Почти настоящие люди: Государство и общественники не сошлись во мнениях о соблюдении прав женщин в России
Сегодня Россия представит свой доклад на 62-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Наряду с российским правительством так называемые альтернативные (или "теневые") доклады обнародуют и российские НКО. "НИ" изучили доклады и выяснили, что власти отчитаются о высокой эффективности мер поддержки семьи, снижении числа насильственных преступлений против женщин и большом количестве дам среди госчиновников. Общественники же обратят внимание на отказы полиции в расследовании случаев домашнего насилия, надуманные запреты на "вредные" профессии, плачевное положение женщин на Кавказе и поощрение дискриминирующих культурных установок.
Официальный российский доклад был подготовлен Министерством труда еще в прошлом году, так что НКО имели возможность подготовить к нему свои замечания. 65-страничный документ содержит множество информации, которая прямого отношения к гендерной проблематике вроде бы не имеет. Членам комиссии ООН расскажут, как эффективно в России работает институт общественного обсуждения законопроектов, как повышается доступность медпомощи на селе и как выполняются майские указы президента РФ от 2012 года. В частности, последние называются в докладе "гендерно ориентированными", потому что направлены на повышение зарплат бюджетникам, которых среди мужчин - около 3%, а среди женщин - 12-15%. Таким образом, согласно докладу, Россия способствует "снижению сегрегации в оплате труда между женщинами и мужчинами".
Утверждается, что женщины в России "являются активными участниками общественной и политической жизни". Так, дамы занимают посты спикера Совета Федерации, зампреда Госдумы (одного из девяти), глав Счетной палаты и Центробанка, вице-премьера правительства (одного из восьми), министра здравоохранения (всего в российском правительстве, напомним, 22 министерства), а также глав трех регионов (из 85). При этом среди госслужащих в целом женщины составляют 70%. Вывода о более затрудненном по сравнению с мужчинами карьерном росте женщин-госслужащих докладчики не делают.
Другим примером влияния женщин на общественную жизнь в России авторы отчета считают различные женсоветы при госорганах, комиссии по вопросам женщин и детей в Госдуме и заксобраниях субъектов, профильные комитеты при губернаторах.
Все эти структуры "являются совещательными органами при исполнительной власти и не обладают какими-либо правами и полномочиями", констатирует в своем "теневом" докладе Консорциум женских неправительственных объединений. Там указывают, что думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей с 2008 года "не продвинул ни одного законопроекта в интересах женщин" и не оказывает противодействия инициативам, "которые направлены на закрепление патриархальных гендерных стереотипов, в особенности на ограничение права женщин на доступ к бесплатному безопасному аборту".
С доступом к образованию у россиянок проблем нет, считают официальные докладчики из Минтруда: 57% студентов - девушки; правда, среди аспирантов и докторантов их уже 45-47%. Отмечается рост вовлеченности женщин в IT-сферу: с 2008 до 2012 года их доля в зависимости от специальности выросла на 6-27%.
"В обществе до сих пор распространено стереотипное представление о том, что женщины не склонны к техническим наукам, которое во многом влияет на отказ женщин от профессионального технического образования в пользу гуманитарного", -считают в Консорциуме женских неправительственных объединений. Там приводят в пример историю в IT-лицее при Казанском федеральном университете, которая вызвала большой резонанс в 2013 году. К экзаменам в лицей допускались и мальчики, и девочки, но "несмотря на то, что многие девочки набрали более высокий балл на экзаменах, чем мальчики, зачислены в лицей были только мальчики". В прокуратуре Татарстана признали случившееся дискриминацией, однако в итоге девочек в лицей так и не зачислили, а никто из руководителей учебного заведения ответственности не понес.
"В вопросе выбора профессии и трудоустройства в РФ сохраняется открытая прямая дискриминация женщин", - утверждают авторы еще одного альтернативного доклада, специалисты антидискриминационного центра (АДЦ) "Мемориал". Речь идет о правительственном перечне "тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин". В перечне 456 пунктов. Правозащитники указывают, что в их числе "ряд интересных и престижных профессий", например, машинист метро, водолаз или член палубной команды судна. Однако позиция правительства неизменна: "Это ограничение нельзя считать дискриминацией, поскольку оно связано с особой защитой здоровья женщин".
