Сталевары готовятся к падению
Но в России пока не верят, что оно будет обвальным
Сталелитейная отрасль может оказаться на пороге нового кризиса. Долговые проблемы Европы и США, а также ожидания замедления роста спроса со стороны Китая уже привели к падению цен на металл и объемов его выплавки. Но российские металлурги пока не верят, что повторится обвальный кризис отрасли по примеру 2008 года.
Вчера началась ежегодная встреча глав крупнейших металлургических компаний, организованная Всемирной ассоциацией производителей стали (World Steel Association). Металлурги намерены обсудить будущее отрасли в условиях ослабления мировой экономики. На фоне снижения спроса сталелитейные компании, которые до сих пор не полностью оправились от кризиса 2008 года, снова готовятся к падению цен на свою продукцию, что ставит под угрозу прогнозы по прибыли.
За общим унынием металлургов стоят опасения, связанные с наращиванием госдолга в США и Европе, а также понимание, что кризис еврозоны только усугубится в случае возможного дефолта Греции. "Цены на некоторые сорта стали в Европе уже находятся на крайне низком уровне и либо совпадают, либо лишь ненамного превышают тот уровень, который необходим для самоокупаемости компаний. Покупатели пока не идут на рынок, потому что думают, что цены могут снизиться еще сильнее",— сказал в интервью Financial Times представитель одного из крупнейших в мире металлотрейдеров Duferco Бруно Болфо. Серьезные опасения вызывает и Китай, на который приходится до 50% мирового потребления стали. Инфляция заставила Пекин сократить предлагаемые кредиты, что замедлило рост потребления стали в стране, пишет FT.
Металлургия является одним из основных индикаторов состояния глобальной экономики. После резкого падения в конце 2008 года цены на сталь стабильно росли с небольшими отклонениями вплоть до апреля 2011 года. Но с тех пор цены начали падать. В СНГ, например, к сентябрю сталь подешевела почти на 13%, в Китае — на 5%, в США — на 23%. По прогнозам британской компании Meps, в среднем цены на сталь в мире к декабрю составят $838 за тонну, что соответствует падению на 8% с мая. Падение цен отражается и на котировках производителей: стоимость их акций в этом году отстает от глобальных фондовых рынков на 30%. По мнению гендиректора JSW (крупный индийский производитель стали) Саджана Джиндала, которого цитирует FT, в 2012 году турбулентность продолжится.
На фоне падения цен на сталь металлурги начали сокращать производство. Так, например, крупнейший в отрасли ArcelorMittal уже остановил работу пяти доменных печей в Европе и объявил об остановке еще двух (до конца год компания планирует оставить две трети европейских печей), напомнил аналитик БКС Олег Петропавловский. В целом, по данным Worldsteel, мировое производство стали в августе (сентябрьских данных пока нет) упало до 124,6 млн тонн. Это самый низкий показатель с февраля 2011 года.
Российские металлурги пока осторожны в прогнозах, но однозначно уверены, что повторения кризиса 2008 года не будет. "Безусловно, существуют риски замедления мировой экономики, однако объемы производства октября сопоставимы с объемами производства сентября, ценовой уровень нас тоже устраивает",— говорят на Магнитогорском меткомбинате (ММК), добавляя, что "ситуация на сегодняшний день стабильна". Примерно такой же точки зрения придерживаются на Новолипецком меткомбинате: "При условиях сохранения роста российской экономики и развивающихся стран спрос на российскую сталь будет стабильным". Не ждет "катастрофы" и владелец "Северстали" Алексей Мордашов. "Мир сейчас гораздо лучше готов к кризису, чем в 2008 году: реакция бизнеса на кризис может быть более быстрой и эффективной",— уверял он на Дне инвестора в Лондоне 29 сентября. В Evraz Group, "Мечеле" и "Металлоинвесте" на запросы "Ъ" не ответили.
До конца года проблем точно не будет, считает источник "Ъ" в одной из металлургических компаний: книги заказов полностью закрыты на ноябрь, декабрьские поставки распределены примерно на 50%. В 2012 году объем мирового потребления основных индикаторов состояния отрасли — арматуры и горячекатаного проката — вырастет на 2-3% и 6-8% соответственно, соглашается менеджер другой компании. Согласно исследованию, проведенному для FT шестью экспертами, рост объема поставок стали по всему миру замедлится в 2012 году до 4,9% против 6,6% в 2011 году.
Впрочем, в 2008 году металлурги также не верили в кризис вплоть до конца августа, тогда как уже в сентябре им пришлось пойти остановку доменных печей. По итогам четвертого квартала сокращение производства стали составило 25-63% на фоне падения заказов до 50% и примерно такого же падения цен.
Сейчас металлурги говорят, что угрозу представляет только продолжение коррекции цен на сталь, но "оно не будет критично". В отличие от глобального кризиса 2008 года, поясняют в отрасли, сегодня проблемы возникли только у отдельных регионов, в основном Европы (на нее приходится 15% мирового производства стали). Сокращения объемов выплавки европейской стали (уже сейчас мощности загружены на 50%) будет оказывать поддержку ценам на других рынках. Зато цены на сырье из-за падения объемов потребления в Европе пойдут вниз. По руде металлурги прогнозируют снижение цен на 11%, по углю — на 25% (уже на четвертый квартал снизились примерно на 10% относительно третьего). Угольщики это не комментируют. Несмотря на сокращение объемов потребления стали, снижение цен на сырье позволит российским металлургам в 2012 году увеличить рентабельность производства, соглашается Алексей Морозов из UBS. К тому же, добавляет он, российских сталеваров, поставляющих продукцию на экспорт, страхует девальвация рубля.
Алексей Морозов согласен, что нынешний кризис будет не таким резким, как в 2008 году, "спад будет плавным". "На данный момент мы оцениваем, что цены акций российских металлургов и горнодобывающих компаний подразумевают дальнейшее снижение цен на металлы и сырьевые материалы на 10-45%, что, согласно нашему базовому сценарию, выглядит слишком пессимистично",— говорит ведущий аналитик сектора металлургии по Восточной Европе BofA Merrill Lynch Эдуард Фаритов. Относительно сокращения китайского спроса прогнозы также могут не оправдаться, так как их статистика по выдаче кредитов не отражает реальную картину, добавил один из инвестбанкиров.
Роман Асанкин, Седа Егикян
Газета "Коммерсантъ", №190 (4731), 11.10.2011