Business Week: Европейцы продолжают надеяться на проект "Набукко"
Евросоюз, обеспокоенный тем, что Москва твердо контролирует газовые поставки, надеется, что планы по строительству ряда трубопроводов позволят ему избежать зависимости. Об этом пишет сегодня Business Week
Прозвучавшие в начале августа угрозы вдвое уменьшить экспорт газа в Белоруссию в связи с задолженностью по счетам, должно быть, навеяли многим европейцам неприятные воспоминания.
Например, воспоминания о том, как в этом же году Россия прекратила подачу газа по трубопроводу "Дружба" в Белоруссию из-за спора о повышении цен и тарифах. Тогда в цепи поставок несколько раз возникали перебои.
В течение нескольких дней вдвое сократились поставки в Чехию и Словакию (из России эти страны получают 65% природного газа). Польша и Германия вынуждены были задействовать резервы, а остальные страны приняли решение увеличить импорт из таких стран, как Норвегия.
Судьба энергетических поставок в Европу не впервые оказалась в заложниках в конфликте России с соседями. Аналогичные события развернулись в начале 2006 года вокруг Украины.
Эти шаги показали Европейскому союзу, что в энергетике сложилась новая ситуация: Россия не боится использовать свое превосходство, чтобы решить местные споры в свою пользу. Обмен ударами в ходе этого конфликта почувствовали во всем ЕС. Крупнейший в мире импортер энергии (ЕС опирается на огромные нефтегазовые запасы России) неожиданно осознал, насколько уязвимым станет, если Россия захочет оказывать давление не только на своих непосредственных соседей.
Это помогает понять, почему ЕС за последние полтора года стал активнее поддерживать проекты по строительству трубопроводов, основная часть которых придется на Южную Европу. Все они призваны обеспечить диверсификацию каналов поставок – новые маршруты будут либо огибать ненадежных соседей России, либо не будут связаны с энергетическим гигантом вообще.
"Вы видите попытку усилить безопасность, уменьшив общую роль каждого конкретного поставщика, – объясняет Андре Плурд, председатель Международной ассоциации энергетической экономики. – Если один из поставщиков решит, что больше не заинтересован в игре по правилам, последствия этого окажутся меньше, если в нашем распоряжении будут иметься альтернативы (другие источники или пути поставок)".
Неудивительно, что Россия сопротивляется попыткам ЕС диверсифицировать энергетические поставки и не скрывает желания сорвать подобные планы. В мае серьезный удар был нанесен самому разрекламированному проекту ЕС – газопроводу "Набукко" из Центральной Азии. Тогда российский президент Владимир Путин лично отправился в Центральную Азию, где заключил сделки с Туркменией и Казахстаном о строительстве газопровода, по которому большая часть газа из региона будет идти в Россию, а оттуда перепродаваться в Европу по гораздо более высоким расценкам.
Россия – второй по величине в мире экспортер нефти, поставки которой из России составляют 7 млн баррелей в день, и природного газа, которого она ежегодно продает 216 млрд кубометров. Именно с газом связаны наибольшие опасения в странах ЕС.
Газ быстрее прочих энергоносителей набирает популярность в ЕС. По данным Управления США по энергетической информации, его потребление за последние десять лет выросло на 42,3%. Европейцы используют 506 млрд кубометров природного газа в год. Наибольшая его часть приходится на долю Германии, Италии и Франции. Германия получает из России 46% своего газа, Италия и Франция также в значительной степени ориентируются на Россию, получая оттуда 32% и 21% соответственно, сообщает Управление по энергетической информации.
Евросоюз в целом получает из России 25-40% природного газа, 17% поступает из Норвегии, а 10% – из Алжира.
В то время как спрос на природный газ растет, его добыча в самой Европе сокращается.
Эксперты сходятся во мнении, что вскоре газ сменит нефть в качестве главного источника энергии в странах ЕС. Такие эксперты, как Фариборз Гадар, директор Центра глобальных деловых исследований в Пенсильванском государственном университете, сообщают, что к 2030 году Европе придется импортировать до 80% природного газа.
"Ситуация такова, что газ сосредоточен в основном в России и в Иране. Именно там находятся крупнейшие газовые запасы. А сейчас Россия фактически контролирует весь рынок", – объясняет Гадар.
Нефтяные и газовые рынки работают по-разному. Рынок нефти действительно общемировой, и ее можно покупать в Сингапуре или Роттердаме, не попадая в зависимость от одного источника.
