Кремль назначил ответственных за ВВП

Понедельник, 22 марта 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e



Обещания роста ВВП и благосостояния будут иметь мало общего с реальностью, если цены на нефть будут падать. Ответственность за это, скорее всего, ляжет на правительство.
В пятницу состоялась совместная коллегия Минэкономразвития и Минфина, в которой приняли участие Владимир Путин и Михаил Фрадков. Наблюдатели ждали от этого мероприятия программных выступлений, раскрывающих экономические планы президента и правительства на ближайшие четыре года. Однако их ждало разочарование: руководство страны не смогло ответить на главный вопрос – в какой степени снижение налогов будет компенсироваться за счет нефтяной отрасли. Что же касается президента, то он по традиции поставил себя "выше дискуссий", потребовав от правительства очередного "экономического прорыва", "амбициозных задач", "диверсификации экономики" и "сокращения бедности". По мнению экономистов, в нынешней ситуации успех реформ зависит главным образом от внешнеэкономической конъюнктуры – проще говоря, от цен на нефть. Впрочем, на тот случай, если амбициозные цели так и не будут достигнуты (по любой причине), виноватые уже найдены. Президент недвусмысленно дал понять, что за все неудачи будут ответственны правительство и лично министры.
С утра пятницы журналисты и аналитики были взбудоражены слухами о том, что на совместной коллегии Минфина и МЭРТ будут обнародованы экономические планы Кремля на ближайшие четыре года, а также расставлены все точки над i по всем спорным вопросам налоговой реформы. Итак, в сухом остатке, рынок узнал следующее: главной "страшилке" бизнеса – НДС-счетам не суждено воплотиться в жизнь, дифференцированная ставка НДПИ в ближайшие два года вводиться не будет, а основная доля сверхдоходов нефтянки будет изыматься через экспортные пошлины. "То, что они сказали, – это лишь подтверждение первоначального плана, который обсуждается уже год, – прокомментировал RBC daily выступление министров экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский. – Я ожидал больше конкретных формул, которые позволили бы проанализировать ситуацию. Самое важное – рынок не получил ответа на вопрос, что будет с налогообложением нефтянки. К сожалению, по этому вопросу нет определенности". Правительство в очередной раз подтвердило, что собирается снижать налоговое бремя, и это правильное направление, отмечает эксперт. Но снижение ЕСН и НДС планируется компенсировать за счет роста налогообложения нефтяного сектора, а насколько – непонятно. "Поэтому нельзя понять, как это скажется на рыночных показателях компаний, – говорит г-н Струченевский. – Например, если государство будет изымать доходы начиная с уровня цены в 20-23 долл. за баррель, то это может серьезно изменить ситуацию. Если же изъятия начнутся с уровня более 25 долл. за баррель, то эффект будет нулевым – ни одну нефтяную компанию просто не рассчитывают исходя из такого высокого уровня цен".
Что же касается выступления президента, то он потребовал от правительства обеспечить экономический рост не менее 5% ежегодно, защитить права вкладчиков, "навести порядок с налогами", снизить зависимость экономики от сырьевых секторов, а также пересмотреть налоги на недропользователей, снизить инфляцию, добиться "полной конвертируемости" рубля и, наконец, снизить число живущих за чертой бедности с нынешних 20,5% до 10-12% за три, а не за четыре года, как предложил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Впрочем, никаких подробностей о том, как именно президент представляет себе способы достижения этих целей, представлено не было. Правда, по этому вопросу выступили Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. Так, по словам Грефа, зависимость России от мировой конъюнктуры нефтяного рынка сохранится в течение еще трех-пяти лет. А прогнозируемое падение цен на нефть создаст для России условия, "худшие по сравнению с предыдущим четырехлетием". В результате, по мнению министра, экономический рост в России может замедлиться до 3-4% в год вместо требуемых как минимум 5%. Между тем Алексей Кудрин призвал россиян не надеяться на государство и самим копить себе пенсию, отчисляя на накопительную ее часть 4% от заработной платы. Глава Минфина также пообещал "простимулировать" такие действия граждан, прибавив к этим отчислениям еще 2% из государственного страхового фонда. Кроме того, Кудрин дал понять, что россиянам будет выгоднее на несколько лет отложить выход на пенсию.
Экономисты сходятся во мнении, что судьба амбициозных задач Кремля более всего зависит от цен на нефть, а мрачные прогнозы Германа Грефа вполне реальны. "Предсказать динамику цен очень сложно. Нефтяной сектор составляет 25% ВВП. При этом еще множество отраслей косвенно получают преимущества от высоких цен на нефть – например, потребительский сектор, – сказал RBC daily экономист ИГ "АТОН" Питер Вестин (Peter Westin). – Если цена на нефть будет в районе 22-25 долларов за баррель, то цель Путина – минимальный рост в 5% – скорее всего, достижима. Однако если цена будет ниже, то Греф окажется прав". С этим мнением соглашается Антон Струченевский. "Насчет зависимости от конъюнктуры нефтяного рынка – я согласен с Грефом, – говорит он. – В экспорте продолжает расти нефтяная, топливная составляющая. А нетопливная составляющая экспорта у нас остается практически постоянной. С 1995 года она составляла 40-45 млрд долл., и лишь в 2003 г. немного выросла – примерно до 55 млрд, возможно, за счет экспорта вооружений. Топливный экспорт между тем рос гораздо быстрее, поэтому доля его увеличивается. В результате зависимость от нефтяного рынка сохранится еще очень долго, и три-пять лет, о которых говорил Греф, – это еще очень оптимистичный прогноз". По мнению экономиста "Тройки", надежда все же есть, однако лишних иллюзий питать не стоит. "Финансовые рынки быстро растут, а это значит, что механизм финансового посредничества все больше востребован и инвестиции могут пойти в другие сектора, не только в топливный, – говорит он. – Процесс диверсификации идет, но очень медленно, и быстрее он вряд ли может идти. Все зависит от внешних условий, и чудес ждать не стоит. В одночасье зависимость от топливного сектора исчезнуть не может".
Эксперты также предостерегают правительство от чрезмерного увлечения "выкачиванием" ресурсов из нефтянки при высоких ценах на нефть. "Как я понимаю, речь идет о дополнительном изъятии 2-3 млрд долл. в год. Что ж, это лучше, чем 6 млрд, о которых говорилось ранее, – говорит Питер Вестин. – Главное, чтобы шкала налога не была слишком крутой. В этом случае при высоких ценах на нефть компании будут получать небольшие доходы, а издержки будут расти из-за укрепления рубля". Классический пример такой ситуации, отмечает экономист "АТОНа", можно было наблюдать в ЮАР в последние полтора года. В этой стране из-за укрепления национальной валюты в два раза разорилась практически вся золотодобывающая отрасль. Общее мнение подытожил первый зампред правления "Альфа-Банка" Олег Сысуев. "Эти мероприятия имеют ритуальный характер. И присутствие президента вносит дополнительный протокольный элемент. Это начинает наскучивать, и из этого пытаются сделать PR, и ничего более, – сказал г-н Сысуев RBC daily. – Наша святая вера в рост ВВП – из того же разряда. Рост ВВП – это лишь инструмент, который призван решить главную проблему. Хочется верить, что главная проблема для президента и правительства – это чтобы стало лучше жить среднестатистическому человеку. И хотелось бы знать, когда это произойдет. Огромный рост ВВП в Китае оставляет за чертой бедности – и, я думаю, еще долго будет оставлять – большую часть страны, и люди там не имеют никаких свобод".
RBC daily.

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003