Что думает бизнес о курсе валют и продажах Apple в России
Взяли блиц-интервью, узнали о перспективах.
Все знают, в чём дело. Если в прошлом году проблема настигла всех внезапно, то теперь о ней говорили чуть ли не с прошлой зимы. Кто как подготовился и как собирается себя вести в нынешней ситуации?
Мы связались с российскими реселлерами и продавцами гаджетов, чтобы задать четыре вопроса, актуальных сегодня.
1. Что думаете о курсе валют? Отражается на бизнесе, на жизни?
2. Меняли цены или собираетесь? Откуда инициатива — от вас, от поставщиков?
3. Когда это закончится? Достигли дна или всё впереди?
4. Прогнозируете критическое падение продаж из-за растущего курса?
Илья Чистяков, Up-House.ru:
Стараюсь не думать :) Конечно отражается, постоянно перестраиваемся. Не так плох высокий курс, как его нестабильность! Что касается личной жизни — сейчас отличное время для того, чтобы заняться здоровьем, спортом, семьей и образованием.
Инициатива повышения цен идет от поставщиков; мы работаем и зарабатываем в рубле, так как издержки у нас рублевые. Высокими ценами клиентов не привлечёшь. Чем раньше всё закончится, тем лучше — что уж тут скажешь. Думаю, что дно мы уже достигли. Падение продаж уже не нужно прогнозировать, оно и так постепенно происходит. Дело не только в курсе валют, но и в экономике.
Сергей Мироненко, SoundProLab:
Надеемся, что курс стабилизируется. Отражается он и на бизнесе, и на личной жизни. Растут расходы. Как пример, арендная плата во всех ТЦ Москвы до сих пор привязана к евро или к доллару. Также рост цен не мог не повлиять на потребительский спрос, что привело к падению продаж в количественном выражении.
Что делаем в текущей ситуации? Стараемся лучше работать и по максимуму использовать наши конкурентные преимущества: высокая клиентоориентированность, наличие товара на складе и на витрине; возможность послушать, протестировать и сравнить товары между собой в наших шоу-румах; оперативная и дешевая (а зачастую бесплатная) доставка по Москве и всей России. Всё это продолжает давать свои плоды.
Наша компания работает только с официальными дистрибьюторами и фирменными представительствами. Розничную ценовую политику определяют прежде всего они. Что касается нас, мы стараемся поддерживать достаточно крупные стоки по наиболее популярным продуктам и в случае повышения цен пытаемся удерживать низкие цены для покупателей до последней возможности, пока это позволяют нам делать наши запасы и поставщики.
Bose, и Loewe, и AT-Trade (B&W, Sonos, Onkyo и другие бренды) в условиях кризиса заняли максимально лояльную к покупателям позицию и стараются удерживать приемлемо низкие цены до последнего.
На указанные выше бренды розничные цены не повышались с весны, когда курс евро находился в диапазоне 55–60 рублей и поставщики были вынуждены поднять цены только в самом конце лета, когда курс евро вырос более чем на 30% и пробил отметку в 80 рублей за евро. При этом цены хоть и выросли, но повышение оказалось существенно меньше роста курса — в среднем цены поднялись на 10–15%% и даже после повышения на многие позиции остаются ниже, а порой существенно ниже, чем официальные цены в Европе.
Склонны считать, что в ближайшее время курс стабилизируется. В ближайшие недели станет понятно, сбудутся ли наши прогнозы. Сейчас курс рубля замер на очень зыбкой позиции и может полететь как вниз, так и вверх. Если колебаний не будет, к концу осени цены на продукцию придут к более-менее реалистичным для нашего рынка параметрам. В первую очередь это касается продукции, цены на которые сейчас значительно ниже, чем в Европе или Америке.
Мы прогнозируем небольшой рост продаж к прошлому году в рублевой выручке. Но в количественном выражении ожидается падение, что уже произошло по всему рынку Hi-Fi и электроники в 2015 году.
Николаев Николай, Маков.Нет:
Новый курс доллара печалит по двум причинам — во-первых, он негуманно высок, во-вторых, он крайне нестабилен. Из-за первого товары стоят неприлично дорого в рублевом эквиваленте (ведь для многих в головах 100$ это все еще 3500 рублей), а из-за второго мы банально не успеваем утверждать ценовую политику.
Цены, увы, меняются чуть ли не каждый день, и это, увы, совсем не наше желание, а желание поставщиков. На позиции, которые есть на складе, мы, конечно же, стараемся держать цену.
По опыту, ничего хорошего от осени в плане курсов валют ждать не приходится. Правительство немного поднимет рубль к Новому году, и только в феврале — марте ожидаем хоть какую-то уравновешенную стабильность. Но всё вновьс может измениться — кризис не только российский, но и общемировой.