Большую часть нефти ЕС также получает из России. Однако, по словам аналитиков, в торговле нефтью Россия ведет себя мягче – в основном именно из-за характера рынка. Тем не менее, ЕС выступает за строительство нескольких нефтепроводов, которые, хотя и будут поставлять нефть из России, по большей части пойдут в обход Украины и Белоруссии напрямую в Южную Европу, которая готовится стать новыми энергетическими воротами Евросоюза.
В январе Македония, Болгария и Албания договорились о создании трубопровода Албанско-Македонско-Болгарской нефтяной корпорации (AMBO). Его длина составит почти на 1 тыс. километров, и он будет поставлять через Балканы российскую нефть с черноморского побережья к Средиземному морю.
А в следующем году ожидается начало строительства российскими и греческими компаниями нефтепровода Бургас-Александруполис. Когда в 2011 году он будет завершен, то сможет поставлять ежегодно 20 млн тонн нефти из болгарского черноморского порта Бургас в Грецию.
В начале апреля Хорватия, Италия, Румыния, Сербия и Словения подписали соглашение о строительстве так называемого Панъевропейского нефтепровода. Он должен протянуться на 1,4 тыс. километров от Черного моря до порта Триест в Италии. Планируется, что через него в существующие трубопроводные сети Австрии, Чехии и Германии будут поступать 40 млн тонн нефти в год.
По мнению экспертов, Россия в целом довольна этими проектами, поскольку они просто станут альтернативными маршрутами поставок российской нефти европейским потребителям.
Напряжение в отношениях с Россией вызывает активная поддержка Евросоюзом проекта "Набукко". Этот трубопровод, как планируется, протянется на 3,3 тыс. километров от Каспийского моря до Австрии через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. В проекте участвуют пять энергетических компаний (по одной из каждой страны, через которую пройдет трубопровод). Как сообщается, он обойдется в 4,6 млрд евро и на максимальной мощности сможет поставлять в Европу почти 30 млрд кубометров природного газа в год.
"Конечно, главная цель строительства "Набукко" заключается в том, чтобы создать единственный трубопровод, идущий из Центральной Азии и не подконтрольный России, – говорит Катинка Барыш, специалист по энергетике и главный экономист лондонского Центра европейских реформ. – Русские хорошо понимают, что совместные действия европейцев приведут к ослаблению их позиции, поэтому стараются действовать загодя".
Российский государственный гигант "Газпром", который обеспечивает производство более 90% российского газа и владеет большинством трубопроводов, в этом году развернул в Европе активную деятельность по подписанию долгосрочных контрактов на поставки с европейскими энергетическими компаниями и по покупке европейских трубопроводных сетей.
Путин стремится получить поддержку для предложенной "Газпромом" альтернативы "Набукко", которая предусматривает продолжение трубопровода "Голубой поток" из Северной Турции по тому же маршруту, по которому планируется пустить "Набукко". Российский президент пообещал сделать Венгрию, где будет заканчиваться трубопровод, главными газовыми воротами России в Европу. Этой весной премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань отвернулся от Брюсселя и выразил готовность поддержать "Голубой поток" вместо "Набукко".
Но несмотря на действия России, работа над "Набукко" продолжается, говорит директор проекта Рейнхард Митшек. Строительство планируется начать в 2009 году. "Из-за наличия множества потенциальных источников газа отдельные события и сделки между другими участниками рынка не будут представлять угрозы для проекта", – заверил он.
Но не стоит ждать, что Россия будет бездействовать. По прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы нас ожидает новый всплеск челночной дипломатии. Представители "Газпрома" могут нанести новые визиты в европейские столицы, Турцию, Центральную Азию. Кроме того, стоит ожидать визитов европейских лидеров в Турцию и Центральную Азию.
"Это должно случиться, – уверен Зейно Баран из консервативного исследовательского Института Хадсона в Вашингтоне. – Европейским лидерам необходимо относиться к энергии не как к чему-то, что отапливает дома. Следует смотреть на нее с точки зрения безопасности и внешней политики. Ведь Путин именно так и делает".
Этот взгляд может найти поддержку в Брюсселе, поскольку Европа продолжает конфликтовать с Москвой по таким вопросам, как размещение американской противоракетной системы, судьба Косово и расширение НАТО.