Правозащитники указывают, что во многих случаях реальный вред для женского организма неочевиден (причиной запрета объявляется, например, шум), а повышенная забота именно о женском организме основана "на представлении о женщине в первую очередь как субъекте деторождения, что оскорбляет многих женщин". Правозащитники указывают, что профессий, запрещенных для мужчин, не существует, хотя "есть целый ряд видов деятельности (таких, как работа на атомной подводной лодке или атомной электростанции), которые, несомненно, вредят репродуктивному здоровью мужчин".
В Консорциуме женских неправительственных объединений, в свою очередь, указывают, что перечень не менялся с 1974 года, а "конкретных научных исследований и данных, подтверждающих особо пагубное влияние данных профессий на репродуктивное здоровье женщин в современных условиях, не проводилось". В частности, женщинам запрещена любая работа, на которой предусмотрен подъем тяжестей более 10 кг до двух раз в час. "Между тем 10 кг составляет средний вес годовалого ребенка, подъем и перемещение которого матерью никак не ограничен государством", - указывают в Консорциуме.
В официальном докладе самая существенная часть посвящена различным мерам соцзащиты и поддержки семьи. Комитету ООН расскажут о пособиях по материнству и детству; содействии в улучшении жилищных условий многодетным семьям, открытии новых перинатальных центров и о медали "Родительская слава" для семей, воспитывающих семь и более детей. Докладчики отмечают снижение числа абортов на 24,1% за пять лет, а также сокращение материнской смертности, которая "в некоторых регионах соответствует уровню экономически развитых стран". Также речь в докладе идет о мерах, "направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью", - открытии новых детсадов и лагерей.
"Все больше беспокойства вызывают настойчивые попытки ограничить права женщин самим решать, иметь ли им детей или нет", - указывают в АДЦ "Мемориал". По словам правозащитников, на фоне "положительных" мер соцзащиты и пропаганды материнства как патриотического долга все чаще звучат призывы ограничить аборты (например, выведя их из перечня услуг, оказываемых по программе ОМС) или прекратить импорт контрацептивов. "В то же время по-прежнему некоторым женщинам навязывают аборт", - указывают в АДЦ "Мемориал"; речь прежде всего идет о женщинах в спецучреждениях. Широкую огласку получила история пациентки психоневрологического интерната в Ленинградской области Эльвиры Слепченко, которая была принудительно отправлена на аборт, однако сбежала. При этом Слепченко была полностью юридически дееспособна.
Преступность в отношении женщин "имеет тенденцию к снижению", - отмечается в официальном докладе. Так, в 2010 году было зарегистрировано 191,2 тыс. случаев насилия над ними, тогда как в 2013 году - 165,8 тыс. Число случаев вовлечения в проституцию снижается особенно быстро: в 2013 году таких дел было возбуждено на 44% меньше, чем годом ранее.
Подавляющее большинство преступлений, связанных с домашним насилием, остаются без внимания правоохранителей и не попадают в уголовную статистику, считают в Консорциуме. Дело в том, что домашнее насилие чаще всего квалифицируется как причинение легкого вреда здоровью или побои, а это так называемые статьи частного обвинения: уголовные дела возбуждаются только по заявлению потерпевшего в мировой суд и не расследуются полицией, потерпевший должен сам собирать доказательства. "Процедура частного обвинения в уголовном процессе по делам, связанным с домашним насилием, делает защиту пострадавших совершенно неэффективной", - говорится в "теневом" докладе.
Ряд вопросов ООН к России был связан с положением женщин в республиках Северного Кавказа, отмечается в официальном документе. "Примером искоренения отживших обычаев может служить деятельность органов власти Чеченской Республики, которые уделяют большое внимание положению женщин в чеченском обществе и работе с семьей. В первую очередь - по снижению числа разводов среди молодых семей, преодолению отживших традиций, таких как умыкание (похищение) невест", - говорится в докладе. Введения в УК РФ дополнительных статей для "убийств чести" и похищения невесты не планируется. Что же касается многоженства в мусульманских регионах, то, как говорится в докладе, Семейный кодекс его не разрешает, а соответствующие инициативы региональных глав (Руслана Аушева и Рамзана Кадырова) поддержки у руководства страны не нашли.