Само собой, уровень продаж упадет. Когда был первый скачок цен, некоторые игроки фиксировали рост продаж — люди бежали в магазины избавляться от обесценивающихся рублей.
Сейчас ситуация плачевная — денег у людей не осталось, товары стоят уже дорого.
А пока мы будем делать то, что прикажет рынок и курс валюты. Если курс будет расти, придеёся поднимать. Если падать (как сейчас), естественно, опустим.
Дмитрий Сидоров, KremlinStore.ru:
У нас в стране осталось мало людей, которые не ощутили на себе ослабление курса рубля. Мы — не исключение. На бизнесе уже отражается. Люди стали разборчивее подходить к покупкам. Сперва долго думают, нужна ли им эта вещь, и только потом лезут в карман за деньгами. И это абсолютно верно.
Общество потребления воспитало нас на агрессивном маркетинге, навязывая зачастую ненужные товары. Пора включать мозг и правильно расставлять приоритеты.
Не секрет, что большинство товаров производится в Поднебесной и покупаются не за рубли. Учитывая что курс отечественной валюты подешевел почти вдвое, это не может не отразиться на цене «захода» и в конечном итоге на розничной цене. Требовать от поставщиков понижения цен вдвое бессмысленно, они тоже играют по законам рынка и у них тоже есть себестоимость, которая никак не уменьшилась с падением рубля. Единицы делают скидки исходя из экономической ситуации, но эти скидки несущественны.
Что касается повышения цен, раньше у нас был определенный процент розничной наценки. Мы понимаем, что если сейчас оставим его на прежнем уровне, то розничные цены увеличатся вдвое и многие товары просто перестанут продаваться. Приходится значительно уменьшать эту величину, чтобы оставить продукцию более-менее доступной покупателю. Прямо сейчас наблюдаем падение спроса на определенные виды товаров среднего ценового сегмента.
Думаю, не правильно было бы строить прогнозы, ибо курс рубля (к сожалению) тесно связан с нефтью, а цены на нефть зависят от макроэкономических показателей, которые пусть прогнозируют профессионалы. Если среднесрочный курс рубля к доллару превысит 70/1, нам придется целиком обратить взор на более бюджетную электронику из Китая. Apple будет не по карману абсолютному большинству населения.
Российский реселлер Apple, инкогнито:
Минусы в нынешней ситуации следующие. Упал спрос на технику в разы. Кредиты почти вымерли, никто не берет их по новым процентным ставкам. Поставщики сильно порезали программы кредитования и отсрочки платежа, попутно переведя их в валюту, поэтому брать товар на реализацию в валюте не выгодно; не знаешь по какому курсу продашь, а по какому в итоге заплатишь за товар.
В то же время есть плюсы. Закрылось очень много мелких конкурентов; те, кто остались, пытаются сводиться хотя бы в незначительные убытки — соответственно, на рынке стало меньше предложений для клиентов, и за счет этого клиенты других компаний теперь покупают у нас. И выросла маржинальность на технику: еще год назад рынок был перенасыщен предложением и все пытались демпинговать, сейчас большинство компаний соблюдают РРЦ (рекомендованную розничную цену).
Основные поставщики всегда рассчитывают цену в долларах. Кто-то по курсу ЦБ на день оплаты, кто-то по курсу ЦБ + процент конвертации. Никто не продает складские остатки по старой закупочной рублевой цене, зная, что новая партия будет дороже. Когда это все должно закончится? Никогда, у нас в стране системный кризис экономики, поэтому рубль будет продолжать падение.
Люди должны «привыкнуть» к «новому» курсу, а этот «новый» курс не должен быть подвержен такой волатильности на рынке, которую мы наблюдаем сейчас.
Доллар всегда растет, рубль всегда падает, задача государства сделать так, чтобы это минимально отражалось на экономике и как следствие на населении. Сколько времени потребуется для модернизации нашей экономики? 3–5 лет при реальных реформах и грамотном планировании.
Что касается спроса — он падает на всю технику, в том числе Apple. Если раньше купить iPhone для ребенка за 20–25 тысяч рублей могли многие родители, а студенты и молодежь покупали в кредит, то теперь данный вид техники относится к премиум-сегменту, который позволить себе могут только люди с достатком выше среднего.
Товарная сетка ассортимента всё сильней сдвигается в сторону дешёвой продукции. Дополнительно этому способствуют операторы большой тройки, продавая за бесценок смартфоны и планшеты под своим брендом, зарабатывая в дальнейшем на абонентской плате.
P.S.: есть, что добавить или обсудить — пишите в комментариях. Может, не согласны с мнениями или имеете другую информацию? Дискуссию одобряем.
Ещё новости по теме:
18:20