Российская академия наук и Канада напомнили нефтяным компаниям о правах северных народов на природные ресурсы
Вопросам права северных народов России и Канады на природные ресурсы, на участие в процессах управления и самоуправления, взаимоотношениям коренных народов с правительствами своих стран и промышленными компаниями посвящена недавно вышедшая в свет монография по юридической антропологии "Люди Севера: права на ресурсы и экспертиза". Исследование проделано учеными Института этнологии и антропологии РАН в сотрудничестве с их коллегами из Университета Северной Британской Колумбии (Канада).
Основой для вышедшей книги послужили лекции и материалы V Международной летней школы юридической антропологии. Целью Школы было передать представителям коренных малочисленных народов Севера знания законодательства, необходимые для защиты своих интересов. При всей разности правовых систем и социально-экономического развития России и Канады трудности, с которыми сталкиваются коренные народы - ненцы, ханты, манси, эвенки в России, инувиалуиты в Канаде - во многом общие.
Северяне по-ненецки - "нгэм тер", дословно - "содержимое Севера". Именно так воспринимают себя коренные народы. По словам кандидата исторических наук, ведущего сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Н.И. Новиковой, "народы Севера живут не над землей, природой, а внутри нее и, если сохраняют традиционный образ жизни, навредить ей не могут. У людей на Севере много правил, в течение длительной истории освоения северных территорий они в совершенстве узнали, как нужно обращаться и с землей, и с живущими на ней животными. Мировое сообщество признало значение этих знаний для устойчивого развития".
Например, коренной народ, проживающий на территории, где обитают дикие олени, может обладать углубленными знаниями о поведении этих животных, их сезонных передвижениях. Исследователи же могут иметь обширные знания о промышленных разработках, оказывающих воздействие на прилегающие пастбища, о вреде, причиняемом окружающей среде лесными пожарами, загрязнениями и другими факторами, которые могут вызывать миграции стад. В исследовании РАН подчеркивается, как важно соединить традиционное, "неофициальное" знание с "официальным" научным для более эффективного управления ресурсами.
Для народов Севера сохранять культурную самобытность - значит не только иметь собственный язык и историю, но и поддерживать связь с природой, продолжать вести традиционный образ жизни и развивать народную культуру. С расширением нефтегазовой промышленности нередко возникают конфликты между аборигенами и нефтяными компаниями. Есть, однако, и обратные примеры; так, в конце 1990-х гг. в Сургутском районе единственной формой юридического документа, подтверждающего существование аборигенов на их землях, стали экономические соглашения с нефтяниками.
Одна из форм защиты прав коренных народов - создание территорий традиционного природопользования (ТТП). На таких особо охраняемых территориях аборигены могут сохранять привычный образ жизни и вести традиционную хозяйственную деятельность: заниматься охотой, оленеводством, рыболовством, собирательством. При этом на данных территориях не допускается деятельность, наносящая вред окружающей среде и традиционному образу жизни малочисленных народов. В монографии специальное место отведено вопросам экологической и этнологической экспертизы (исследованию влияния изменения среды обитания на этнос) - основным средствам контроля деятельности нефтедобывающих компаний и разрешения споров.
Основой для вышедшей книги послужили лекции и материалы V Международной летней школы юридической антропологии. Целью Школы было передать представителям коренных малочисленных народов Севера знания законодательства, необходимые для защиты своих интересов. При всей разности правовых систем и социально-экономического развития России и Канады трудности, с которыми сталкиваются коренные народы - ненцы, ханты, манси, эвенки в России, инувиалуиты в Канаде - во многом общие.
Северяне по-ненецки - "нгэм тер", дословно - "содержимое Севера". Именно так воспринимают себя коренные народы. По словам кандидата исторических наук, ведущего сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Н.И. Новиковой, "народы Севера живут не над землей, природой, а внутри нее и, если сохраняют традиционный образ жизни, навредить ей не могут. У людей на Севере много правил, в течение длительной истории освоения северных территорий они в совершенстве узнали, как нужно обращаться и с землей, и с живущими на ней животными. Мировое сообщество признало значение этих знаний для устойчивого развития".
Например, коренной народ, проживающий на территории, где обитают дикие олени, может обладать углубленными знаниями о поведении этих животных, их сезонных передвижениях. Исследователи же могут иметь обширные знания о промышленных разработках, оказывающих воздействие на прилегающие пастбища, о вреде, причиняемом окружающей среде лесными пожарами, загрязнениями и другими факторами, которые могут вызывать миграции стад. В исследовании РАН подчеркивается, как важно соединить традиционное, "неофициальное" знание с "официальным" научным для более эффективного управления ресурсами.
Для народов Севера сохранять культурную самобытность - значит не только иметь собственный язык и историю, но и поддерживать связь с природой, продолжать вести традиционный образ жизни и развивать народную культуру. С расширением нефтегазовой промышленности нередко возникают конфликты между аборигенами и нефтяными компаниями. Есть, однако, и обратные примеры; так, в конце 1990-х гг. в Сургутском районе единственной формой юридического документа, подтверждающего существование аборигенов на их землях, стали экономические соглашения с нефтяниками.
Одна из форм защиты прав коренных народов - создание территорий традиционного природопользования (ТТП). На таких особо охраняемых территориях аборигены могут сохранять привычный образ жизни и вести традиционную хозяйственную деятельность: заниматься охотой, оленеводством, рыболовством, собирательством. При этом на данных территориях не допускается деятельность, наносящая вред окружающей среде и традиционному образу жизни малочисленных народов. В монографии специальное место отведено вопросам экологической и этнологической экспертизы (исследованию влияния изменения среды обитания на этнос) - основным средствам контроля деятельности нефтедобывающих компаний и разрешения споров.