"Газета": Весь газ - "Газпрому"

Вторник, 4 декабря 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 "Газпром" стал потенциальным собственником более 5 трлн кубометров газа. Решением правительства 31 газовое месторождение; лицензии на них находятся пока в нераспределенном фонде, переведены в федеральный газовый резерв, преимущественным правом на который обладает газовая монополия. В итоге размеры запасов "Газпрома" могут увеличиться на сакральную одну шестую.

Постановление, в соответствии с которым 31 месторождение было отнесено к объектам федерального значения, имеющим стратегическое значение для газоснабжения РФ, подписал 28 ноября премьер-министр Виктор Зубков, сообщила вчера пресс-служба правительства. Решение было принято в целях обеспечения энергетической безопасности. В соответствии с разработанными поправками к закону "О недрах" к стратегическим предлагается отнести месторождения с запасами газа от 50 млрд кубометров, а также все шельфовые участки. Поправки были одобрены правительством еще в январе, но пока не внесены в Госдуму. Тем не менее в утвержденный премьером список вошло, например, Солетское-Ханавейское ГКМ (ЯНАО) с запасами в 50,86 млрд кубометров. Суммарные доказанные запасы 22 участков, расположенных на материке, составляют 5,2 трлн кубометров. Запасы остальных девяти участков, которые находятся на шельфе, пока не переведены в категорию доказанных. Ранее Минпромэнерго предлагало отнести к объектам федерального значения 37 месторождений с суммарными запасами около 11 трлн кубометров. На сегодняшний день запасы монополии оцениваются в 29,1 трлн кубометров. Таким образом, решение правительства увеличивает их на привычную с советских времен одну шестую.

Разработка стратегических месторождений подпадает под действие закона "О газоснабжении". В соответствии со статьей 12 этого закона "правительство может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации - собственнику Единой системы газоснабжения (ЕСГ), организации - собственнику региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию". Собственником ЕСГ является ОАО "Газпром". Собственниками региональных сетей газоснабжения в России являются ОАО "Норильскгазпром" (Таймырский АО), ОАО "Сахатранснефтегаз" (Якутия), ОАО "Дальтрансгаз" (Хабаровский край), ОАО НК "Роснефть" (Сахалин и Хабаровский край), а также Sakhalin Energy (51% принадлежит "Газпрому").

Проще говоря, основным претендентом на большую часть (если не на все) месторождений становится "Газпром". В компании вчера не комментировали решение правительства. "На некоторых месторождениях на Ямале "Газпром" владел только лицензией на разведку. Именно эти участки компания, скорее всего, получит без конкурса", - отмечает руководитель аналитического отдела ИК БКС Максим Шеин. "Стоимость лицензий на другие месторождения будет зависеть скорее от политической воли, - полагает аналитик Альфа-банка Константин Батунин. - Выкуп их госкомпанией является, по сути, перекладываем бюджетных денег из одного кармана в другой".

Правительство стремится к комплексному освоению ресурсов, что невозможно без участия газовой монополии. "В этом плане большие надежды возлагаются на Восточную газовую программу, принятую осенью этого года, - подчеркиваетдиректор департамента инвестиционного проектирования НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Светлана Савченко. - Некоторые месторождения, признанные стратегическими, будут разрабатываться в рамках именно этой программы, и кто бы ни оказался владельцем лицензий на освоение этих месторождений, он попадает в зависимость от программы, а значит, и "Газпрома". Это создает потенциальную опасность замедления в освоении ресурсной базы: у компании иногда не хватает ресурсов и на исполнение в срок уже реализуемых проектов.

Несмотря на огромные запасы, возможный перевод некоторых месторождений на баланс "Газпрома" не повлияет на капитализацию компании в краткосрочной перспективе, отмечает Максим Шеин из БКС. Затраты на освоение будут весьма велики. Зато в перспективе это подкрепляет заявления "Газпрома" о росте добычи до 670 млрд кубометров к 2020 году.