Традиционные практики многоженства и ранних браков "поддерживаются местными властями", - указывает АДЦ "Мемориал", приводя в пример резонансную свадьбу начальника чеченского РОВД Нуджуда Гучигова и 17-летней Хеды Гойлабиевой: брак был насильственным, а Гучигов уже имел одну жену. По данным правозащитников, особую группу тех, чьи права нарушаются, составляют мигрантки и цыганки: по сути, они подвергаются дискриминации как внутри своей общности, так и во внешней среде.
Маргарита Алехина
Официальный российский доклад был подготовлен Министерством труда еще в прошлом году, так что НКО имели возможность подготовить к нему свои замечания. 65-страничный документ содержит множество информации, которая прямого отношения к гендерной проблематике вроде бы не имеет. Членам комиссии ООН расскажут, как эффективно в России работает институт общественного обсуждения законопроектов, как повышается доступность медпомощи на селе и как выполняются майские указы президента РФ от 2012 года. В частности, последние называются в докладе "гендерно ориентированными", потому что направлены на повышение зарплат бюджетникам, которых среди мужчин - около 3%, а среди женщин - 12-15%. Таким образом, согласно докладу, Россия способствует "снижению сегрегации в оплате труда между женщинами и мужчинами".
Утверждается, что женщины в России "являются активными участниками общественной и политической жизни". Так, дамы занимают посты спикера Совета Федерации, зампреда Госдумы (одного из девяти), глав Счетной палаты и Центробанка, вице-премьера правительства (одного из восьми), министра здравоохранения (всего в российском правительстве, напомним, 22 министерства), а также глав трех регионов (из 85). При этом среди госслужащих в целом женщины составляют 70%. Вывода о более затрудненном по сравнению с мужчинами карьерном росте женщин-госслужащих докладчики не делают.
Другим примером влияния женщин на общественную жизнь в России авторы отчета считают различные женсоветы при госорганах, комиссии по вопросам женщин и детей в Госдуме и заксобраниях субъектов, профильные комитеты при губернаторах.
Все эти структуры "являются совещательными органами при исполнительной власти и не обладают какими-либо правами и полномочиями", констатирует в своем "теневом" докладе Консорциум женских неправительственных объединений. Там указывают, что думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей с 2008 года "не продвинул ни одного законопроекта в интересах женщин" и не оказывает противодействия инициативам, "которые направлены на закрепление патриархальных гендерных стереотипов, в особенности на ограничение права женщин на доступ к бесплатному безопасному аборту".
С доступом к образованию у россиянок проблем нет, считают официальные докладчики из Минтруда: 57% студентов - девушки; правда, среди аспирантов и докторантов их уже 45-47%. Отмечается рост вовлеченности женщин в IT-сферу: с 2008 до 2012 года их доля в зависимости от специальности выросла на 6-27%.
"В обществе до сих пор распространено стереотипное представление о том, что женщины не склонны к техническим наукам, которое во многом влияет на отказ женщин от профессионального технического образования в пользу гуманитарного", -считают в Консорциуме женских неправительственных объединений. Там приводят в пример историю в IT-лицее при Казанском федеральном университете, которая вызвала большой резонанс в 2013 году. К экзаменам в лицей допускались и мальчики, и девочки, но "несмотря на то, что многие девочки набрали более высокий балл на экзаменах, чем мальчики, зачислены в лицей были только мальчики". В прокуратуре Татарстана признали случившееся дискриминацией, однако в итоге девочек в лицей так и не зачислили, а никто из руководителей учебного заведения ответственности не понес.
"В вопросе выбора профессии и трудоустройства в РФ сохраняется открытая прямая дискриминация женщин", - утверждают авторы еще одного альтернативного доклада, специалисты антидискриминационного центра (АДЦ) "Мемориал". Речь идет о правительственном перечне "тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин". В перечне 456 пунктов. Правозащитники указывают, что в их числе "ряд интересных и престижных профессий", например, машинист метро, водолаз или член палубной команды судна. Однако позиция правительства неизменна: "Это ограничение нельзя считать дискриминацией, поскольку оно связано с особой защитой здоровья женщин".
Правозащитники указывают, что во многих случаях реальный вред для женского организма неочевиден (причиной запрета объявляется, например, шум), а повышенная забота именно о женском организме основана "на представлении о женщине в первую очередь как субъекте деторождения, что оскорбляет многих женщин". Правозащитники указывают, что профессий, запрещенных для мужчин, не существует, хотя "есть целый ряд видов деятельности (таких, как работа на атомной подводной лодке или атомной электростанции), которые, несомненно, вредят репродуктивному здоровью мужчин".
