Как аукционный дом Christie захватывает рынок, или новая атака “Wallmart в мире искусства”
12 ноября Кристи, крупнейший аукционный дом, установил рекорд, продав за одну ночь несколько предметов искусства на сумму в $691.6 миллионов, включая портрет Френсиса Бэкона, английского философа, от известного британского художника Люсьена Фрейда. Сумма лота составила колоссальные $142.4 млн. Но, несмотря на подобные цифры, дом хочет большего с учетом скрытых тенденций рынка искусства.
Частные сделки
В конференц-зале одного из офисов Кристи Рокфеллер Плаза Марк Портер, барон, председатель и руководитель подразделения частных продаж в Америке, рассказал о своих намерениях взять под контроль часть сделок покупки/продажи предметов искусства, которые проводятся напрямую между художниками и клиентами.
Этот рынок частных сделок также называется вторичным. Сейчас он контролируется крупными галереями, такими как Гагосян в Нью-Йорке. Благодаря такому инструменту, многие коллекционеры могли держать свои операции в тайне, а дилеры свободно продавать и покупать картины. Но система может пошатнуться, если аукционные дома сделают шаг в их сторону.
Дэвид Хокни огласил амбициозную цель Кристи: “Мы намерены стать крупнейшим дилером на вторичном рынке искусства, иметь самую широкую сеть сбыта и лучшую разведку в индустрии. ”
Эта компания была основана в 1766 году Джеймсом Кристи. На первом аукционе в качестве лотов наряду с предметами искусства выставляли наволочки и ночные горшки. Успех пришел, когда аукцион выступал в роли посредника между сэром Робертом Уолполом и Екатериной Великой в 1778. Тогда совокупный объем произведенных сделок составил 64000 фунтов, что эквивалентно миллиону долларов в наши дни.
C тех пор компания заметно продвинулась в развитии, и сегодня она работает в более чем 40 странах мира с оборотом в $3.68 млрд. за первую половину 2013 года. Отдел частных продаж также подрос - со $185 миллионов в 2000 году до $1 млрд. в 2013, что составляет 16% всех доходов компании. “В Кристи всегда хотели начать частные продажи”, - отметил Портер. “Ведь до половины рынка торгуется в таком порядке”.
Как известно, частный рынок построен на взаимном доверии и репутации участников. Это также отличный способ сохранить конфиденциальность. “Коллекционеры склонны действовать именно в частном порядке, если хотят сохранить в тайне свою деятельность”, - отметила Сара Торнтон, социолог и автор книги “Семь Дней в Мире Искусства”. Коллекционер может подружиться с художником, чтобы быстро выкупить его картину. Так, автору удастся сохранить дружественные отношения с дилером, и компания Кристи будет более чем довольна, если сможет предложить платформу для подобных сделок.
Борьба за рынок
Дилеры хотят защитить свою территорию. “Между нами и нашими клиентами есть понимание того, чтобы мы хотим и можем продавать на рынке”, - заявил Джейм Коэн, основатель одноименной галереи. “Речь идет о лояльности клиентов к нам, которая с лихвой окупается нашими деловыми отношениями.”
Такие галереи могут предложить порой эксклюзивные товары, напрямую с мольберта художника. Однако, аукционные дома имеют свои преимущества. Например, на аукционы приходит немало покупателей, которые готовы предложить высокую цену. Кроме того, аукционы могут вводить собственные ограничения и правила, что делает сделки менее рискованными. “У нас вполне конкретная точка зрения - “душа” галереи имеет значение”, - отметил Коэн. “Аукционы превратили искусство в обычную торговлю”.
Однако, рыночные отношения играют на руку аукционным домам - с некоторых пор покупка дорогих предметов искусства стало нишевым развлечением. “Галереи могут быть пугающими и эксклюзивными для новичков коллекционирования”, - отмечает Торнтон. “Такие бренды как Кристи и Сотбис успокаивают неофитов простотой, которые не хотят налаживать контакты с дилерами”.
Так, Дэниэл Рэдклиф, общепризнанный коллекционер, к своему удивлению обнаружил, что ему может быть сложно или даже невозможно приобрести желанную картину, даже если он может себе это позволить. Джим Ходжес, арт-дилер из Нью-Йорка, отказал Дэниэлу, заявив, что ждет более престижного покупателя. Теперь Рэдклиф может просто попросить Портера, и его команда будет охотиться за желанным лотом.
Продающие выставки
Или Рэдклиф может просто пойти по “магазинам”. Чтобы получать прибыль от частных продаж Кристи расширяет свою программу “продающих выставок”: на этом событии все работы художников доступны для покупки. В конце ноября была проведена лондонская выставка Кристи “When Britain Went Pop!”, где был показан британский поп-арт, включая скульптуры, вдохновленные БДСМ, от Аллена Джонса, коллажи Питера Блейка и экспрессионистский рифф Дерека Бошера. В отличии от обычного музейного шоу четверть предметов были выставлены на продажу.
И Кристи, и Сотбис, второй по величине аукционный дом, имели опыт открытия галерей для демонстрации работ художников, однако результаты оказались неоднозначными. Например, Кристи приобрел галерею “Haunch of Venison” в 2007 году, которая однако вызвало лишь негативные впечатления у посетителей. В начале этого года галерея прекратила свою деятельность и была передана подразделению частных продаж. Сотбис открыл галерею “S2” в Нью-Йорке в 2011 году и в Лондоне в 2013. “S2” представляет собой площадку для частных продаж, доход от которых составил $906.5 миллионов, что составляет 17% от совокупной выручки Сотбис, которая оценивается в $5.4 миллиарда.
Оба аукционных дома идут ноздря в ноздрю в этой гонке искусства. По этой причине они ищут любые возможности для расширения рынков сбыта. Особенно это актуально для Сотбис - чей главный инвестор, менеджер хедж-фонда, Дэн Леб, давит на компанию. Частные продажи могут могут обеспечить преимущество для дилеров, художников и коллекционеров, благодаря чему убедить этих людей становится еще проще.
Но в конечном счете коллекционирование это страсть. Поэтому аукционным домам будет куда сложнее привлекать клиентов, чем дилерам, которые сосредоточились больше на микроэкономике и бюрократии своей деятельности. Более того, без таких людей и связей художники не смогут выходить на рынок, и больше не будет шедевров изобразительного искусства. “Трудно иметь галерею без лица”, - отметил Кохан. “Этот вопрос имеет огромное значение”.
Аукционные дома все еще не теряют попыток монополизировать рынок частного сбыта. Кристи использует все больше и больше ресурсов, и галереям будет сложно остановить это движение в сторону “Wallmart в мире искусства”. “Мы хотим, чтобы люди думали о Кристи, когда речь заходит об искусстве”, - заявил Портер.
Рубрика: Статьи / Изнутри
Просмотров: 2954 Метки: Christie
Оставьте комментарий!