Каспийский газ: мечты и реалии

Понедельник, 14 сентября 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В последние дни Туркменистан оказался в центре мировой газовой политики. Не успели масс-медиа прокомментировать состоявшийся в минувший уикенд визит в эту страну российского президента Дмитрия Медведева, как Ашхабад решил почтить своим трехдневным присутствием украинский президент Виктор Ющенко. У туркменской стороны хватило деликатности развести по времени визиты этих двух, мягко говоря, недолюбливающих друг друга глав государств.

Цель визита российского президента – стабилизировать ситуацию с поставками туркменского газа через территорию России, установив устраивающую обе стороны формулу цены и приняв во внимание падение спроса на газ в Западной Европе. Цель визита украинского президента – реализовать давнюю мечту Ющенко и некоторых политиков в Евросоюзе о замене российского газа для Украины и Западной Европы туркменским. Ющенко объявил о своем намерении договориться о «прямых поставках» туркменского газа в его страну.
Как и все геополитические авантюры, нацеленные на маргинализацию крупных государств (особенно такой большой и важной страны, как Россия), планы Ющенко обречены на провал самой географией. От Украины Туркменистан отделяют Черное море, нестабильные и коррумпированные режимы стран Закавказья, а также Каспийское море, о статусе которого никак не могут договориться пять государств, владеющих его побережьями.

В том, какой тонкой материей являются отношения прикаспийских государств, можно было убедиться опять же в конце минувшей недели, наблюдая нервную реакцию Ирана на неформальный саммит президентов России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана в казахстанском Актау. Хотя на этой «встрече без галстуков»не предполагалось принятие каких-либо решений о статусе Каспия, министр иностранных дел Ирана вызвал к себе послов всех четырех прикаспийских стран и заявил, что эта встреча противоречит прежним договоренностям и вредит национальным интересам Ирана. Потребовалось отдельное интервью иранскому агентству ИРНА представителя МИД РФ, который заверил иранскую сторону, что за ее спиной никакие вопросы по Каспию решаться не будут.

Существует и определенная напряженность между Азербайджаном и Туркменистаном, соперничающими за богатства разделяющей их Каспийской акватории. В общем, ожидать в ближайшее время определения статуса Каспия, а значит, и возможности прокладки транскаспийского трубопровода не приходится.

Но Ющенко во время визита в Туркменистан ведет себя так, как будто никаких других стран между украинской и туркменской границей просто не существует. Забавно наблюдать, как украинский президент, этот защитник демократии и критик несвободных российских выборов, рассыпается в восточных любезностях перед наследником Туркменбаши. Очевидно, политические различия между Украиной и Туркменистаном не так уж и велики – или, по крайней мере, они совсем не мешают Ющенко и политикам ЕС. Мечта о «исключении» России из транзитных переговоров пересиливает права человека, свободу прессы и все прочие так называемые западные ценности.

Но «исключение» России – это интерес некоторых политиков в ЕС и Украине, а отнюдь не самих украинцев и граждан стран ЕС. Если же брать реальные интересы Украины и ЕС, то они – в поддержании стабильных деловых отношений между Россией и Туркменистаном, в недорогом и надежном транзите туркменского газа по российской территории и далее на запад Европы. Этот транзит оказался в последние месяцы под вопросом не по вине России и Туркменистана. Экономический спад во всем мире снизил и спрос на туркменский газ в ЕС, и Газпрому стало просто невыгодно закупать туркменский газ и транспортировать его для продажи на Западе по согласованным в долгосрочных контрактах ценам и в заложенных до кризиса объемах. В апреле этого года поставки были оборваны так резко, что это даже привело к авариям на линии связывающего Россию и Туркменистан трубопровода.

«Эта ситуация привела к ухудшению отношений между Газпромом и руководством Туркменистана,- отмечает главный редактор журнала Russian Energy Михаил Крутихин. – Сегодня доверия к Газпрому в Ашхабаде нет».
В этих условиях российский президент Медведев действовал в общих интересах, договорившись во время своего визита о приходе в Туркменистан другой российской нефтегазовой компании – корпорации «Итера». Соглашение о совместном с туркменской стороной освоении «Итерой» Каспийского шельфа при участии «Зарубежнефти» и на основе соглашения о разделе продукции, готовилось около трех лет, но именно визит Медведева поставил в этом процессе эффектную точку.

Что же касается встречи в Актау, то и ее результаты подтвердили: туркменский и казахстанский газ для Европы по-прежнему будет идти через Россию, и для облегчения его транспортировки Россия и ее партнеры в Средней Азии продолжат строительство Прикаспийского трубопровода. Реализация этого проекта – в интересах всех, кроме, возможно, Ющенко, связанных с ним хозяев украинского транзита и нескольких членов Европарламента, делающих карьеру на «энергетической независимости» от России, - пишет РИА "Новости".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 984
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003