Н.Азаров. Построив 2 газопровода, Россия почему-то думает, что полностью избавится от зависимости транзита газа через Украину. Никогда этого не будет
Этими словами мудрый премьер Украины напоминает Газпрому и общественности о том, что ни Северный поток, ни Южный поток не имеют возможности складирования газа.
Подземные газохранилища есть только у Украины.
Подземные хранилища газа (ПХГ) позволяют сглаживать пики газопотребления в период аномально холодных морозов, например, в Европе.
Н.Азаров немножко лукавит.
Газпром, подстраховавшись, 21 ноября 2011 г ввел в эксплуатацию ПХГ Банатский двор в Сербии.
Это не случайное решение.
Какой бы вариант Южного потока в итоге не был бы принят: через Болгарию, или до Австрии, или через Румынию, без Сербии не обойтись.
Активный объем хранения в ПХГ Банатский двор – 450 млн м3 газа, максимальная производительность на отбор – 5 млн м3/сутки, и это не считая потенциала ПХГ для дальнейшего расширения.
17 мая 2012 г Н.Азаров на встрече с членами Международного клуба парламентариев и экспертов ЕС — Украина сообщил, что «Все равно у нас есть 150 млрд м3/год газа мощностей прокачки по трубе. Это самый надежный и дешевый транзитный путь в Европу, и мы готовы обеспечить его надежную работу».
С этими словами Н.Азарова спорить сложно.
По его мнению, строительство Южного потока является нерентабельным и экономически невыгодным в связи с тем, что проект окупится только через 20 лет.
Действительно, когда речь идет о транспортной независимости особо деньги не считают, потому что за основу берется политическая целесообразность.
Это понимают российские политики и бизнесмены.
И хотя внешних результатов пока не видно, очевидно, что в кулуарах идут напряженные переговоры.
Как заявил В.Язев 17 мая 2012 г, Россия согласна создать консорциум с участием Украины и Евросоюза. «Мы уже заинтересованы в появлении 3-стороннего консорциума. Наличие только 2-х участников, России и Украины, несет потенциальные конфликты. Нужен арбитр», - добавил В.Язев.
Ранее Газпром настаивал на создании 2-стороннего консорциума.
Однако 15 мая 2012 г после встречи с В. Путиным в рамках неформального саммита стран СНГ В. Янукович сенсационно заявил, что Россия и Украина стремятся к созданию консорциума с 3-я участниками, но определенность наступит в августе 2012 г, после завершения аудита ГТС.
Логика Газпрома понятна.
Если ЕС войдет в консорциум, то Европа гарантированно будет потреблять российский газ.
А с этим, с потреблением российского газа, пока проблемы.
Это СПГ и сланцевый газ, составляющие существенную конкуренцию трубопроводному газу.
СПГ представлять не нужно.
Катар - основной поставщик СПГ, вынужденно переориентировал транспортные потоки из США в Европу, не скрывая амбиций составить конкуренцию России.
Сланцевый газ уже тоже не воспринимается как фантастика.
Во всяком случае Shell, победившая ТНК-ВР и ExxonMobil в конкурсе на разработку Юзовского сланцевого месторождения в Украине, так не думает. Равно, как и Shevron, победившая Eni в конкурсе на разработку Олесского сланцевого месторождения.
Дело за малым, согласовать стоимость украинской ГТС.
Однако это ключевой вопрос создания консорциума.
Россия оценивает украинскую ГТС в 4 млрд долл США.
Украина дважды оценивала ГТС : в 2007 г стоимость составила 24,8 млрд долл США, в 2009 г —9,9 млрд долл США.
В августе 2012 г аудиторская компанию Baker Tilly Ukraine сообщит очередную, вероятно, финальную стоимость ГТС, с которой Газпром будет вынужден согласиться.
Если заинтересован в консорциуме.
Заинтересованность Газпрома вынужденно увеличилась в связи с имплементацией Украиной идей 3-го пакета в украинской ГТС.
С апреля 2012 г разрешено использование ГТС частным компаниям, что позволит Украине загрузить ГТС.