"Подумайте, что лучше для России: обеспечивать поставки своим друзьям или своим врагам, – говорит Иван Сафранчук, глава московского отделения Центра оборонной информации. – Наверное, обеспечивать поставки друзьям лучше", - передает InoPressa.
Прозвучавшие в начале августа угрозы вдвое уменьшить экспорт газа в Белоруссию в связи с задолженностью по счетам, должно быть, навеяли многим европейцам неприятные воспоминания.
Например, воспоминания о том, как в этом же году Россия прекратила подачу газа по трубопроводу "Дружба" в Белоруссию из-за спора о повышении цен и тарифах. Тогда в цепи поставок несколько раз возникали перебои.
В течение нескольких дней вдвое сократились поставки в Чехию и Словакию (из России эти страны получают 65% природного газа). Польша и Германия вынуждены были задействовать резервы, а остальные страны приняли решение увеличить импорт из таких стран, как Норвегия.
Судьба энергетических поставок в Европу не впервые оказалась в заложниках в конфликте России с соседями. Аналогичные события развернулись в начале 2006 года вокруг Украины.
Эти шаги показали Европейскому союзу, что в энергетике сложилась новая ситуация: Россия не боится использовать свое превосходство, чтобы решить местные споры в свою пользу. Обмен ударами в ходе этого конфликта почувствовали во всем ЕС. Крупнейший в мире импортер энергии (ЕС опирается на огромные нефтегазовые запасы России) неожиданно осознал, насколько уязвимым станет, если Россия захочет оказывать давление не только на своих непосредственных соседей.
Это помогает понять, почему ЕС за последние полтора года стал активнее поддерживать проекты по строительству трубопроводов, основная часть которых придется на Южную Европу. Все они призваны обеспечить диверсификацию каналов поставок – новые маршруты будут либо огибать ненадежных соседей России, либо не будут связаны с энергетическим гигантом вообще.
"Вы видите попытку усилить безопасность, уменьшив общую роль каждого конкретного поставщика, – объясняет Андре Плурд, председатель Международной ассоциации энергетической экономики. – Если один из поставщиков решит, что больше не заинтересован в игре по правилам, последствия этого окажутся меньше, если в нашем распоряжении будут иметься альтернативы (другие источники или пути поставок)".
Неудивительно, что Россия сопротивляется попыткам ЕС диверсифицировать энергетические поставки и не скрывает желания сорвать подобные планы. В мае серьезный удар был нанесен самому разрекламированному проекту ЕС – газопроводу "Набукко" из Центральной Азии. Тогда российский президент Владимир Путин лично отправился в Центральную Азию, где заключил сделки с Туркменией и Казахстаном о строительстве газопровода, по которому большая часть газа из региона будет идти в Россию, а оттуда перепродаваться в Европу по гораздо более высоким расценкам.
Россия – второй по величине в мире экспортер нефти, поставки которой из России составляют 7 млн баррелей в день, и природного газа, которого она ежегодно продает 216 млрд кубометров. Именно с газом связаны наибольшие опасения в странах ЕС.
Газ быстрее прочих энергоносителей набирает популярность в ЕС. По данным Управления США по энергетической информации, его потребление за последние десять лет выросло на 42,3%. Европейцы используют 506 млрд кубометров природного газа в год. Наибольшая его часть приходится на долю Германии, Италии и Франции. Германия получает из России 46% своего газа, Италия и Франция также в значительной степени ориентируются на Россию, получая оттуда 32% и 21% соответственно, сообщает Управление по энергетической информации.
Евросоюз в целом получает из России 25-40% природного газа, 17% поступает из Норвегии, а 10% – из Алжира.
В то время как спрос на природный газ растет, его добыча в самой Европе сокращается.
Эксперты сходятся во мнении, что вскоре газ сменит нефть в качестве главного источника энергии в странах ЕС. Такие эксперты, как Фариборз Гадар, директор Центра глобальных деловых исследований в Пенсильванском государственном университете, сообщают, что к 2030 году Европе придется импортировать до 80% природного газа.
"Ситуация такова, что газ сосредоточен в основном в России и в Иране. Именно там находятся крупнейшие газовые запасы. А сейчас Россия фактически контролирует весь рынок", – объясняет Гадар.
Нефтяные и газовые рынки работают по-разному. Рынок нефти действительно общемировой, и ее можно покупать в Сингапуре или Роттердаме, не попадая в зависимость от одного источника.
