"Дорогие" российские звезды
Стареет, стареет отечественный шоу-бизнес! Прошли славные времена «фабрик», канули в Лету юные выскочки образца середины 2000-х, и осталась на долю зрителя суровая сермяжная правда – с десяток видавших виды прим различного калибра. Ведь те же Киркоров, Басков, Меладзе со товарищи давно уже не молодые ребята. Получать хотят много, а работать мало – в результате концертов все меньше, гонорары все солиднее. Представители главных «продавцов» звезд – концертных агентств – утверждают: пока «старички» живы, способны ходить и петь, они никуда не уйдут. Вот и повадились российские заказчики приглашать иностранцев. Отрабатывают те качественнее, а их гонорары зачастую в разы ниже. Будет ли такая конкуренция во благо?
У них – игроки, у нас – звезды
Посмотрите на Мадонну, она же постоянно меняется: то распутница, то девственница, потом интеллектуалка, наконец, она просто профессионал, рассуждает креативный директор агентства «Подъежики» Дарья Кабицкая. В то время как наши артисты – Орбакайте, Аллегрова, Ротару, Басков – будто законсервированы в одной роли.
Парадоксально, но при этом российские исполнители первого эшелона определенно дороже зарубежных гастролеров. Гонорары Филиппа Киркорова, Максима Галкина, Григория Лепса, Валерии в горячий сезон начинаются со 100 тыс. долларов, а то и со 150 тыс. Между тем они не делают на сцене ничего особенного, да и репертуар их известен зрителям уже лет 15. А вот иностранцы выкладываются. «Они понимают, что конкуренция не позволяет делать плохое шоу, поскольку они на этом рынке – игроки. А у нас – звезды», – иронизирует руководитель отдела ресурсов агентства «Подъежики» Ксения Уварова.
Таких певиц, как Софи Эллис-Бэкстер или Анастейша, можно пригласить на корпоративный праздник за 70-100 тыс. долларов. Столько же стоит и выступление Кристины Орбакайте – есть над чем подумать. Рианна, Дженнифер Лопес, Мадонна, конечно, обойдутся дороже – от 1-1,5 млн долларов.
Над рынком
Наверное, не все знают, что кое-кто на нашей эстраде зарабатывает гораздо больше заслуженных и народных артистов первого эшелона. Их гонорары зачастую стартуют от 200 тыс. евро, а иногда вплотную приближаются к 350 тыс. «Стас Михайлов и Елена Ваенга – проекты, в которые было инвестировано по 0,5 млрд долларов топовыми нефтегазовыми компаниями. И доступны они теперь только тем же топовым нефтегазовым компаниям», – раскрывает рыночные секреты управляющий партнер Международного концертного агентства «Ру-Концерт» Кирилл Чибисов. При этом и Михайлов, и Ваенга – нишевые проекты в силу цены и специфики репертуара. Это не клиенты event рынка: ни одно агентство ни разу не провело их концерта.
Однако так было не всегда. Стас Михайлов, к примеру, однажды удачно выступил в каком-то кабаке, где его заметили и начали вкладывать в него деньги. «Несколько лет назад он выступал у меня на даче бесплатно, – поведал журналу «РБК» один из поклонников певца. – Его директор Сергей Кононов – мой сосед по даче, и Михайлов жил у него лет 15». Репертуар его с тех пор совсем не изменился – вечная тоска по любви. «Уже в прошлом году за концерт в Ростовском дворце спорта певец получил 3 млн рублей», – вспоминает тот же любитель шансона. А на частных праздниках берет за выступление в 2-3 раза больше.
Хедлайнеры нашего времени
Несмотря на то что российский олимп шоу-бизнеса давно занят, каждые два-три года появляются новые проекты, которые на волне популярности буквально рвут рынок. Но их можно пересчитать по пальцам. К тому же в большинстве случаев «волна удачи» очень быстро идет на спад. В 2011-м такими удачными проектами стали группа «Градусы», исполнительница Нюша, засветившийся ранее коллектив «Банд'Эрос» и успешно проведшая ребрендинг певица Елка. Они вполне могут за один декабрь заработать столько же, сколько Филипп Киркоров, то есть 1 млн долларов. Правда, последний даст для этого пять концертов, а хедлайнерам придется объехать 40-50 площадок. «При гонораре 15-20 тыс. евро за концерт они берут количеством выступлений, поскольку на них сумасшедший спрос. На Киркорова, Баскова, Орбакайте или Галкина даже в самые горячие сезоны такого нет», – отмечает Кирилл Чибисов.
В «Подъежиках» утверждают: жесткая ротация затрагивает не всех хедлайнеров. «Допустим, та же Елка уже была. Просто у нее получилось удачно поменять имидж, перестроиться, попасть в новую струю. Это как раз наглядное свидетельство того, как важно для артиста эволюционировать, меняться», – подчеркивает Ксения Уварова. Но среди них есть и певцы одной песни. Вот Нюша, скорее всего, уйдет, потому что ничего нового рынку пока не предложила.
