Министерство доходов: как повлияет на бизнес реформа налоговых органов

Четверг, 21 января 2016 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Централизация в ФНС данных о всех платежах налогоплательщиков позволит выровнять условия конкуренции и снизить количество проверок
 
Руководство Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР) передано Минфину. До этого оба ведомства подчинялись непосредственно правительству.
 
Очевидно, что главная задача этой реформы - обеспечить единую управляемость трех фискальных органов: Федеральной налоговой службы (ФНС), ФТС и РАР. В первую очередь речь идет о сборе информации о платежах фактически всех налогоплательщиков страны, включая участников внешнеэкономической деятельности и участников алкогольного рынка. Замыкание сбора данных в единую систему позволит резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от налогов. В особенности это касается интеграции систем ФТС и ФНС, поскольку товаропроводящая инфраструктура скрывала много налоговых поступлений - они терялись уже после того, как продукция пересекла границу, но до того, как она попала на прилавок.
 
Достоверных оценок того, как много налогов недополучал бюджет по этой причине, не существует.
 
О доле скрываемых сейчас налогов можно будет судить по тому, насколько вырастут сборы после внедрения единой интегрированной системы. Но о масштабе проблемы уже сейчас свидетельствует тот факт, что добросовестные предприниматели постоянно жалуются на своих недобросовестных коллег, пользующихся тем, что системы разных ведомств разрозненны. Значит, их интеграция не только увеличит сборы, но и восстановит справедливость на рынке, обеспечив всем его участникам относительно равные условия для конкуренции.
 
До 1 мая 2016 года правительство также должно подготовить передачу функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС и ФСС), в ведение «уполномоченного федерального органа исполнительной власти». Скорее всего, это будет ФНС. Такая система действовала до того, как был разделен единый социальный налог (ЕСН). «Деловая Россия» полностью поддерживает консолидацию администрирования, более того, мы хотели бы и возвращения ЕСН. Система социальных внебюджетных фондов сейчас фактически субсидируется из федерального бюджета, а стало быть, все страховые принципы весьма условны, когда действуют на государственном уровне. Правильнее в этом случае говорить не о страховании, а о бюджетных компенсациях соответствующим гражданам. Но с другой стороны, есть частные НПФ и страховые компании, которые могут страховать самые разные случаи потери трудоспособности, болезней и других подобных жизненных ситуаций, и каждый гражданин может туда обратиться, уплачивая соответствующие взносы. Вот в этой сфере работают действительно рыночные страховые принципы.
 
Социальные сборы в их нынешнем виде должен администрировать единый орган. Еще лучше, если это будет единый налог/сбор, который будет делиться на соответствующие направления уже внутри казначейской системы.
 
А в конечном счете мы хотели бы видеть даже единую платежку.
 
Она позволит предпринимателям сократить затраты на бухгалтерию, высвободить соответствующий персонал, направив его на другие функции, и в целом упростить всю систему.
 
Одновременно мы, конечно, хотели бы минимизировать проверки со стороны фондов. В идеале проверки должны идти только по линии налоговой службы, с ней же, а не напрямую с предприятиями, должны взаимодействовать фонды. Если фондам надо что-то уточнить, то пусть это уточняют соответствующие подразделения ФНС в рамках камеральных, в крайнем случае - выездных, проверок. Но сами фонды не должны заходить на предприятия.
 
Поскольку онлайн-система ФНС уже доказала свою эффективность и распространена практически на всю страну, есть ощущение, что налоговая служба справится с обеими задачами - и с интеграцией собственной системы с системами таможенной службы и РАР, и с администрированием социальных платежей.
 
Мы отмечаем, что ФНС в последние годы демонстрировала очень хорошие результаты. Например, в таком важном для нас рейтинге, как Doing Business, блок, касающийся налогообложения, показал гораздо больший прогресс, чем другие блоки. Во многом благодаря этому Россия неплохо продвинулась вверх в этом рейтинге (со 120-го места в 2011 году до 51-го в 2015-м), за что налоговой службе большое спасибо.
 
Полагаю, что ФНС способна осуществить полную интеграцию новых для себя информационных функций за год, если не будет сопротивления среднего звена ФТС и РАР. «Деловая Россия» готова в этом помочь. Например, у нас есть блестящие системы сбора самых разных данных. Некоторые из них уже помогли отдельным органам власти и организациям, например, ФАСу, Общероссийскому народному фронту, Минпромторгу (Государственная информационная система промышленности), даже Администрации Президента.
 
Главным риском осуществления этой реформы является то, что Минфин до последнего времени имел в качестве объекта регулирования только одну производственную отрасль - драгметаллы и драгоценные камни, начиная от добычи и заканчивая ювелирной промышленностью. Исторически сложилось, что драгметаллы и камни имеют очень высокую долю добавленной стоимости, а в свое время даже являлись валютными ценностями, и из-за значительной фискальной нагрузки на эту отрасль ее государственное регулирование осуществляет Минфин. Но поскольку это все же часть промышленности, ее развитием по идее должен заниматься Минпромторг. Сфера деятельности Росалкогольрегулирования - выдача лицензий и ряд смежных вопросов в сфере производства и оборота алкогольной продукции - тоже в общем-то регулирование части реального сектора: куска пищевой отрасли. Но в силу ее особенностей, а именно огромных акцизов, принято решение подчинить ее единому фискальному органу. Но, следуя такой логике, нефтегазовая сфера, где огромные НДПИ и таможенные пошлины при экспорте, тоже должна подчиняться Минфину, а не Минэнерго.
 
И все же выведение РАР из прямого подчинения правительству - это правильный шаг: все-таки алкогольный рынок не имеет для нашей страны той значимости, какую имеют, скажем, энергетические отрасли, ради которых пришлось создать отдельное министерство. На следующем этапе реформы полномочия по развитию рынков алкоголя, драгметаллов и драгкамней логично передать Минпромторгу, сохранив за ФНС и Минфином функцию построения единой информационной системы взимания фискальных платежей. Тем самым будут разделены два типа регулирования: развитие отрасли, с одной стороны, и контроль за уплатой платежей, с другой. Такое разделение уже имеет место в других отраслях, в том числе тех, где есть акцизы и специальные налоговые режимы.
 
Антон Данилов-Данильян

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 737
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003