Кредиты в России дешевеют
В июле средняя ставка для компаний была 14,7% - так низко она не опускалась с октября прошлого года.
Ставки по кредитам компаниям на срок до года (без учета Сбербанка) по итогам июля снизились до 14,7% с 15,4% годовых месяцем раньше, говорится в материалах на сайте ЦБ. Ставки по таким кредитам снижаются с января, когда они достигали 17,4%. Рост ставок начался прошлым летом и на похожем уровне они находились в октябре (14,3% годовых), свидетельствуют данные ЦБ.
С прошлого года руководители предприятий неоднократно жаловались президенту и премьеру на рост ставок по кредитам. В январе ЦБ объявил о завершении периода девальвации рубля, а с весны приступил к снижению ставки рефинансирования, значение которой достигло 10,75% вместо 13%.
Этот сигнал отчетливо уловили госбанки. За последние два месяца Сбербанк снизил ставки корпоративного кредитования на 3,75 процентного пункта в рублях и 3 процентных пункта в долларах, говорил премьер-министру Владимиру Путину президент Сбербанка Герман Греф. В конце июля банк ВТБ объявил о снижении на 2-3 процентных пункта ставок по среднесрочным и долгосрочным кредитам стратегическим предприятиям, объясняя это стремлением поддержать реальный сектор.
В июле - августе Альфа-банк снизил ставки по корпоративным кредитам в среднем на 1 п. п., сообщил представитель банка.
Предоставлять кредиты по невысоким ставкам обязались и банки, привлекающие субординированные кредиты Внешэкономбанка (см. врез). У банков есть ресурсы и возникла конкуренция за хороших заемщиков, способных не только брать, но и обслуживать большие кредиты, признавался топ-менеджер одного из госбанков. Тем более что госбанкам правительство дало поручение по наращиванию кредитного портфеля.
Однако дешевые кредиты доступны далеко не всем. «Определенная тенденция наметилась, но ставки по рынку остаются пока близки к 20% годовых даже у госбанков», - говорит директор департамента клиентской работы банка «Траст» Алексей Какурников. Существенно снизить ставки пока невозможно: рынки дешевого, публичного фондирования по-прежнему закрыты и даже банки с иностранными акционерами готовы привлекать депозиты корпоративных клиентов выше 10% годовых, сказал он. «Возможно, в июле были выданы особенно крупные кредиты под низкие ставки, что и повлияло на статистику», - полагает Какурников.
Зарубежные рынки открылись и многие компании пытаются занять там на более выгодных условиях, чем внутри страны, говорит Греф. Это, по его словам, подстегивает конкуренцию внутри страны и ведет к снижению ставок.
Такие средние ставки достигнуты в основном за счет госбанков с их дешевым фондированием, хотя банки, привлекающие средства ВЭБа, также внесли свою лепту, уверен зампред правления Национального резервного банка Андрей Пиганов. Среди других причин он указывает снижение ставок ЦБ по операциям с банками вслед за ставкой рефинансирования и запуск долгосрочных ломбардных кредитов. «Конечно, обстановка стала спокойнее, и банки начинают закладывать в ставку меньше риска. Поэтому мы перестали повышать ставки с июня, но и сейчас в среднем по рынку они около 20% по годовым кредитам», - сообщил он. Но фондирование за это время не подешевело, поэтому источников для заметного снижения ставок нет, уверен Пиганов.
«По данным предприятий, в июле ситуация с доступностью кредитов не особенно менялась, но в августе они почувствовали резкое изменение: ставки стали ниже, проблем с залогами и отказами стало меньше», - подтверждает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Олег Цухло. Причин две: банки восприняли обновленную программу госгарантий по кредитам предприятиям, а промышленность в июле - августе чувствовала себя лучше и банки стали меньше волноваться за платежеспособность предприятий-заемщиков, говорит он.