Private banking делает ставку на детей долларовых миллионеров
Российские финансовые компании, развивающие направление private banking, предоставляют своим клиентам самые разнообразные услуги: от формирования инвестиционных портфелей до покупки авиабилетов. Одно из самых модных направлений в private banking — подготовка будущих наследников к правильному распоряжению капиталом, доставшимся им от родителей. По версии журнала "Финанс", в России семь детей, которые могут рассчитывать на миллиардное состояние своих родителей. Потенциально богатыми наследниками названы дети президента "Лукойла" Вагита Алекперова, владельца "Базового элемента" Олега Дерипаски и акционера "Альфа Групп" Михаила Фридмана.
Но, как отметил в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" директор по маркетингу "Уралсиб/Банк 121" Валерий Чумаченко, потенциальных клиентов private banking в России не менее 100 тыс. человек, если рассматривать и наследников нескольких миллионов долларов. В связи с этим некоторые банки выработали продукты, которые помогают наследникам миллиардных состояний (начиная от подростков 13—14 лет) выстраивать взаимоотношения с финпосредниками, привить им чувство ответственного капиталовладения, а главное — сохранить заработанное родителями.
По словам начальника управления "Ситибанка" Юлии Данилиной, уже первое поколение российских миллионеров ставит перед собой цель сохранить заработанное в условиях высокой инфляции, тогда как в Европе задача сохранить и приумножить решается вторым, третьим, четвертым поколениями наследников. При этом важно, чтобы владельцы бизнеса имели прозрачную структуру собственности. Если структура семейной собственности запутанная, у наследника возникает риск потерять родительское состояние. "Сложность заключается в том, что у наших владельцев бизнеса собственные и бизнес-активы юридически не разведены", — говорит партнер компании "Делойт Россия" Светлана Мейер. Поэтому прежде чем преступить к оформлению наследства, клиент должен разобраться в структуре собственности, а банк — минимизировать риски, угрожающие клиенту. Бывали ситуации, когда наследник получал половину причитающегося ему или еще меньше из-за неправильно оформленной собственности. Банк, со своей стороны, тоже.
Что касается конкуренции на рынке private banking, большинство российских клиентов предпочитают работать с международными структурами, поскольку те дают возможность не только увеличить благосостояние (диверсифицировать российские активы на мировых рынках), но и предложить юридическую, налоговую консультацию.
По оценкам экспертов, рост рынка private banking продолжится на уровне 20—30% в год (ранее ежегодный рост составлял 40—50%). Хотя бы потому, что Россия занимает второе место после США по количеству долларовых миллиардеров (87), которым когда-нибудь придется задуматься о передаче наследства в надежные руки. По данным исследования PricewaterhouseCoopers, у нас порядка 10—12 тыс. человек обслуживаются по программе эксклюзивного банковского обслуживания. Этот рынок оценивается в 20 млрд долларов.