"Алексей Гордеев: У нас в целом сельское хозяйство прибыльное".

Среда, 22 ноября 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Интервью министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева газете "Финансовые Известия".
ВОПРОС:
- Будут ли приняты какие-либо меры по ограничению ввоза сельхозпродукции на территорию нашей страны?
А. ГОРДЕЕВ:
- Несколько лет назад мы ввели специальные таможенные режимы в отношении завоза сахара-сырца в Россию. Благодаря этому у нас начался рост производства сахарной свеклы и соответственно выработки белого сахара из этого сырья. Были введены и соответствующие квоты на импорт мяса всех видов.
ВОПРОС:
- В последнее время много шума было вокруг колхозных рынков. Что удалось сделать в данном направлении и что предстоит?
А. ГОРДЕЕВ:
- Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы законодательно номинировать понятие "розничный рынок". В том числе речь идет и о сельскохозяйственных рынках. Такой документ внесен правительством и Министерством экономического развития и торговли с замечаниями Министерства сельского хозяйства. Мы считаем, что сельскохозяйственные рынки должны принадлежать сельхозпроизводителям и управлять ими должны кооперативы сельхозпроизводителей.
ВОПРОС:
- Оправдываются ли надежды, что частник на селе накормит страну?
А. ГОРДЕЕВ:
- Сельскохозяйственный сектор экономики - наиболее приватизированный. У нас практически все в частных руках. 80% самой земли тоже находится у частников. В России сегодня порядка 255 тыс. фермеров. Средний надел земли - около 75 га.
ВОПРОС:
- Нормальной сельхозэкономику можно признать, когда в селе появится возможность реальных заработков, как это было 25 лет назад. Ваше видение проблемы оттока сельчан на заработки.
А. ГОРДЕЕВ:
- Главная проблема в сельском хозяйстве - это низкие доходы села и неспособность выплачивать достойную зарплату, которая в 2,5 раза ниже, чем в среднем в экономике страны. Нигде такой пропорции нет, ни в развитых странах, ни в странах даже постсоветского пространства. Мы специально брали данные - ну, максимум отличается не в пользу селян на 20%, на 30%, но не в 2,5 раза.
ВОПРОС:
- Специалисты утверждают, что россияне за продукты питания вынуждены вдвое переплачивать, в том числе и перекупщикам, рыночной мафии и прочим. Есть ли положительные тенденции в решении этого вопроса?
А. ГОРДЕЕВ:
- Сфера торговли, находящаяся на стыке между поставщиками, производителями и потребителями конечной продукции, играет колоссальную социальную роль в жизни любой страны. Речь идет именно о справедливых экономических отношениях. Например, мне до сих пор непонятно, почему торговля имеет право сделать наценку на хлебобулочную продукцию 50%. То есть крестьянин, который производит зерно, имеет примерно 15-20% себе, а магазин, собственно, труд которого состоит в том, чтобы выложить хлеб на прилавок, имеет 50% и более себе.
ВОПРОС:
- Когда Россия сможет полностью отказаться от поставок импортной сельхозпродукции?
А. ГОРДЕЕВ:
- Нельзя ставить вопрос: вот давайте откажемся от всего импорта. Наверное, абсурдно, если бы Министерство сельского хозяйства настаивало на принятии федеральной целевой программы по производству бананов и апельсинов. Мы предлагали доктрину продовольственной безопасности, при которой государство при любых условиях такой уровень неснижаемого объема производства продовольствия и доли на рынке могло бы обеспечить. В частности, по мясу, я считаю, что это минимум 80%. На сегодня этот порог, к сожалению, пройден, мы имеем в балансе потребление импортного мяса около 35%. И это, я считаю, очень опасно.
ВОПРОС:
- За годы реформ русская деревня сильно изменилась. Новые технологии шагнули в глубинку, серьезно повлияли на производство и крестьянский быт. Люди в селах тоже стали другими. Какой вы видите русскую деревню в ближайшем будущем?
А. ГОРДЕЕВ:
- Мы видим серьезные позитивные изменения. Во-первых, последние семь лет в целом сельское хозяйство ни разу, имею в виду годовой баланс, не было убыточным. Я могу назвать 98-й год: убытки сельского хозяйства тогда составляли 48 млрд рублей, и мы имели 80% убыточных предприятий в стране. В последние семь лет мы вышли на то, что у нас в целом сельское хозяйство прибыльное и прибыльных хозяйств в стране примерно 50%. Хотя остается реальная проблема, что делать с оставшимися хозяйствами. Наверное, это ненормально, когда у нас еле-еле влачат существование и хронически убыточны примерно 30-35% предприятий. Хотя, надо сказать, что многие регионы благодаря правильной, выверенной политике сохранили сельское хозяйство. Это Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Белгородская область, Липецкая область.
ВОПРОС:
- Многие хозяева не могут взять в кредит необходимую сумму, так как им нечего заложить. Не пришло ли время упростить оформление и выдавать кредиты на более льготных условиях?
А. ГОРДЕЕВ:
- Раньше, чтобы заемщик, даже предприятие, взял кредит, нужно поехать куда-то в банк, там что-то оформить, обслуживаться, надо было преодолевать сто километров. Мы поставили такую задачу: в течение двух лет дойти до каждого районного звена и в каждом сельском крупном поселении создать еще и уполномоченных от банка. Все это дает возможность напрямую работать с заемщиками, помогать им оформлять документацию, обучать, подсказывать, как надо упростить эти процедуры, в том числе и на уровне Центрального банка России. И были, например, приняты такие решения, когда мы кредиты до 30 тыс. рублей - а на селе 30 тыс. рублей - это, в общем-то, нормальные деньги, позволяющие купить или скот, или корма, - стали выдавать просто под письмо главы сельского поселения, который нам подтверждал, что есть такой гражданин, есть такая семья и они ведут личное хозяйство. И 30 тыс. рублей без всяких залогов стали оформлять. Дальше. Мы вышли на такую систему, что принимаем поручительство соседей. Два соседа поручаются за третьего, и он получает под их поручительство кредит.
ВОПРОС:
- Какая политика в отношении отечественных сельхозпроизводителей будет проводиться после вступления России в ВТО?
А. ГОРДЕЕВ:
- Я могу только надеяться, что политика изменится. То, что мы до недавнего времени в части поддержки села проводили, в общем-то, недостаточно и в каком-то смысле ущербно. Есть целый ряд конкретных примеров. Объем поддержки Евросоюза составляет 60 млрд евро. То есть 45% бюджета Евросоюза идет на поддержку села. И потом мы говорим - какая конкурентоспособность? Это все равно как выйти на поле битвы один в трусах, а другой с автоматом.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 597
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003