Комментарий. Рост цен на продукты отражает зависимость страны.
Наконец-то вопросы продовольственной безопасности страны вышли на первый план государственных задач. Правда, для этого надо было дождаться критической точки развития ситуации. Но момент истины всегда наступает, как время "Ч", когда необходимо принять жизненно важные решения, в которых и проявляется главная суть выбранной политики.
По оценкам экономистов, страна может считать себя независимой в продовольственном отношении, если в течение 12 месяцев удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет не менее 75-80%.
Не так давно, чуть более года назад, подобным образом - повышением цен на сахар - пытались повлиять на положение в отечественном свеклосахарном комплексе. К счастью, на тот момент правительству хватило мудрости не поддаться панике и не снизить таможенные пошлины на импорт сахара и сахара-сырца. Исследуя причины происходящего, не следует сбрасывать со счетов, пожалуй, одну из главных - глобализацию мировой торговли.
Чем ближе перспективы вступления России в ВТО, тем яростнее попытки ее членов завладеть российским продовольственным рынком. Для достижения этой цели используется та же тактика, что и с сахаром - повлиять на политическое решение страны, практически блокируя один товарный рынок.
Чего на самом деле добиваются сторонники ВТО?
Прежде всего, снижения таможенных ограничений. Дело в том, что, после вступления в ВТО, в Российской Федерации по всем категориям товарной продукции на протяжении пяти лет будет действовать тот уровень импортных пошлин, которые были приняты на момент вхождения в эту организацию. Регулировать импорт в дальнейшем придется с помощью длительных и сложных механизмов принятия антидемпинговых и прочих мер, предусмотренных правилами ВТО.
Удивляет тот факт, с какой быстротой Минэкономразвития и торговли предложило снизить импортные пошлины. Аргументация достаточно простая: обеспечение населения продовольствием и повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, находящихся, надо сказать, в далеко неравных условиях со своими зарубежными коллегами.
Но можно ли с помощью, как утверждают, удешевления импорта решить создавшуюся проблему?
Откуда такая уверенность, что импортные продукты будут доступными по цене и литься к нам, как из рога изобилия. Ведь в мире, - и это очень хорошо известно, - нарастает дефицит продовольствия. Пример тому - наблюдающийся в настоящее время рост потребительского спроса на продовольственные товары в азиатском регионе, в результате которого зарубежные импортеры могут переориентировать товарные потоки на рынки этих стран. Складывается ситуация, когда правительство в большей степени обеспокоено протекционизмом иностранных, а не отечественных сельхозпроизводителей.
Если же речь идет о каком-то сговоре в торговле, то, даже не углубляясь в поиск причин, государство имеющимися в своем распоряжении механизмами может регулировать этот сектор экономики. И на сегодняшний день - это первое, что следовало бы сделать.
Разыгранный спектакль выглядит еще более циничным в условиях, когда внутренний рынок примерно на 30% зависит от импорта продовольствия. Считается, что если продовольственный импорт превышает 20%, то страна стоит на пороге стагнации. Превышение пороговой величины продовольственной безопасности, так как при этом уровне импорт служит не дополнением внутреннего производства, а подавляет его, приводит к сужению возможностей, и потенциально - к спаду сельскохозяйственного производства. При этом происходит отвлечение главного финансового ресурса - емкости внутреннего рынка на обслуживание чужого хозяйственного оборота. Пророческими можно назвать слова Наполеона, которые он говорил об армии, если перефразировать их: "Народ, который не может прокормить сам себя, будет кормить другой народ".
В условиях зависимости страны от импорта продовольствия, существенно низких по сравнению с европейскими и американскими темпов развития производства, отсутствия комплексной системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности снижение импортных пошлин на основные продукты питания выглядит крайне несвоевременным. Вполне понятно в этом контексте и предложение решить проблему за счет поддержки социально незащищенных потребителей, что также отвечает интересам импортеров.
Время показало, как трудно достичь желаемых результатов, не смотря даже на наличие в государстве финансовых ресурсов. Наметившихся успехов в отечественном аграрном секторе экономики пока недостаточно, чтобы конкурировать с высокотехнологичными, эффективными производителями из развитых стран. Тем более что техническое оснащение отрасли также сильно зависит от импорта. Поэтому при неблагоприятных внешних условиях за пять лет можно потерять и то незначительное, что имеем.
Как бы благими намерениями не оставить страну без своего сельского хозяйства и продовольствия. Важно не ухудшить ситуацию поспешностью принятия точечных решений, вырванных из контекста системных мер. Зная же последствия, необходимо к ним готовиться.
Ведь аграрный сектор экономики является гарантом независимости России. Поэтому требует и большего внимания со стороны государства, главная функция которого - защита интересов его граждан. А это в условиях глобализации совсем непросто. Всемирная Торговая Организация создает некие равные условия мировой торговли, что вообще, по сути, является нонсенсом в мире, где нет, и не может быть равенства. Поэтому за деятельностью этой организации просматривается прямая экспансия группы стран на российский рынок. Без системы государственных мер по регулированию продовольственного рынка в нынешних условиях не обойтись. В свое время проблема обеспечения страны продовольствием продемонстрировала несостоятельность экономической политики государства в СССР.
