Стальной подкат

Понедельник, 3 июля 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Алексей Мордашов не ожидал, что станет разменной монетой в игре на покупку Arcelor

Невероятное шоу было устроено российскими властями и западным стальным гигантом Arcelor вокруг покупки российской "Северстали". Сама сделка у нас преподносилась как экспансия отечественного бизнеса за рубеж, а отказ от нее заграничного партнера -- как политическая пощечина России. На самом деле не было ни того, ни другого, была лишь борьба между спекулянтами. И отечественным инвесторам, желающим извлечь из данного вида спорта выгоду, стоит ознакомиться с правилами игры.


Тяжелый Mittal

Формально все выглядело просто. 26 мая было объявлено о начале крупнейшей в истории России сделки стоимостью ?13 млрд по продаже иностранцам отечественных промышленных активов. Предполагалось, что люксембургская компания Arcelor станет крупнейшим мировым производителем стали после приобретения 89,6% акций российской "Северстали".

Подразумевалось, что владелец "Северстали" Алексей Мордашов взамен станет крупнейшим акционером Arcelor -- ему будет принадлежать 32,2% акций компании. Arcelor же, писали российские СМИ, принял решение о сделке в надежде избежать недружественного поглощения со стороны нынешнего лидера сталелитейной отрасли Mittal Steel, контролируемого индийцем британского происхождения Лакшми Митталом. Сделка с "Северсталью" должна была быть одобрена собранием акционеров Arcelor, при этом, однако, компания Mittal Steel рассчитывала, что она будет заблокирована.

Дальше последовало то, что всегда бывает в подобных случаях: невнятный торг, сопровождавшийся перебивавшими друг друга ценовыми предложениями "Северстали" и Mittal на тему того, кто из них честнее купит Arcelor. Дважды совет директоров Arcelor признавал целесообразным продаться "Северстали". Однако в последний раз, в прошлые выходные, ветреная компания предпочла Mittal Steel (см. стр. 18) -- судя по всему, поскольку индиец предложил больше денег и гарантии сохранения их постов менеджерам комбината.


Антирусский стандарт

По общепринятой в России версии (хотя на момент сдачи номера окончательного решения вынесено не было), дело было именно так: на честную попытку сотрудничества Запад ответил жестким отказом -- русские не пройдут. То простое обстоятельство, что именно русских покупали, как-то осталось за кадром. Более того, очевидно, что в случае одобрения сделки именно "Северсталь" становилась миноритарным акционером международного холдинга в обмен на контрольный пакет своих акций. Или, говоря проще, выводила активы на Запад в обмен, думается, на соответствующие гарантии инвестиций.

Тем не менее именно кадры с заявлением главы Минпромэнерго Виктора Христенко, который толковал о неких двойных стандартах, использованных Западом в рамках этой сделки, показали все общероссийские государственные телеканалы. А поскольку других общенациональных телеканалов у нас нет, эта точка зрения немедленно стала единственно верной в рамках соответствующей демократической дискуссии.

Лакшми Миттал доказал, что умами инвесторов правит Британия

Тем более что целый месяц до этого те же электронные СМИ преподносили сделку в весьма радужных тонах: мол, российская компания едва ли не скупает западного стального гиганта (это было откровенным враньем), что свидетельствует о расширении роли отечественного стального бизнеса за рубежом (это уже правда, поскольку с точки зрения формальной логики утверждение, имеющее предикатом вранье, правдиво; так, фразу "Если дважды два пять, существуют ведьмы" логика считает правдивой).

Такой нехитрой логической комбинации поверили многие -- и Виктор Христенко, и, видимо, те люди в правительстве, которые хлопотали за инициативу Алексея Мордашова. В самом деле, трудно представить, что без соответствующих высоких покровителей сделка вообще бы состоялась. Достаточно вспомнить, что, по слухам, именно за попытку продать часть акций на Запад была в свое время ликвидирована сначала компания "ЮКОС--Сибнефть", а потом разгромлен и сам ЮКОС. Теперь, следуя логике подобных блюстителей закона, бумеранг вернулся. Именно поэтому срыв сделки "Северсталь"--Arcelor был воспринят и подан государственным телевидением едва ли не как национальное оскорбление России.


