Химики и физики помогли раскрыть тайну портрета из Третьяковки
Учёные приняли участие в комплексном исследовании картины авторства Дмитрия Левицкого. 5 марта 2020 09:22
Работа учёных стала частью реставрационного процесса написанной в 1789 году картины «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме», которую реставратору Татьяной Серегиной предстояло максимально приблизить к оригинальному состоянию. Чтобы избавиться от реставрационных вмешательств вековой давности, толстых слоёв старого пожелтевшего лака и повреждений красочной поверхности неясного происхождения, а также решить часть научных вопросов, к работе наряду со специалистами Третьяковской галереи (реставраторы, искусствоведы, технологи и химики) были привлечены учёные МФТИ и ИОНХ РАН.
В частности, удалось выяснить, что весь портрет действительно принадлежит кисти Левицкого. Картина состоит из трёх частей и ранее достоверно авторство было установлено только основной части холста, а две другие полосы основы с фрагментом изображения ниже колен модели вызывали сомнение — пришитые к основному полотну надставки были видны на фотографиях уже начала XX века, разная структура швов между тремя фрагментами (верхний шов аккуратный, а нижний — более грубый) заставляли сомневаться в принадлежности всего полотна автору.
«Последняя реставрация портрета была проведена в 1914 году. Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов. Это позволило установить, что надставки действительно принадлежат Левицкому», — отметил один из авторов исследования, Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ.
В частности, характерный для работ Левицкого двухслойный грунт обнаружился лишь на основной части портрета, а на надставках грунт был похож между собой, но по структуре и составу был близок только к нижнему из двух слоёв грунта на основной части полотна картины.
Анализ краски показал её схожесть на всех частях картины. Методом ИК-спектроскопии удалось найти зелёный пигмент на всех трёх частях портрета и достоверно установить, что это — малахит. Ни один другой из методов, использованных в работе с картиной, не смог этого выявить. В итоге выяснилось, что весь красочный слой принадлежит перу Левицкого.
На иллюстрации красным показаны места отбора проб на картине для последующего анализа, а белым отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб. Это позволило учёным получить всю необходимую для работы информацию, не затрагивая центральную часть портрета.
«На мой взгляд, именно наличие в команде искусствоведов, химиков и физиков стало залогом успеха в этой работе. Проводились регулярные совещания с участием команды Третьяковской галереи и нас, материаловедов. Нам пришлось постепенно вырабатывать общий язык, но это того стоило. Методики отбора проб и используемые инструменты также проходили согласование с галереей», — отметил главный научный сотрудник лаборатории МФТИ Иван Волков.
Итоги работы учёных, изучавших портрет XVIII века, опубликованы в журнале Heritage Science. Ещё больше по темам
Обсудить 0 Лучшее за неделю Читайте также
Работа учёных стала частью реставрационного процесса написанной в 1789 году картины «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме», которую реставратору Татьяной Серегиной предстояло максимально приблизить к оригинальному состоянию. Чтобы избавиться от реставрационных вмешательств вековой давности, толстых слоёв старого пожелтевшего лака и повреждений красочной поверхности неясного происхождения, а также решить часть научных вопросов, к работе наряду со специалистами Третьяковской галереи (реставраторы, искусствоведы, технологи и химики) были привлечены учёные МФТИ и ИОНХ РАН.
В частности, удалось выяснить, что весь портрет действительно принадлежит кисти Левицкого. Картина состоит из трёх частей и ранее достоверно авторство было установлено только основной части холста, а две другие полосы основы с фрагментом изображения ниже колен модели вызывали сомнение — пришитые к основному полотну надставки были видны на фотографиях уже начала XX века, разная структура швов между тремя фрагментами (верхний шов аккуратный, а нижний — более грубый) заставляли сомневаться в принадлежности всего полотна автору.
«Последняя реставрация портрета была проведена в 1914 году. Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов. Это позволило установить, что надставки действительно принадлежат Левицкому», — отметил один из авторов исследования, Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ.
В частности, характерный для работ Левицкого двухслойный грунт обнаружился лишь на основной части портрета, а на надставках грунт был похож между собой, но по структуре и составу был близок только к нижнему из двух слоёв грунта на основной части полотна картины.
Анализ краски показал её схожесть на всех частях картины. Методом ИК-спектроскопии удалось найти зелёный пигмент на всех трёх частях портрета и достоверно установить, что это — малахит. Ни один другой из методов, использованных в работе с картиной, не смог этого выявить. В итоге выяснилось, что весь красочный слой принадлежит перу Левицкого.
На иллюстрации красным показаны места отбора проб на картине для последующего анализа, а белым отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб. Это позволило учёным получить всю необходимую для работы информацию, не затрагивая центральную часть портрета.
«На мой взгляд, именно наличие в команде искусствоведов, химиков и физиков стало залогом успеха в этой работе. Проводились регулярные совещания с участием команды Третьяковской галереи и нас, материаловедов. Нам пришлось постепенно вырабатывать общий язык, но это того стоило. Методики отбора проб и используемые инструменты также проходили согласование с галереей», — отметил главный научный сотрудник лаборатории МФТИ Иван Волков.
Итоги работы учёных, изучавших портрет XVIII века, опубликованы в журнале Heritage Science. Ещё больше по темам
Обсудить 0 Лучшее за неделю Читайте также
Ещё новости по теме:
18:20