Эксперты: некрупным банкам выгоднее продолжать бизнес в виде небанковских кредитных организаций (повтор)
ЦБ упростил порядок реорганизации банков в небанковские кредитные организации (НКО). Аналитики, опрошенные ИА «РосФинКом» 24 июля, считают, что этим могут воспользоваться несколько десятков мелких банков, которым выгоднее вести бизнес в виде НКО.
«Специфика деятельности небанковских кредитных организаций определяется федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395—1 «О банках и банковской деятельности» и инструкцией Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Основное отличие НКО от кредитной организации (КО) — в ограничении осуществляемых операций. Так, НКО разрешается открытие и ведение расчетных счетов юридических лиц, кассовые операции, купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме, ведение расчетов (в том числе без открытия счета — для физических лиц), кассовые операции (расчетные НКО). Гораздо реже им разрешаются ограниченные кредитно-депозитные операции — привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет, выдача банковских гарантий (НКО, осуществляющие кредитно-депозитные операции). Однако им запрещаются операции со счетами и вкладами физических лиц, они не могут претендовать на получение лицензии на привлечение и размещение во вклады драгоценных металлов, а также генеральной лицензии», — пояснил начальник управления финансовых институтов и международного бизнеса Смоленского Банка Юрий Петрущик.
По его словам, небанковские кредитные организации не могут в полной мере конкурировать с банками. «Совершенно очевидно, что преобразование в НКО при невозможности нарастить капитал станет для мелких банков вынужденной мерой, альтернативой которой станет только уход с рынка», — считает эксперт.
Член правления, директор департамента казначейства и финансовых рынков КМБ Банка Сергей Пчелинцев также указывает на то, что, в отличие от банков, НКО в кредитной системе РФ узко специализированы: они существуют лишь в сфере расчетов. Российские НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения от своего имени и за свой счет.
Он отмечает, что регулятивные требования к небанковским кредитным организациям менее строги, особенно в свете последних решений ЦБ о повышении минимального размера капитала для банков. По мнению Пчелинцева, вполне вероятно, что тем небольшим банкам, которые проводят в основном специфический круг операций, не ограничиваемый статусом НКО, будет выгоднее продолжать свой бизнес как НКО, нежели нести затраты по увеличению капитала. «В данном случае, изменяя порядок превращения банка в НКО в сторону упрощения, ЦБ пытается облегчить такого рода банкам соответствующий выбор», — сказал эксперт.
«Главное различие между НКО и коммерческим банком состоит в том, что небанковская кредитная организация не имеет права размещать денежные средства от своего имени и заниматься инвестиционной деятельностью. Деньги, не ушедшие со счетов такой организации, не могут принести ей дополнительных доходов. Соответственно, отсутствуют кредитные риски и риск потери ликвидности и платежеспособности из-за непрофессионального управления средствами клиентов и вложения их в высокорискованные виды активов. Таким образом, из деятельности небанковской кредитной организации исключаются основные риски, связанные с возможным неисполнением долговых обязательств, падением стоимости тех или иных ценных бумаг, изменением курса иностранной валюты», — пояснил главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.