Мировая практика показывает, что аграрный сектор экономики не относится к высокодоходным. Тем не менее, именно ему индустриальные страны во многом обязаны своим развитием.
Решение вопросов обеспечения населения собственным продовольствием стимулировало развитие науки, машиностроения, подготовку квалифицированных кадров. Для этого разрабатывались и использовались различные механизмы государственной поддержки и регулирования продовольственного рынка. В России после развала Союза возникла проблема нехватки финансирования агропромышленного комплекса, которую попытались решить за счет приватизации, переложив ответственность государства в частные руки. Сегодняшняя ситуация с продовольствием ставит под угрозу заинтересованность отечественных производителей, на долю которых ложится сохранение рабочих мест и повышение доходов населения.
Поэтому нас в меньшей степени должны волновать цены на мировых биржах, а в большей - развитие собственного производства и емкости внутреннего рынка. Дело в том, что объемы международной торговли обычно на порядок меньше совокупных объемов внутренних национальных рынков. Большая часть торговли осуществляется по контрактам, и лишь относительно малая - не законтрактованная продукция проходит через биржи. Таким образом, на биржевые цены влияют относительно небольшие партии товаров.
Подобный механизм ценообразования увеличивает неустойчивость мировых рынков, что определяет необходимость мер защиты внутреннего рынка продуктов питания и поддержания достаточно высокого уровня продовольственного самообеспечения страны.
Не надо создавать предпосылки для критических обстоятельств, когда возросший импорт угрожает нанести серьезный ущерб существующей в стране национальной промышленности. Пора бы от констатации проблем перейти к их предупреждению.
В этой связи необходимо разработать и принять комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, в том числе по развитию производства, регулированию товарных рынков, формированию реальной системы ценообразования, повышению покупательной способности населения. Целевые программы - хорошо, но для достижения более эффективных результатов их недостаточно. И здесь опять целесообразно обратиться к мировому опыту развитых стран, которые пока не собираются отказываться от действующих механизмов поддержки своих производителей.
Но для этого государству нужен не формальный подход к решению важнейшей задачи - обеспечение продовольственной независимости страны.
По словам русского философа Ильина: "Формализм искажает все, во что он внедряется. От него вырождается управление".
Показать заинтересованность, взять немалую долю ответственности на себя, доказать свою состоятельность - все это и составляет сущность государства. Для реализации этих задач сегодня есть все предпосылки: стабильная политическая система, финансовые ресурсы, развивающаяся отраслевая база. Построив экономическую модель эффективного развития аграрного сектора, можно выработать необходимые механизмы для ее осуществления.
Было бы желание…
По оценкам экономистов, страна может считать себя независимой в продовольственном отношении, если в течение 12 месяцев удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет не менее 75-80%.
Не так давно, чуть более года назад, подобным образом - повышением цен на сахар - пытались повлиять на положение в отечественном свеклосахарном комплексе. К счастью, на тот момент правительству хватило мудрости не поддаться панике и не снизить таможенные пошлины на импорт сахара и сахара-сырца. Исследуя причины происходящего, не следует сбрасывать со счетов, пожалуй, одну из главных - глобализацию мировой торговли.
Чем ближе перспективы вступления России в ВТО, тем яростнее попытки ее членов завладеть российским продовольственным рынком. Для достижения этой цели используется та же тактика, что и с сахаром - повлиять на политическое решение страны, практически блокируя один товарный рынок.
Чего на самом деле добиваются сторонники ВТО?
Прежде всего, снижения таможенных ограничений. Дело в том, что, после вступления в ВТО, в Российской Федерации по всем категориям товарной продукции на протяжении пяти лет будет действовать тот уровень импортных пошлин, которые были приняты на момент вхождения в эту организацию. Регулировать импорт в дальнейшем придется с помощью длительных и сложных механизмов принятия антидемпинговых и прочих мер, предусмотренных правилами ВТО.
Удивляет тот факт, с какой быстротой Минэкономразвития и торговли предложило снизить импортные пошлины. Аргументация достаточно простая: обеспечение населения продовольствием и повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, находящихся, надо сказать, в далеко неравных условиях со своими зарубежными коллегами.
Но можно ли с помощью, как утверждают, удешевления импорта решить создавшуюся проблему?
Откуда такая уверенность, что импортные продукты будут доступными по цене и литься к нам, как из рога изобилия. Ведь в мире, - и это очень хорошо известно, - нарастает дефицит продовольствия. Пример тому - наблюдающийся в настоящее время рост потребительского спроса на продовольственные товары в азиатском регионе, в результате которого зарубежные импортеры могут переориентировать товарные потоки на рынки этих стран. Складывается ситуация, когда правительство в большей степени обеспокоено протекционизмом иностранных, а не отечественных сельхозпроизводителей.
Если же речь идет о каком-то сговоре в торговле, то, даже не углубляясь в поиск причин, государство имеющимися в своем распоряжении механизмами может регулировать этот сектор экономики. И на сегодняшний день - это первое, что следовало бы сделать.