Большую часть нефти ЕС также получает из России. Однако, по словам аналитиков, в торговле нефтью Россия ведет себя мягче – в основном именно из-за характера рынка. Тем не менее, ЕС выступает за строительство нескольких нефтепроводов, которые, хотя и будут поставлять нефть из России, по большей части пойдут в обход Украины и Белоруссии напрямую в Южную Европу, которая готовится стать новыми энергетическими воротами Евросоюза.
В январе Македония, Болгария и Албания договорились о создании трубопровода Албанско-Македонско-Болгарской нефтяной корпорации (AMBO). Его длина составит почти на 1 тыс. километров, и он будет поставлять через Балканы российскую нефть с черноморского побережья к Средиземному морю.
А в следующем году ожидается начало строительства российскими и греческими компаниями нефтепровода Бургас-Александруполис. Когда в 2011 году он будет завершен, то сможет поставлять ежегодно 20 млн тонн нефти из болгарского черноморского порта Бургас в Грецию.
В начале апреля Хорватия, Италия, Румыния, Сербия и Словения подписали соглашение о строительстве так называемого Панъевропейского нефтепровода. Он должен протянуться на 1,4 тыс. километров от Черного моря до порта Триест в Италии. Планируется, что через него в существующие трубопроводные сети Австрии, Чехии и Германии будут поступать 40 млн тонн нефти в год.
По мнению экспертов, Россия в целом довольна этими проектами, поскольку они просто станут альтернативными маршрутами поставок российской нефти европейским потребителям.
Напряжение в отношениях с Россией вызывает активная поддержка Евросоюзом проекта "Набукко". Этот трубопровод, как планируется, протянется на 3,3 тыс. километров от Каспийского моря до Австрии через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. В проекте участвуют пять энергетических компаний (по одной из каждой страны, через которую пройдет трубопровод). Как сообщается, он обойдется в 4,6 млрд евро и на максимальной мощности сможет поставлять в Европу почти 30 млрд кубометров природного газа в год.
"Конечно, главная цель строительства "Набукко" заключается в том, чтобы создать единственный трубопровод, идущий из Центральной Азии и не подконтрольный России, – говорит Катинка Барыш, специалист по энергетике и главный экономист лондонского Центра европейских реформ. – Русские хорошо понимают, что совместные действия европейцев приведут к ослаблению их позиции, поэтому стараются действовать загодя".
Российский государственный гигант "Газпром", который обеспечивает производство более 90% российского газа и владеет большинством трубопроводов, в этом году развернул в Европе активную деятельность по подписанию долгосрочных контрактов на поставки с европейскими энергетическими компаниями и по покупке европейских трубопроводных сетей.
Путин стремится получить поддержку для предложенной "Газпромом" альтернативы "Набукко", которая предусматривает продолжение трубопровода "Голубой поток" из Северной Турции по тому же маршруту, по которому планируется пустить "Набукко". Российский президент пообещал сделать Венгрию, где будет заканчиваться трубопровод, главными газовыми воротами России в Европу. Этой весной премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань отвернулся от Брюсселя и выразил готовность поддержать "Голубой поток" вместо "Набукко".
Но несмотря на действия России, работа над "Набукко" продолжается, говорит директор проекта Рейнхард Митшек. Строительство планируется начать в 2009 году. "Из-за наличия множества потенциальных источников газа отдельные события и сделки между другими участниками рынка не будут представлять угрозы для проекта", – заверил он.
Но не стоит ждать, что Россия будет бездействовать. По прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы нас ожидает новый всплеск челночной дипломатии. Представители "Газпрома" могут нанести новые визиты в европейские столицы, Турцию, Центральную Азию. Кроме того, стоит ожидать визитов европейских лидеров в Турцию и Центральную Азию.
"Это должно случиться, – уверен Зейно Баран из консервативного исследовательского Института Хадсона в Вашингтоне. – Европейским лидерам необходимо относиться к энергии не как к чему-то, что отапливает дома. Следует смотреть на нее с точки зрения безопасности и внешней политики. Ведь Путин именно так и делает".
Этот взгляд может найти поддержку в Брюсселе, поскольку Европа продолжает конфликтовать с Москвой по таким вопросам, как размещение американской противоракетной системы, судьба Косово и расширение НАТО.
"Подумайте, что лучше для России: обеспечивать поставки своим друзьям или своим врагам, – говорит Иван Сафранчук, глава московского отделения Центра оборонной информации. – Наверное, обеспечивать поставки друзьям лучше", - передает InoPressa.