нужны деньги, но нельзя же из-за этого повышать цены на бензин против рыночных на 15 - 20%".

Как сказали в "ЛУКОЙЛе", в отличие от формулы, предлагаемой нефтяниками, разработки ФАС игнорируют шесть основных принципов методики образования цены.

"Методика должна быть универсальной, исключающей индивидуальные "настройки". Нефтяники, в отличие от ФАС, предлагают единый предельный уровень цен для всех НПЗ. Такой подход позволяет плавно интегрировать биржевые котировки в формулу ценообразования", - отмечают в компании. О том, что главный камень преткновения - это размер предельно допустимого отклонения от цены, нефтяники впрямую не говорят. Но заявляют, что дифференциал должен учитывать много факторов: от разницы в качестве продукции до сезонных колебаний.

Аналитики видят несколько слабых мест в формуле ФАС. Во-первых, есть трудности с правильным расчетом транспортного плеча, а значит, расходов на перевозку. Во-вторых, нет ответа на вопрос, нужна ли дифференциация в зависимости от качества нефтепродуктов, рентабельности НПЗ и др. "Задача по созданию некоего маркерного НПЗ, который будет служить ориентиром для других, в российских реалиях является достаточно проблемной", - считает Денис Борисов.

Все, что сейчас предлагается, в правительстве да и в самих нефтяных компаниях считают временными мерами. "Лучший индикатор - спрос и предложение", - говорят в "Роснефти". В ТНК-ВР тоже считают, что единственный способ получить справедливую цену - это биржевые торги. А для того, чтобы придать им импульс, можно в том числе перевести все госзакупки на биржу. В Минэнерго полагают, что на долю биржевой торговли должно приходиться не менее 10% продаж, в то время как, по данным за 2009 год, на трех российских биржах нефтепродуктов продавалось примерно 7%.

Но до бурной биржевой жизни нам еще далеко, поэтому сейчас необходим компромисс по формуле расчета цены нефтепродуктов. И он, скорее всего, будет достигнут. Но все дело в том, что по формуле будут рассчитываться оптовые цены. А как все это отразится на рознице?

"У нас в России, даже если падает оптовая цена на бензин, розница на это не сразу реагирует", - считает начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин.

По крайней мере, поясняет он, пока независимые игроки не распродадут свои резервы, купленные по более высокой цене, расценки не снижаются. "Кроме того, я вообще сомневаюсь, что бензин подешевеет, как бы ни была снижена оптовая цена на заводе. Зачем независимому игроку снижать цену? Бензин и так купят, сколько бы он ни стоил", - полагает Максим Шеин. В ФАС уверены в обратном, там рассчитывают на то, что конкуренция среди продавцов заставит их снижать цены. Об этом пишет "Профиль".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 388
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003