Business Week: что русские сделают со 170 миллиардами долларов прибыли от экспорта нефти и газа, полученными за этот год?

Пятница, 3 ноября 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Двенадцать лет назад российская армия ушла из Европы. Время показало, что поражение России, которое было скорее экономического, недели военного характера, стало для нынешнего поколения ее лидеров хорошо усвоенным уроком: деньги могут быть сильнее танков. И вот они возвращаются. Они снова вооружены - но на сей раз в их руках распухшие от нефтяных денег чековые книжки, - пишет Business Week в статье "Россия несет свои нефтяные заработки на Запад".

Появившиеся 1 ноября сообщения о том, что московский конгломерат "Система" заинтересовался покупкой 25-процентного пакета абсолютного лидера немецкой телекоммуникационной отрасли Deutsche Telekom (DT), были немедленно опровергнуты обеими компаниями. От этого, однако, не становится менее ясно, что российские компании всерьез интересуются приобретением крупных активов в Европе - для его у них есть достаточно средств.

Например, в этом году российское ОАО "Северсталь" предприняла безуспешную попытку увести люксембургского стального гиганта Arcelor из-под носа у корпорации Mittal Steel (MT), которая к тому времени затянула процесс поглощения. А в сентябре российский Внешторгбанк приобрел 5 процентов акций корпорации EADS, которая, в свою очередь, владеет Airbus, европейским производителем самолетов. Внешторгбанк тесно связан с Кремлем, имеющим серьезные виды на европейские инвестиции с целью возрождения российской авиапромышленности.

На охоту отправилась и российская "Альфа-Групп": 2 ноября лондонская The Times сообщила, что представитель консорциума обратился к британской компании-оператору мобильной связи Vodafone с предложением о покупке 20% акций за 29 миллиардов долларов. Руководство Vodafone опровергло сообщения о том, что оно проводило поэтому поводу какие-либо переговоры, однако менеджеры российской компании "Альтимо", входящей в "Альфу", сообщили, что стремятся установить международное партнерство и уже проводят переговоры с несколькими европейскими компаниями.

Позиции российских инвесторов в Европе уже сегодня подкрепляются значительными вложениями - от футбольного клуба "Челси" в Англии до немецкой компании Wingas, занимающейся продажей газа конечным потребителям и на 50% принадлежащей российскому газовому гиганту "Газпрому". Однако практически каждая попытка российской компании приобрести какие-либо активы встречает противодействие. Когда в этом году один из руководителей "Газпрома" выразил заинтересованность в покупке компании Centrica, контролирующей British Gas, это заявление вызвало открыто враждебную реакцию.

Сказать, что российские компании задались целью завоевать европейский бизнес и тем самым отомстить за "холодную войну", было бы, конечно, преувеличением. Аналитики считают, что в основном российские компании добиваются диверсификации активов, снижения зависимости от внутреннего рынка и усиления экономической мощи своей страны. Той же "Альтимо", например, западный партнер нужен, чтобы финансировать расширение деятельности за пределы уже насыщенных рынков России и Украины. Руководство "Газпрома" не скрывает, что его задача - максимально приблизиться к конечным потребителям газа, потому что на этом участке на газе делается самая большая прибыль.

В то же время у многих компаний прослеживаются тесные связи с российским правительством, и Кремль уже не раз показывал, что в стремлении усилить позиции своих корпораций за рубежом не остановится перед использованием энергетического рычага. В октябре "Газпром" заявил, что отказывает иностранным партнерам - ConocoPhilips, Chevron и другим кандидатам - в совместной разработке Штокмановского месторождения газа.

Это решение, по словам руководителя стратегического отдела московского "Альфа-банка" Криса Уифера, "стало очень ясным сигналом, что Европе, если она не готова не только предоставить возможность российским энергетическим компаниям входить в сектор распределения и продажи топлива, но и вообще давать возможность российскому бизнесу расширять свое присутствие в Европе, не может больше рассчитывать на легкий доступ к российским энергоресурсам".

Россия действительно не раз показывала, что умеет играть жестко. Когда Литва, проигнорировав предложения сразу нескольких российских компаний, продала свой единственный нефтеперерабатывающий завод польской PKN Orlen, российская государственная нефтетранспортная компания резко сократила поставки нефти по трубопроводу под тем предлогом, что, по словам российских чиновников, идущая в Литву труба уже стара и ненадежна.

Хотя денег у российских компаний более чем достаточно, они предпочитают работать не через прямые покупки, а через обмен активами. По сообщениям российских и немецких СМИ, "Система", в которой консультантом работает Рон Зоммер, бывший генеральный директор Deutsche Telekom, рассчитывала обменять на 25% DT всю свою компанию мобильной связи МТС.

Пакет такого размера мог бы позволить "Системе" блокировать самые важные решения руководства Deutsche Telekom. Аналитики считают, что подобный альянс между DT и "Системой" маловероятен, поскольку этого не допустить правительство Германии, контролирующее 31,7% акций корпорации. Представитель федерального канцлера Ангелы Меркель опроверг сообщения о том, что эта сделка обсуждалась во время ее октябрьской встречи с президентом России Владимиром Путиным.

Перспектива слияния "представляется довольно заманчивой, но если послушать, что говорят по этому поводу представители властей, создается впечатление, что этому не бывать", - считает специалист по телекоммуникационной отрасли Ульрих Траберт из франкфуртского банка Metzler. Представитель "Системы" также опровергла наличие договоренности с Deutsche Telekom, хотя заявила, что возможность проведения неких переговоров общего характера в этой области исключать нельзя.

Как бы там ни было, мало кто сомневается в том, что, когда русские сосчитают прибыль от экспорта нефти и газа за этот год, которая может составить до 170 миллиардов долларов, они захотят что-нибудь с этими деньгами сделать. К сентябрю месяцу текущее положительное сальдо платежного баланса страны за прошедшие 12 месяцев составило 101 миллиард долларов - экономический бум в России продолжается.

Выход на внешние инвестиции - не российское изобретение; так действовали все страны, которым удалось каким-то образом сколотить капитал на продаже энергоносителей. Кувейт, например, с 7,2% акций автостроительного концерна DaimlerChrysler занимает в его акционерной структуре второе место после Deutsche Bank. А до 2003 г. почти 8% немецкой металлургической компании ThyssenKrupp принадлежало правительству Ирана.

Русские не только научились пользоваться энергоресурсами как экономической дубиной - еще они открыли для себя такую сферу, как "связи с общественностью". В октябре "Газпром" подписал спонсорское соглашение с "Шальке-04", клубом немецкой премьер-лиги из Рурской долины. Теперь игроки "Шальке" будут носить футболки с его логотипом. Правда, аналитики, среди которых и Крис Уифер из "Альфа-банка", не ожидают, что отношение к русским изменится в лучшую сторону очень быстро:

- Сопротивление российским компаниям, пытающимся завладеть стратегически важными активами, очевидно, и это вопрос, прежде всего, к правительству. Ведь это оно разыгрывает энергетическую карту.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1434
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003