Трезвый подсчет

Если следовать описанной выше теории, жизнь российского инвестора незавидна. Многие наши компании сейчас скупают активы в западных странах. Если при всех подобных покупках думать о возможных последствиях проявлений страхов из серии "русские идут", можно потерять остатки душевного спокойствия. Тем более если учесть, что сразу после объявления о готовящейся сделке Arcelor с "Северсталью" акции российской компании резко пошли вверх.

К счастью, не все так плачевно -- большинство опрошенных "Деньгами" экспертов не склонны драматизировать ситуацию, они считают ее естественной. Так, аналитик Альфа-банка Владимир Жуков полагает: "Это все очень индивидуально, здесь нет никакой тенденции. В принципе можно сказать, что инвесторам нравится, когда российскую компанию покупает зарубежное предприятие. Но относительно "Северстали", я считаю, сделка однозначно была выгодна Алексею Мордашову, но не была выгодна миноритарным акционерам. И если сделка с Arcelor не состоится, скорее всего, компания от своих планов по какой-либо крупной международной сделке не откажется".

Виктор Христенко углядел двойные стандарты в своекорыстных интересах западных менеджеров
С ним в принципе согласен начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских: "Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что при слиянии возникает синергетический эффект, приводящий к 10-20-процентному росту стоимости этих компаний. Если брать сделку "Северстали" и Arcelor, то у российской компании в данном случае был выход на какие-то зарубежные рынки, на новые стандарты. Такого рода сделка действительно могла бы стать для нашей металлургической отрасли неким "окном в Европу", но не получилось. И здесь ничего такого нет, отступные там довольно приличные. Чаще всего покупка российской компании зарубежной идет в плюс, особенно если российское предприятие оказывается младшим партнером в крупных сделках, то есть компанией приобретаемой. Но это может быть и неверно, поскольку все зависит от того, какие новые расклады возникают при этой сделке".

Павел Павлухин, аналитик ИФ ОЛМА: "При объявлении какой-либо сделки о поглощении или объединении акции компании, которую покупают, растут, что связано с ожиданиями более высоких инвестиций, повышения эффективности, с улучшением управления и т. д. При этом акции компании, которая выступает в роли покупателя, снижаются. Это связано с повышением рисков, оттоком средств от основной деятельности предприятия. Ситуация с Arcelor не вызвала роста котировок при объявлении сделки и не влияла на снижение стоимости бумаг "Северстали" в дальнейшем, поэтому движение котировок "Северстали" с этой сделкой не связано. Более того, тот факт, что эта сделка, возможно, не состоится, снижает риски миноритариев "Северстали", которые в случае слияния компаний могли бы оказаться не в самом выигрышном положении, поскольку и без того небольшое количество акций, которые находятся в свободном обращении, могло бы быть выкуплено. "Северсталь" была бы уже не самостоятельный игрок, который интересен инвесторам, как сейчас, а просто как часть Arcelor. И если бы компании объединились, то возможно, что спрос бы на них упал".

Честно говоря, один из авторов данной статьи не очень понял логику предыдущего пассажа, более того -- утверждал, что она там вовсе отсутствует. Но согласился, что привести данное утверждение следует, чтобы был понятен разброс мнений.

Тем более что были и более простые конструкции. Так, аналитик компании "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин обрисовал свою позицию следующим образом: "За рубежом не любят каких-то неожиданных заявлений, как это произошло с "Северсталью". У Mittal было все абсолютно открыто и понятно, был разработан бизнес-план, поэтому изначально вероятность этой сделки была невысока".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1146
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003