В Консорциуме женских неправительственных объединений, в свою очередь, указывают, что перечень не менялся с 1974 года, а "конкретных научных исследований и данных, подтверждающих особо пагубное влияние данных профессий на репродуктивное здоровье женщин в современных условиях, не проводилось". В частности, женщинам запрещена любая работа, на которой предусмотрен подъем тяжестей более 10 кг до двух раз в час. "Между тем 10 кг составляет средний вес годовалого ребенка, подъем и перемещение которого матерью никак не ограничен государством", - указывают в Консорциуме.
В официальном докладе самая существенная часть посвящена различным мерам соцзащиты и поддержки семьи. Комитету ООН расскажут о пособиях по материнству и детству; содействии в улучшении жилищных условий многодетным семьям, открытии новых перинатальных центров и о медали "Родительская слава" для семей, воспитывающих семь и более детей. Докладчики отмечают снижение числа абортов на 24,1% за пять лет, а также сокращение материнской смертности, которая "в некоторых регионах соответствует уровню экономически развитых стран". Также речь в докладе идет о мерах, "направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью", - открытии новых детсадов и лагерей.
"Все больше беспокойства вызывают настойчивые попытки ограничить права женщин самим решать, иметь ли им детей или нет", - указывают в АДЦ "Мемориал". По словам правозащитников, на фоне "положительных" мер соцзащиты и пропаганды материнства как патриотического долга все чаще звучат призывы ограничить аборты (например, выведя их из перечня услуг, оказываемых по программе ОМС) или прекратить импорт контрацептивов. "В то же время по-прежнему некоторым женщинам навязывают аборт", - указывают в АДЦ "Мемориал"; речь прежде всего идет о женщинах в спецучреждениях. Широкую огласку получила история пациентки психоневрологического интерната в Ленинградской области Эльвиры Слепченко, которая была принудительно отправлена на аборт, однако сбежала. При этом Слепченко была полностью юридически дееспособна.
Преступность в отношении женщин "имеет тенденцию к снижению", - отмечается в официальном докладе. Так, в 2010 году было зарегистрировано 191,2 тыс. случаев насилия над ними, тогда как в 2013 году - 165,8 тыс. Число случаев вовлечения в проституцию снижается особенно быстро: в 2013 году таких дел было возбуждено на 44% меньше, чем годом ранее.
Подавляющее большинство преступлений, связанных с домашним насилием, остаются без внимания правоохранителей и не попадают в уголовную статистику, считают в Консорциуме. Дело в том, что домашнее насилие чаще всего квалифицируется как причинение легкого вреда здоровью или побои, а это так называемые статьи частного обвинения: уголовные дела возбуждаются только по заявлению потерпевшего в мировой суд и не расследуются полицией, потерпевший должен сам собирать доказательства. "Процедура частного обвинения в уголовном процессе по делам, связанным с домашним насилием, делает защиту пострадавших совершенно неэффективной", - говорится в "теневом" докладе.
Ряд вопросов ООН к России был связан с положением женщин в республиках Северного Кавказа, отмечается в официальном документе. "Примером искоренения отживших обычаев может служить деятельность органов власти Чеченской Республики, которые уделяют большое внимание положению женщин в чеченском обществе и работе с семьей. В первую очередь - по снижению числа разводов среди молодых семей, преодолению отживших традиций, таких как умыкание (похищение) невест", - говорится в докладе. Введения в УК РФ дополнительных статей для "убийств чести" и похищения невесты не планируется. Что же касается многоженства в мусульманских регионах, то, как говорится в докладе, Семейный кодекс его не разрешает, а соответствующие инициативы региональных глав (Руслана Аушева и Рамзана Кадырова) поддержки у руководства страны не нашли.
Традиционные практики многоженства и ранних браков "поддерживаются местными властями", - указывает АДЦ "Мемориал", приводя в пример резонансную свадьбу начальника чеченского РОВД Нуджуда Гучигова и 17-летней Хеды Гойлабиевой: брак был насильственным, а Гучигов уже имел одну жену. По данным правозащитников, особую группу тех, чьи права нарушаются, составляют мигрантки и цыганки: по сути, они подвергаются дискриминации как внутри своей общности, так и во внешней среде.
Маргарита Алехина