"Деловая неделя": Трубный голос Каспия

Понедельник, 14 января 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 Не успели часы пробить полночь ушедшему в историю 2007 году, как в Вашингтоне вновь напомнили странам Центральной Азии и Закавказья: вопрос о прокладке альтернативных трубопроводов из района Каспийского моря на мировые рынки будет и в новом году оставаться одним из приоритетов американской внешней политики. Официальный представитель госдепартамента США еще раз подчеркнул, что в интересах Вашингтона создание в этом регионе "многосторонней и эффективной системы доставки нефти и газа в Европу и на другие рынки для снижения зависимости стран Европы, а также Центральной Азии от российской энергетической монополии".
На языке, лишенном дипломатических экивоков, все это означает только одно: Соединенные Штаты и в наступившем году продолжат поддерживать идею трубопровода Nobucco под Каспием, а также любые альтернативные варианты доставки нефти и газа из Азербайджана в страны Западной и Восточной Европы в обход российской территории.

Румынская история

Особое место в этих "альтернативных" вариантах доставки энергоресурсов из зоны Каспия отводится Азербайджану и Казахстану. Что же касается Баку, то с ним Соединенные Штаты и страны Евросоюза за прошедший год наладили достаточно стабильный и надежный диалог. При этом на первый план сейчас в этом возможном сотрудничестве по прокладке новых трубопроводов в Европу вышла Румыния.

Активность этой страны — бывшего члена Варшавского Договора, а ныне — одного из самых рьяных членов НАТО, и с недавних пор — Евросоюза — вполне объяснима. Весной этого года именно в Румынии пройдет саммит стран НАТО (на котором будет присутствовать американский президент Буш), и к тому моменту румынское руководство хотело бы "громко прозвучать" и в плане новых политических и экономических инициатив на континенте.

Вот и сейчас Румыния предоставила Энергетической комиссии Евросоюза свой проект, который предусматривает прокачку нефти из Азербайджана через Румынию далее на Францию и страны Бенелюкса. Евросоюз еще в прошлом году начал изучать проект прокладки трубопровода по маршруту Констанца (Румыния) до итальянского Триеста и далее — до французского порта Марсель.
Назван этот проект пан-Европейским нефтепроводом, его протяженность составит ориентировочно 1400 км, и тем самым, как считают в европейских столицах, все это положит конец односторонней зависимости стран Восточной и Западной Европы от поставок нефти из России и стран Ближнего Востока. Пока планируется завершить строительство этого нефтепровода к 2012 году, по нему будет прокачиваться примерно 80–90 млн. тонн нефти в год, или 1,5 млн. баррелей черного золота в сутки.

Параллельно этому нефтепроводу европейцы намереваются проложить и газопровод. При этом большая часть трубопровода уже готова, и осталось проложить лишь относительно небольшой участок трубы между Румынией и Сербией плюс участок от Хорватии до итальянского приморского города на Адриатике Триест.

Не секрет, что расчеты на нефте- и газопроводы в этот регион базируются исключительно на получении энергоресурсов из Центральной Азии и Азербайджана. Причем, если на начальном этапе Баку как-то сможет в одиночку обеспечить поставки углеводородов в Европу, то в дальнейшем без поставок из Казахстана и Туркменистана рассчитывать на нормальное и стабильное функционирование этих трубопроводов будет просто бессмысленно.

Азербайджан уже согласился участвовать в этих проектах со странами ЕС, а ключевым маршрутом для подобной доставки азербайджанских нефти и газа станет именно Румыния. Со своей стороны румынские представители сейчас активно намереваются "окучивать" своих коллег из Казахстана и Туркменистана с тем, чтобы убедить их как можно быстрее присоединиться к подобным проектам и вывести тем самым свои энергоресурсы на европейские рынки, минуя российскую территорию.

Когда разрешится "каспийский вопрос"?

Вместе с тем все эти "европейские расклады" и "румынские варианты" вряд ли получат свое практическое осуществление до тех пор, пока не будет каких-то реальных подвижек по вопросу раздела Каспийского моря. Как известно, переговоры по этой теме ведутся уже не первый год, однако никаких "прорывных решений" пока на горизонте не наблюдается.
В конце прошлого года состоялись двусторонние туркмено-азербайджанские консультации по определению границ национальных секторов Каспийского моря. Обе стороны обсуждали проблему определения координат срединной линии дна Каспия, согласно которой море может быть разделено между прикаспийскими странами по национальному признаку. При этом основной точкой разногласий между Азербайджаном и Туркменистаном является вопрос принадлежности нефтеносного месторождения "Кяпаз", которое туркменская сторона считает своим и именует "Сардар".

Согласно предварительным геологоразведочным работам, запасы этого месторождения составляют ориентировочно 150 млн. баррелей нефти и газового конденсата. Что же касается Казахстана, России и Азербайджана, то эти страны не имеют претензий друг к другу по вопросам принадлежности национальных секторов Каспия. А вот Туркменистан и Иран пока воздерживаются от признания метода срединной линии для определения национальных секторов, из-за чего статус всей акватории Каспийского моря и его недр остается по-прежнему неопределенным.