Тем не менее для инвесторов известие о предстоящем увеличении запасов "Газпрома" станет если и не руководством к немедленному действию, то уж точно позитивным сигналом. Руководству холдинга, которому поставлена твердая задача довести капитализацию "Газпрома" до $1 трлн, это должно сильно облегчить жизнь. С тех пор как остановился рост нефтяных фьючерсов и, соответственно, котировок акций нефтегазовых компаний, тема роста капитализации стала постоянной головной болью менеджмента "Газпрома". Результатом их усиленной мозговой деятельности стали такие творческие инициативы, как вывод акций газовой монополии на Шанхайскую или, как сообщил на днях председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев, Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE). Последняя идея особенно ярко рисует отчаяние, овладевшее директорами холдинга. Дело в том, что сейчас компании, как российские, так и зарубежные, массово покидают нью-йоркскую площадку. После громких скандалов, особенно дела Enron, стандарты отчетности на NYSE ужесточились настолько, что стали не по карману даже крупнейшим энергетическим корпорациям. Например, о намерении провести делистинг в Нью-Йорке буквально на днях заявила итальянская Enel. Тем не менее, по словам Дмитрия Медведева, вероятность выхода "Газпрома" на американскую биржу - больше 50%.

Зачем России газовые резервы?

Татьяна Митрова / руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН:

Появление списка стратегических месторождений ожидалось давно. Отнесение к этой категории месторождений в Якутии, на Ямале, Баренцевом, Карском, Охотском морях совершенно оправданно и разумно. По мере истощения действующих промыслов именно на эти участки станет смещаться газодобыча в будущем. Это, если хотите, следующее поколение российской газодобычи, следующая генерация. Сейчас их освоение является наиболее сложным и дорогостоящим, но с развитием технологий потенциал именно этих новых газоносных провинций станет основой нашей энергетической безопасности. Я бы назвала это заботой не столько о текущей добыче, сколько о стратегическом развитии газовой отрасли страны.

Михаил Крутихин / партнер RusEnergy:

Идея не в том, чтобы иметь резервы, а в том, чтобы оградить их от иностранцев, оставив запасы для компаний под госконтролем (фактически для "Газпрома"). Мотивация при этом может быть разной. Скажем, руководителями "Газпрома" уже несколько лет подряд высказывается мысль, что России не нужно увеличивать добычу газа, а имеющиеся разведанные месторождения необходимо оставить в качестве резерва для будущих поколений. Поскольку прибыли уже вполне достаточно и российская экономика просто не может переварить те средства, которые выручаются от экспорта нефти и газа. То есть существует такая теория, что, пока в земле остается газ, цена его повышается. А когда газ продали, цена полученных цветных бумажек постоянно падает. Однако мне кажется, что "Газпром" переборщил, ведь добыча газа настолько не растет, что это уже принимает опасные масштабы. Происходящее называется "Собака на сене".

Геннадий Шмаль / президент Союза нефтегазопромышленников России:

Резервы должны быть всегда. А если говорить о "Газпроме", то те месторождения, которые разрабатываются сегодня, находятся в стадии падающей добычи - прежде всего Уренгой, Медвежье, Ямбург. Компания несколько лет назад даже ввела Заполярное месторождение, чтобы компенсировать падение. Поэтому сейчас, конечно, нужно серьезно заниматься освоением месторождений Ямала: запасы там большие, но и стоимость разработки намного выше. А какая-то часть месторождений должна оставаться, чтобы можно было достаточно быстро ввести их в эксплуатацию, особенно те, которые находятся недалеко от системы магистральных газопроводов. Тем более такие месторождения нужны в европейской части: попробуйте прокачать газ от Заполярного в центральные районы! Получается, что резервы нужны и "Газпрому", и в целом для государства. А если говорить о независимых производителях, то здесь вопрос упирается в то, что существующая система магистральных газопроводов в достаточной степени уже заполнена, а владеет ею "Газпром". Отсюда проблема доступа к трубе: если поручать разработку месторождений кому-то еще, все равно возникнут коллизии. Либо нужно развивать газопроводную систему. Причем в этом могут принять участие и независимые производители.

Михаил Корчемкин / директор East European Gas Analysis:

Полагаю, что все происходит из-за того, что Россия может реально влиять на мировые цены на топливо. Ведь если "Газпром", например, говорит, что перекроет трубу, нефтяной рынок реагирует подъемом цен: все взаимосвязано. А потом повышаются и цены на газ, которые зависят от нефти. То есть получается обратная связь, а Россия находится на первом месте по запасам газа. Выходит, что газовые резервы - это резервы достижения политических целей. Причем все укладывается в энергетическую доктрину страны, которая была описана полтора года назад в письме Путина (доктрина считает конкуренцию среди производителей газа непродуктивной). Однако интересно также и то, что если Евросоюз защищает интересы потребителей газа, включая российских, то российское правительство стоит на стороне "Газпрома" и выступает против своих потребителей. Ведь оно само установило прямую связь европейских цен и российских.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 436
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003