"Оазис": Бердымухамедов прекрасно понимает, что единственное, что от него требуется - газ

Четверг, 15 ноября 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 Визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Брюссель, где ему были организован прием всеми высшими должностными лицами Европейского Союза и НАТО, стал очередным этапом в раскрутке нового лидера страны в принципиально ином качестве, нежели фигурировал его предшественник, - пишет "Оазис" в статье "Брюссельские смотрины".

Стоящий у истоков независимости государства и строящий с ноля внутреннюю и внешнюю политику, Ниязов имел и, пусть неоднозначный, но определенный международный авторитет, и определенный иммунитет к многочисленной критике международных и правозащитных организаций.
Но, увы, все эти навыки в самое ближайшее время стоит приобрести и выработать новому президенту в качестве брони и того же иммунитета при международных контактах. Броня такая ему понадобится весьма скоро.
Выходя на международную арену и получая различного рода политические авансы, Бердымухамедов прекрасно понимает, что единственное, что от него требуется газ и только газ. И эта газовая лояльность руководства Туркменистана, которая желательна и России и Китаю и ЕС вместе с США, которые, в свою очередь строят интриги друг против друга, вдруг стала вновь актуальна. Конечно, и во времена Ниязова, даже под самый закат его правления жажда газа заставляла приезжать к нему на поклон. Но тогда только Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили не брезговали прямого общения с Ниязовым, который к тому времени окончательно стал международной парией и мало кто решался переступить вполне определенную черту изгойства, за которую сам себя загнал Ниязов. Два очень конкретных фактора сделали Ниязова фактически руконеподаваемым. Это тотальное нарушение прав человека и столь же тотальная коррупция в его персональном лице. Ниязов просто не мог отказаться ни от того ни от другого. Эти два фактора были столпами его режима. Другое дело, что авторитарным руководствам России и Китая дела не было (и нет) до прав человека и коррупции в Туркменистане, но и они старались не слишком афишировать свои контакты с Ниязовым. Это было уже за гранью приличия.

Первые сентенции Бердымухамедова об открытости экономики и правах человека мало чем отличались от агиток времен Ниязова. И авансы — реверансы в его адрес, которыми сыпали и продолжают сыпать многочисленные зарубежные визитеры, на первый взгляд, утвердили его в том же, на чем строил политику Ниязов — всем нужен газ. И на многочисленных интригах США, ЕС, России и прочих можно строить интригу собственную, а права человека и коррупция подождут. Но и у любой интриги есть свой финал. И это четко стоит понимать самому Бердымухамедову. Ведь он не только новый лидер, но и наследник режима Ниязова. И от того, насколько быстро и целенаправленно будет исправлять ошибки прошлого, зависит и его собственное реноме и репутация страны. Визиты с США и Европу стали первыми испытаниями на прочность Бердымухамедова: насколько он готов воспринимать критику в свой адрес и насколько эта критика будет адекватно им восприниматься. В конце концов, именно по этой реакции будут судить и об адекватности Бердымухамедова и как главы государства и его реальной договороспособности в этом качестве.

Пока же все идет как при Ниязове. Те же здравицы и славословия, все тот же культ личности. Такая же череда увольнений и назначений в высшем эшелоне власти. Нет намека на то, что появятся новые СМИ без надписи "Учредитель — президент", а финансирование общественных организаций до сих пор включено в государственный бюджет, других просто не существует. У всех здравомыслящих возникает вполне оправданные опасения, что и новый президент заразился гигантоманией — на берегу Каспия строится туристический комплекс "Аваза" за 1 миллиард долларов. И снова, как во времена Ниязова, Бердымухамедов, обращаясь к сотрудникам госбезопасности, говорит: "…боритесь с клеветниками и другими изменниками родине…". Чувствуете, журналисты, активисты, диссиденты, в чей огород камень? Все также налицо чудовищное неуважение к национальному законодательству, даже на визуальном уровне — председатель Меджлиса (парламента) стоит перед президентом навытяжку и судорожно записывает каждое его слово, впрочем, как и остальной министерский люд. О каком разделении властей и их независимости может идти речь, когда самим президентом прилюдно и сознательно попирается это разделение и эта независимость властей, прописанная в конституции страны? На этом фоне смешно даже рассуждать о том, что, де, в Туркменистане с приходом нового "президента-реформатора", как его величает местный официоз, ситуация с правами человека могла хоть сколько измениться. Точно также как и ситуация с прозрачностью экономики. Президент продолжает путать личный карман с государственным, до сих пор не приступив к созданию цивилизованных инструментов борьбы с коррупцией.