Между тем, если туркменская сторона пойдет на уступки Азербайджану, то тогда все четыре республики СНГ, выходящие на Каспий, смогут выступать единым фронтом по отстаиванию своих интересов в Каспийском вопросе на переговорах с Ираном. А сделать это будет возможно только после того, как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов посетит с визитом Баку (Азербайджан — единственная страна Каспия, которую новый туркменский лидер пока лично не посещал).

В свою очередь иранцы пока не намерены менять свою позицию, и не согласны в корне с национальными секторами на Каспии. Они требуют "по справедливости" 20% всей акватории Каспийского моря, а соответственно — и тех природных богатств, которые под его водой находятся. А в этом случае под "иранскую юрисдикцию" могут попасть некоторые важные нефтеносные месторождения и в территориальных водах Азербайджана, и Туркменистана.
Замечу также, что ускоренное решение Каспийской проблемы в этом году даже при всем возможном политическом давлении со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов вряд ли принесет какие-либо результаты. На Иран никаких реальных рычагов давления ни у европейцев, ни у американцев нет, а страны СНГ, выходящие на Каспийское море и сами делают все возможное, чтобы решить вопросы, связанные с неопределенным статусом Каспия, как можно быстрее.

Помимо этого, и Казахстан, и Туркменистан не прочь использовать Транскаспийский маршрут для доставки своих энергоресурсов на мировые рынки альтернативным путем, через территорию Азербайджана, и далее через Турцию — в Европу. И пока статус Каспия будет оставаться неопределенным, об этом маршруте странам Центральной Азии придется забыть или, как минимум, отложить его осуществление до наступления лучших времен.

Не уверен — не поставляй

Разумеется, и в Брюсселе, и в Вашингтоне внимательно следят за тем, как разворачиваются переговоры между Россией, Казахстаном и Туркменистаном относительно прокладки газопровода вдоль побережья Каспийского моря на север через российскую территорию. При всей привлекательности европейских проектов, пока именно российская часть "трубы" является и для Казахстана, и для Туркменистана наиболее надежным путем вывода своих энергоресурсов на европейские рынки.

При этом если казахстанское руководство все время ведет переговоры с точки зрения "экономической целесообразности и финансовой выгоды" (а российская "труба" пока в этом плане для Астаны действительно и выгодна, и надежна), то Туркменистан, верный новому курсу президента Бердымухамедова, стремится сделать все, чтобы усидеть сразу на "двух стульях" — и с Россией-Казахстаном вести переговоры, обещая им свою долю газа для общей "трубы", и европейцам намекать о своей приверженности проекту "Набукко" и азербайджанской идее вывести туркменский газ на европейские рынки через свою территорию.

Одновременно и Казахстан, и Туркменистан смотрят и на привлекательность китайского энергетического рынка, который и без европейской "трубы" элементарно переварит любые объемы сырья, которые могут быть туда поставлены из стран Центральной Азии.

Но потенциально и в европейских, и в американских предложениях по прокладке альтернативных нефте- и газопроводов для обеих центральноазиатских стран содержится еще и важная инвестиционная составляющая. И для Ашхабада, и для Астаны внешние инвестиции — да еще на многомиллионные суммы- важный инструмент развития их национального энергетического сектора. А реально деньги эти вкупе с новыми передовыми технологиями могут им предложить либо американцы, либо европейцы.
К тому же Казахстан уже получил "кредит политического доверия" от стран ЕС и США, будучи избранным председателем ОБСЕ на 2010 год. А это значит, что при всех остальных равных условиях по прокладке того или иного трубопроводного маршрута "политический аванс", выданный Астане, может сыграть свою немалую роль, и склонить в итоге казахстанское руководство к более гибкой позиции в отношении предполагаемых проектов по созданию трубопроводов под Каспием, ведущих на европейские рынки.

Да и в целом, при наличии сильной заинтересованности и Соединенных Штатов, и стран Евросоюза в активизации процессов прокладки новых магистральных трубопроводов из региона Каспия, думается, руководители ключевых нефтегазовых поставщиков — Азербайджана, Туркменистана и Казахстана — в течение нынешнего года вполне могли бы провести трехсторонний саммит. И на нем в доверительной обстановке они могли бы поделиться своим видением ситуации, а также выработать некую скоординированную стратегию по созданию эффективной системы доставки энергоресурсов из зоны Каспия в Европу.

Правда, скорее всего, в такую "координационную деятельность" трех стран Центральной Азии и Закавказья могут успешно вмешаться и Россия, и сами США, и с новыми энерго-предложениями — руководство Евросоюза. А это значит, что в Астану, Баку и Ашхабад уже с начала нынешнего года станут частенько наведываться высокопоставленные делегации и из Москвы, и из Вашингтона, и из Брюсселя.

Каждый подобный "визитер", естественно, будет тянуть "нефтегазовое одеяло" исключительно на себя и убеждать руководство этих стран как можно теснее сотрудничать именно с ними и ни в коем случае не слушать советов своих противников. И здесь уже многое будет зависеть от дипломатической хитрости, гибкости позиций и элементарного умения сыграть на чужих интересах, что может принести в итоге всем трем республикам СНГ, которых природа одарила обширными энергетическими ресурсами, весьма неплохие и политические, и экономические дивиденды в наступившем году, - пишет "Деловая неделя".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 634
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003