Разыгранный спектакль выглядит еще более циничным в условиях, когда внутренний рынок примерно на 30% зависит от импорта продовольствия. Считается, что если продовольственный импорт превышает 20%, то страна стоит на пороге стагнации. Превышение пороговой величины продовольственной безопасности, так как при этом уровне импорт служит не дополнением внутреннего производства, а подавляет его, приводит к сужению возможностей, и потенциально - к спаду сельскохозяйственного производства. При этом происходит отвлечение главного финансового ресурса - емкости внутреннего рынка на обслуживание чужого хозяйственного оборота. Пророческими можно назвать слова Наполеона, которые он говорил об армии, если перефразировать их: "Народ, который не может прокормить сам себя, будет кормить другой народ".
В условиях зависимости страны от импорта продовольствия, существенно низких по сравнению с европейскими и американскими темпов развития производства, отсутствия комплексной системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности снижение импортных пошлин на основные продукты питания выглядит крайне несвоевременным. Вполне понятно в этом контексте и предложение решить проблему за счет поддержки социально незащищенных потребителей, что также отвечает интересам импортеров.
Время показало, как трудно достичь желаемых результатов, не смотря даже на наличие в государстве финансовых ресурсов. Наметившихся успехов в отечественном аграрном секторе экономики пока недостаточно, чтобы конкурировать с высокотехнологичными, эффективными производителями из развитых стран. Тем более что техническое оснащение отрасли также сильно зависит от импорта. Поэтому при неблагоприятных внешних условиях за пять лет можно потерять и то незначительное, что имеем.
Как бы благими намерениями не оставить страну без своего сельского хозяйства и продовольствия. Важно не ухудшить ситуацию поспешностью принятия точечных решений, вырванных из контекста системных мер. Зная же последствия, необходимо к ним готовиться.
Ведь аграрный сектор экономики является гарантом независимости России. Поэтому требует и большего внимания со стороны государства, главная функция которого - защита интересов его граждан. А это в условиях глобализации совсем непросто. Всемирная Торговая Организация создает некие равные условия мировой торговли, что вообще, по сути, является нонсенсом в мире, где нет, и не может быть равенства. Поэтому за деятельностью этой организации просматривается прямая экспансия группы стран на российский рынок. Без системы государственных мер по регулированию продовольственного рынка в нынешних условиях не обойтись. В свое время проблема обеспечения страны продовольствием продемонстрировала несостоятельность экономической политики государства в СССР.
Мировая практика показывает, что аграрный сектор экономики не относится к высокодоходным. Тем не менее, именно ему индустриальные страны во многом обязаны своим развитием.
Решение вопросов обеспечения населения собственным продовольствием стимулировало развитие науки, машиностроения, подготовку квалифицированных кадров. Для этого разрабатывались и использовались различные механизмы государственной поддержки и регулирования продовольственного рынка. В России после развала Союза возникла проблема нехватки финансирования агропромышленного комплекса, которую попытались решить за счет приватизации, переложив ответственность государства в частные руки. Сегодняшняя ситуация с продовольствием ставит под угрозу заинтересованность отечественных производителей, на долю которых ложится сохранение рабочих мест и повышение доходов населения.
Поэтому нас в меньшей степени должны волновать цены на мировых биржах, а в большей - развитие собственного производства и емкости внутреннего рынка. Дело в том, что объемы международной торговли обычно на порядок меньше совокупных объемов внутренних национальных рынков. Большая часть торговли осуществляется по контрактам, и лишь относительно малая - не законтрактованная продукция проходит через биржи. Таким образом, на биржевые цены влияют относительно небольшие партии товаров.
Подобный механизм ценообразования увеличивает неустойчивость мировых рынков, что определяет необходимость мер защиты внутреннего рынка продуктов питания и поддержания достаточно высокого уровня продовольственного самообеспечения страны.
Не надо создавать предпосылки для критических обстоятельств, когда возросший импорт угрожает нанести серьезный ущерб существующей в стране национальной промышленности. Пора бы от констатации проблем перейти к их предупреждению.
В этой связи необходимо разработать и принять комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, в том числе по развитию производства, регулированию товарных рынков, формированию реальной системы ценообразования, повышению покупательной способности населения. Целевые программы - хорошо, но для достижения более эффективных результатов их недостаточно. И здесь опять целесообразно обратиться к мировому опыту развитых стран, которые пока не собираются отказываться от действующих механизмов поддержки своих производителей.
Но для этого государству нужен не формальный подход к решению важнейшей задачи - обеспечение продовольственной независимости страны.
По словам русского философа Ильина: "Формализм искажает все, во что он внедряется. От него вырождается управление".
Показать заинтересованность, взять немалую долю ответственности на себя, доказать свою состоятельность - все это и составляет сущность государства. Для реализации этих задач сегодня есть все предпосылки: стабильная политическая система, финансовые ресурсы, развивающаяся отраслевая база. Построив экономическую модель эффективного развития аграрного сектора, можно выработать необходимые механизмы для ее осуществления.
Было бы желание…
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00