Не каждая Нюша – в нишу
Продолжая классификацию тружеников сцены, игроки event-бизнеса выделяют тех, чье имя за последние годы стало чуть ли не нарицательным. И все благодаря тому, что артист находит свою нишу и становится практически ее символом. «Скажем, Жанна Фриске, – приводит пример г-жа Уварова. – Если на определенную дату она уже занята, то заказчик обычно формулирует следующий запрос так: «Тогда кого-нибудь, как Фриске». И никому не надо объяснять, что нужно». «Клиент набрасывает список похожих артистов, которые понятны его аудитории. Мы этот список корректируем, подгоняем под реальность, исходя из бюджетов, занятости, и предлагаем решение», – рассказывает совладелец event-агентства «Чили Пепперс» Алексей Громов.
Жанну Фриске в концертных агентствах единодушно называют одним из самых успешных коммерческих проектов нашей эстрады. «Стопроцентное попадание в аудиторию корпоративов. Продуман образ, история вокруг образа, даже судьба, – поясняет Кирилл Чибисов. – Вот увидите, если вдруг Фриске выйдет замуж, половина заказов на нее отпадет». «Как Фриске», «как «Браво», «как «Дискотека Авария», «как «Иванушки International» – это ли не показатель того, что названные исполнители достигли успеха и прочно заняли свою нишу, а все остальные расположились вокруг и стали своеобразными заменителями. «Разумеется, самые сливки тут достаются оригиналам, – уверяет г-н Громов. – Широкий спрос и всеобщая узнаваемость формата – их самая главная заслуга». Но наряду с этим данный тренд свидетельствует: в отечественном шоу-бизнесе практически не появляется ничего нового – сплошное копирование старых форматов.
И чтец, и жнец, и на дуде игрец
Впрочем, не следует расстраиваться: наш шоу-бизнес – все-таки рынок. И этот факт отлично иллюстрирует такое явление, как диверсификация. Тот, кто раньше пел, стал вести праздники. Тот, кто работал ведущим, запел. «Вера Брежнева, Тимур Родригес теперь продают пакет «два в одном», – говорит Дарья Кабицкая. – Исполнение песен плюс ведение мероприятия». Поющие ведущие в России пользуются большим спросом. Увеличивают ли звезды таким образом свой средний чек – вопрос спорный. В каждом конкретном случае по-разному. Тимур Родригес, к примеру, нет. Он пока только осваивает ведение мероприятий, поэтому предлагает эту опцию бесплатно, в нагрузку к песням.
Иван Ургант, чтобы быть в тренде, тоже запел. Хотя и так стоит дорого, к тому же весьма капризен и соглашается вести не любой корпоративный праздник. «А вот то, что Андрей Малахов не востребован в роли ведущего частных мероприятий, странно, – удивляется Кирилл Чибисов. – Звучит неожиданно, но он действительно один из самых профессиональных ведущих на рынке и стоит разумные 25 тыс. долларов, в отличие от Урганта, который берет вчетверо больше». Малахов – своеобразный парадокс. Карьеру ведущего частных праздников ему подпортил телевизионный образ тараторщика в не слишком-то интеллектуальных ток-шоу.
Звезда в шоке
Несмотря на то что конкуренция в отечественном шоу-бизнесе худо-бедно присутствует, его «сиятельные» участники едва ли работают по рыночным законам. В концертных агентствах именно с этим связывают тенденцию последних трех-четырех лет – перетекание заказов к зарубежным звездам. «Основной оборот нашей компании приходится на продажу артистов из групп Boney M и Ottawan», – подтверждает г-н Чибисов.
Среди российских заказчиков появились те, кто ценит качество шоу, эстетическое оформление, подачу, хороший звук и техническое сопровождение. По словам организаторов, в общей массе таких уже около 40%. «В основном это либо компании, которые возглавляют экспаты, либо наиболее продвинутые, например из ритейла», – перечисляет Дарья Кабицкая. Розничная торговля сама поставлена в условия жесткой рыночной конкуренции, и от выступающих на своих праздниках ритейлеры хотят того же.
Более того, для многих заказчиков звезда уже перестала быть центром вечера. «Среди наших клиентов современными вкусами отличаются «Связной», «М.Видео». Им больше нравится тратить деньги на мультимедиа, визуализацию шоу, а вместо звезды заказывать хороший кавер», – делится опытом г-жа Кабицкая. С ней соглашается и Кирилл Чибисов. По его словам, спрос на «живой телевизор», то есть просто на большую звезду, пришедшую на праздник, сохраняется только в крупных холдингах (нефтегазовых, сырьевых) и компаниях банковского сектора. Но как ни крути, все-таки аудитория «старичков» шоу-бизнеса пока самая платежеспособная.
Рубрика: Статьи / Личные финансы
Просмотров: 5344 Метки: шоу-бизнес
Комментариев: 1
=)