Между тем критика международных и правозащитных организаций постепенно начинает нарастать. И будет нарастать дальше. Вот тогда и понадобится новому президенту иммунитет, которым обладал старый. Но на этом пути будут сделаны несколько принципиальных ошибок, которые, в конце концов, приведут Бердымухамедова к полноценному международному имиджу и статусу его предшественника. Со всеми вытекающими последствиями с продажей газа.

Самая большая ошибка президента будет состоять в том, что ему самому и его окружению удастся его убедить, что вопросы прав человека и коррупции во всей их связи и многообразии могут быть похороненными под обещаниями "а-ля Ниязов": "газа много, хватит всем, приходите и берите, а у нас позитивный нейтралитет и в наши дела не суйтесь". Лимит подобного лавирования был исчерпан самим Ниязовым, а кредит Бердымухамедову на подобное поведение является столь краткосрочным, что выбор нужно сделать в самое ближайшее время.

Еще один соблазн, которому может поддаться Бердымухамедов — это просто не замечать заявлений международных организаций и игнорировать действия правозащитных организаций в области прав человека и просто манкировать проблему, как в принципе, так и при проведении дипломатических переговоров, ссылаясь на особенности национальной демократии. В Брюсселе Бердымухамедову дали четко понять, что проблемы газового торга с Россией и энергетической безопасности это не совсем тот случай, когда европейское общество позволит европейским бюрократам закрывать глаза на отношения с репрессивным режимом. А именно таким до сих пор считается туркменский режим и прием Бердымухамедова в штаб-квартире Европейского Союза есть не что иное, как еще один аванс. Но как наследнику Туркменбаши. И с надеждой, что он этот аванс оправдает, а именно — демонтирует не только самые одиозные символы и фетиши того режима, но и приступит к ликвидации тех самых столпов бывшего, да и нынешнего режима — проблем с правами человека и коррупцией. Комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер прямо сказала Бердымухамедову, что "…чем более вы будете открыты, тем заметнее более открытым будет Европарламент и возможно более тесное сотрудничество". Что в переводе с дипломатического языка означает только одно — от Туркменистана ждут конкретных действий. И при отсутствии таковых, дверь в Евросоюз будет снова захлопнута, как во времена Ниязова. При всей профессиональной меркантильности евробюрократии, это заявление многого стоит.

Одна из самых авторитетных международных организаций Human Rights Watch представила резюме своего отчета по правам человека в Туркменистане, приуроченного к визиту Бердымухамедова в Брюссель:
"Евросоюз должен не только оценивать практику нового туркменского руководства в сравнении с тиранией Ниязова, но и ставить более высокую планку с прицелом на прогресс, — говорит Холли Картнер, директор HRW по Европе и Центральной Азии. — Поступить иначе — значит упустить важнейшую возможность добиться перемен в тот момент, когда формируется будущий курс правительства Туркменистана… Полное подавление свободы выражения мнений, ассоциации, религии и передвижения долгое время было возмутительной характерной чертой ниязовской тирании, а позитивных перемен на большинстве этих направлений как-то не видно, — говорит Х.Картнер. — Евросоюз должен исходить из его собственных критериев сотрудничества и настаивать на прогрессе до того, как будет происходить углубление его сотрудничества с Туркменистаном по конкретным реформам".

Еще конкретнее высказалась в своем докладе организация Crude Accountability, призвав структуры Европейского Союза, включая международных инвесторов и гарантов, строго увязывать свои взаимоотношения с Туркменистаном с соблюдением последним норм и стандартов в области прав человека, социальной и экологической политики и строгом выполнении Туркменистаном обязательств в рамках ратифицированных конвенций. Тот же призыв содержится и к правительству США и, что интересно, к руководству нефтяных и газовых компаний. Учитывая богатый опыт лоббирования и работы с такими компаниями, какой имеется у Human Rights Watch, Crude Accountability и других, можно быть уверенными, что заигрывания компаний с туркменским руководством и попустительство нарушениям прав человека не останутся тайной для общественности стран их официальной принадлежности. Как и проблемы с коррупцией, которые часто идут на пользу деятельности этим компаниям и вразрез с европейскими (и американскими) стандартами.

Поймет ли руководство Туркменистана, что Европейским Союзом предлагаются вполне конкретные правила игры, которые так или иначе придется соблюдать? Причем отделаться только поставками газа (и прочими гешефтами) в обмен на право входа в приличную и цивилизованную компанию не получится. Ему придется все время доказывать, что он и его власть являются и приличными и цивилизованными, а не наследниками "ниязовской тирании". Об этом пишет "Оазис".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 531
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003