Мирный атом: может ли Кириенко что-то изменить в российской политике

Понедельник, 26 сентября 2016 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Руководителя «Росатома» называют главным кандидатом на место замглавы президентской администрации. Что будет обещать такое назначение?
 
После того, как кремлевского куратора внутренней политики Вячеслава Володина решили поставить во главе Думы, СМИ называют главным претендентом на его место Сергея Кириенко — бывшего премьер-министра и президентского полпреда, а ныне руководителя «Росатома».
 
На первый взгляд, нет никакой логики в потенциальном назначении Сергея Кириенко на пост, который обрел весьма специфический имидж благодаря тому, что его долгие годы занимали Владислав Сурков и Вячеслав Володин — люди очень разные, но равно успешные в политических манипуляциях.
 
Когда-то о Кириенко говорили, или он сам говорил — теперь уже не вспомнить, что «правее него только стенка». В том смысле, что он дистиллированный правый либерал. К тому же в последние 11 лет он был занят делом, а не созданием движения «Наши» или пробиванием закона об иностранных агентах. Когда лет 10 тому назад я разговаривал с Александром Прохановым об Анатолии Чубайсе - он тогда, после посещения Бурейской ГЭС, был влюблен в Анатолия Борисовича, — один из лидеров национал-патриотического движения вдруг очень высоко отозвался и о Кириенко. Мол, это не человек дефолта, а человек развития. В людях, ворочавших большими отраслями, Проханову грезились сталинские наркомы.
 
Возможно, именно пресловутая менеджерская эффективность, которую президент с годами ценит все больше, имеет значение. И тогда логика в появлении Кириенко в ряду кандидатов на должность первого зама главы администрации все-таки появляется.
 
Кроме того, одно из главных известных качеств Путина-управленца — кадровая внезапность. Например, Элла Памфилова в качестве председателя ЦИКа — это же блестящий ход, выбивающий несколько козырей у критиков режима. То же и с Кириенко — записной либерал, сохранивший почти со всей значимой элитой хорошие отношения, в том числе и потому, что он сам по себе очень приятный и вежливый в общении человек, — и вдруг… Третий после Суркова и Володина. Это красиво. Глава ВГТРК Олег Добродеев, начальник управления АП по общественным проектам Павел Зенькович, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, губернатор Московской области Андрей Воробьев - это слишком банально. И немедленно провоцирует брезгливый шум и справедливый гнев демократической общественности. А здесь и не знаешь, что сказать — от неожиданности. Несколько флешбэков, которые многое объясняют.
 
Июль 1998 года: премьер-министр Сергей Кириенко представляет аппарату ФСБ нового председателя, которого зовут Путин Владимир Владимирович.
 
Конец 1999 года. Первый номер тройки избирательного блока СПС Сергей Кириенко (второй номер - Борис Немцов, третий - Ирина Хакамада) дарит премьер-министру Путину, про которого уже все поняли, что он преемник, толстый том предвыборной программы «Союза правых сил», незадолго до этого представленный в Интерфаксе Кириенко вместе с Анатолием Чубайсом.
 
Но и это еще не все: правые либералы идут на парламентские выборы с лозунгом «Путина - в президенты, Кириенко - в Думу».
 
Сам бывший премьер участвует еще и в кампании по выборам московского мэра. И хотя поражение предопределено, это первая по-настоящему веселая, креативная, задиристая кампания в истории России. Те, кого назовут потом «креаклами» с удовольствием в ней участвуют, придумывают газету, слоганы, образы, иной раз хулиганские. Не слишком пристойный, но узнаваемый абрис московского градоначальника распространяется на листовке с подписью «Мэр показывает свое хозяйство». По стилю ведения кампании Кириенко - предшественник Алексея Навального. Он занимает второе место с 11,3% голосов.
 
Ночь парламентских выборов декабря 1999 года. Путин в скромном свитерочке темных тонов приезжает в понтовый по тем временам ресторан «Три пескаря» в здании РИА Новости, где, собственно, и располагался штаб СПС. Выпивает и закусывает не с «Единством» (первый номер тройки - Сергей Шойгу), а именно с правыми либералами, празднуя их четвертое (!) место и 8,52% голосов. Тут и Егор Гайдар, и Ирина Хакамада, и Анатолий Чубайс, и Леонид Гозман, нет только Бориса Немцова, который и вытащил из Нижнего в Москву Сергея Кириенко, главу нефтяной компании «НОРСИ-ойл», и сделал для начала своим первым замом в министерстве топлива и энергетики - фактически министром. Немцов в это время находится как раз в Нижнем Новгороде, где баллотировался по одномандатному округу. Тогда правые либералы прошли в Думу на «хвосте» вертикально взлетавшей популярности Путина, но и он успешно использовал их, убедив часть элит и публики в том, что готов проводить пусть и авторитарную, но либеральную модернизацию.
 
Кириенко потом станет главой фракции СПС в Думе. Если полистать фотографии того времени, на встречах думцев с Путиным Кириенко почти всегда оказывается по правую руку от премьера, затем и.о. президента, потом главы государства.
 
Парламентская карьера Кириенко быстро закончилась. Путин назначил его своим полпредом в Приволжском округе. А потом бросил на «Росатом». В публичном политическом поле Кириенко почти перестал появляться.
 
Возможно, за эти годы он соскучился по политике. А Путин соскучился по нему. И имеет на него какие-то планы. Или понял, что скамейка запасных укоротилась донельзя. Или хочет ввергнуть в ступор часть своего окружения и посмотреть, что будет. Устроить конкуренцию между Антоном Вайно, Сергеем Кириенко, Вячеславом Володиным. Понаблюдать, кто всех румяней и белее, всех лояльней и умнее. Показать элитам, что не все в этом мире сводится к унылой многолетней битве силовиков и системных либералов, Столыпинского клуба и кудринского ЦСР. Уравновесить Володина сильной фигурой из другого лагеря.
 
Путинские «весы» пока еще никто не отменял. В конце концов, он страхуется от превращения в «хромую утку» в первый же вечер после инаугурации весной 2018 года.
 
Другой вопрос, почему Кириенко, если, конечно, он будет назначен, соглашается быть использованным в той роли и в то время, когда никаких шансов на либерализацию и демократизацию нет, любые разумные шаги будут блокироваться, а власть наверняка продолжит сочинять все более экзотические и репрессивные законы, придерживаясь линии предыдущей Думы. Но здесь все просто — это привычная логика либерала-при-власти (такая модель еще называлась когда-то «умный еврей-при-губернаторе»): уж лучше я, чем кто-нибудь другой. Логика сомнительная, но работает в России не годами и даже десятилетиями, а веками.
 
Андрей Колесников

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 864
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003