"Газета": South Stream потечет из Сочи

Пятница, 15 мая 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

На фоне форсирования Европой реализации проекта Nabucco, нацеленного на поставку газа в обход России, Москва предпринимает конкретные шаги по воплощению в жизнь своей собственной инициативы - газопровода South Stream. В пятницу в ходе визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Сочи «Газпром» подпишет соглашения о реализации своего проекта с национальными энергетическими компаниями Болгарии, Греции, Сербии и Италии.

Информацию о готовящемся подписании в четверг подтвердил корреспонденту «Газеты» официальный представитель российской монополии Сергей Куприянов.

Под автографами, которые оставят на документах главы энергокомпаний, начинает вырисовываться не только конкретный маршрут будущего газопровода, но и приобретает реальные черты судьба всего российского проекта.

Низкий старт

Межправительственные меморандумы и предварительные соглашения с потенциальными партнерами по проекту «Газпром» начал подписывать еще в 2006 году. Для завершения этой работы не хватает только документально оформленных договоренностей с Австрией и Словенией, которые должны стать конечными пунктами маршрута газопровода. Впрочем, предварительное согласие Любляны уже получено. В минувшем году премьер-министр Словении Борут Пахор заявил о заинтересованности страны в российском проекте. Вена аналогичных заявлений пока не делала, однако, по словам представителей «Газпрома», переговоры о присоединении Австрии к South Stream продолжаются.

Уступки по старой дружбе

В числе документов, подготовленных к сегодняшнему подписанию, числится «второе дополнение к Меморандуму о взаимопонимании между ОАО «Газпром» и компанией ENI SpA. о дальнейших шагах по реализации проекта South Stream. О каких конкретно шагах договорились компании, официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в четверг пояснить отказался, заявив, что новые детали сотрудничества холдингов в рамках проекта будут озвучены только после подписания документа.

Эксперты между тем предполагают, что речь, скорее всего, идет о ряде уступок, которых добивалась от «Газпрома» итальянская компания. О недовольстве ENI ролью, отведенной ей в этом проекте российской монополией, на днях сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в итальянском холдинге. Дело в том, что действующие договоренности между двумя компаниями помимо паритетного владения совместным предприятием (оно проводит технико-экономическое обоснование строительства газопровода South Stream) закрепляют также за ENI право поставлять газ в Италию и участвовать в управлении газопроводом. Однако в итальянском концерне это предложение считают недостаточным, требуя от «Газпрома» права участвовать во второй стадии проекта, то есть продавать газ в странах, через которые пройдет газопровод. По словам источника в итальянском концерне, «Газпром» «сопротивляется этому». Судя по всему, ENI удалось убедить российский холдинг в целесообразности подобного компромисса. Не исключено, что решающую роль в этом процессе сыграло окончательное решение Греции влиться в South Stream.

«Посейдон» «Газпрому» друг

Межправительственное соглашение с Грецией о строительстве South Stream Россия подписала еще год назад. Присоединение Афин к проекту стоило Москве немало усилий и уступок. В частности, «Газпрому» пришлось пообещать новому партнеру пролонгировать долгосрочный договор на поставки газа с ростом объемов экспорта к 2013 году (сейчас страна закупает в России около 4 млрд кубометров газа), а также согласиться сохранить за Грецией право диверсификации поставок топлива за счет газа из Алжира и Турции. В ответ Афины пообещали предоставить новому российско-греческому СП ряд экономических преференций, а также сохранить для предприятия особый налоговый режим до конца срока окупаемости проекта.

В пятницу эти договоренности выльются в предметное корпоративное соглашение между «Газпромом» и греческой DESFA. Документ предусматривает создание совместного предприятия, которое будет управляться компаниями на паритетных началах. Ожидается, что мощность греческого участка South Stream составит 10 млрд кубометров газа в год. Впоследствии этот газ будет транспортироваться на юг Италии по газопроводу «Посейдон» (по дну Адриатического моря, мощность около 10 млрд кубометров газа в год), строительство которого планируется завершить к 2013 году.

Посредник в жертву потоку

Еще одним партнером «Газпрома» по South Stream в пятницу официально станет «Болгарский энергетический холдинг». В газпромовском проекте республике отводится одна из ключевых ролей - именно в этой стране трубопровод должен выйти на сушу из Черного моря. За согласие в исполнении главной партии София немало запросила у Москвы. Согласно заявлениям болгарских официальных лиц, в числе требований, выдвигаемых «Газпрому», значился отказ от посреднических схем и переход на прямые контракты поставок газа (сейчас транспортировкой российского газа в эту страну занимаются компании WIEE (СП «Газпрома» и немецкой Wintershall) и Overgas Inc. (СП «Газпрома» и частных инвесторов). Кроме того, София настаивала на сокращении объемов экспорта российского газа, пересмотре в сторону увеличения уровня транзитных ставок, а также на предоставлении госгарантий безопасности поставок и четкого определения альтернативных маршрутов транспортировки газа на случай новой «газовой войны». Все эти инициативы Болгарии обсуждались в конце апреля 2009 года в ходе встречи глав правительств двух стран Владимира Путина и Сергея Станишева. По результатам переговоров болгарский премьер заявил, что ему удалось снять все имеющиеся разногласия и добиться включения в проект соглашения всех предложений и корректировок, принципиальных для Софии. Предполагается, что взамен Болгария позволит South Stream использовать часть существующей газовой инфраструктуры страны.

Балканский узел разрублен

Соглашение, подписываемое в пятницу с сербской Srbijagas, предусматривает прокладку через территорию Сербии 400-километровой ветки газопровода South Stream, по которому российская монополия обязалась транспортировать в Центральную Европу не менее 10 млрд кубометров газа в год, а также строительство подземного хранилища газа «Банатски Двор» объемом 800 млн кубометров газа. В российско-сербском СП, призванного заниматься реализацией этих проектов, «Газпром» получил контрольный пакет акций (с остальными партнерами российский холдинг сотрудничает на паритетных началах). Согласно информации сербских СМИ, ссылающихся на источники в правительстве страны, за контроль над предприятием «Газпром» согласился взять на себя $370 млн долга Srbijagas Кувейту.

Отметим, что в отличие от других стран - партнеров «Газпрома» по South Stream, в Сербии ратификация энергетического соглашения с Россией натолкнулась на активное сопротивление политических сил республики. Многие политические деятели Сербии стремились не допустить усиления экономического и политического взаимодействия Москвы и Белграда из-за опасений, что это партнерство неизбежно приведет к расширению влияния нашей страны не только на европейский, но и на мировой энергетический рынок за счет получения прямого выхода в юго-восточную Европу, а через нее - в Средиземное море в обход Босфора и Дарданелл.

Хватит ли «Газпрому» газа на поставки на Запад, Восток и Юго-Запад, а также на газификацию России?

Анатолий Дмитриевский / директор Института проблем нефти и газа РАН, академик РАН:

- Россия занимает первое место и по ресурсам, и по доказанным запасам газа. Причем если ресурсы включают в себя то, что еще предстоит открыть, то запасы - это то, что уже есть в месторождениях. Так вот наших ресурсов хватит более чем на 400 лет, а запасов газа доказано более чем на 50 трлн кубометров. В то время как газопроводы не такие большие: скажем, South Stream - это 30 млрд кубометров. Значит, в течение 10 лет будет израсходовано 300 млрд кубометров, а в течение 100 лет - 30 трлн. Так что сами видите, что в России вполне достаточно газа для реализации всех нынешних проектов, тогда как первоочередной задачей, конечно, остается снабжение газом собственной страны.

В общем-то все действия России сегодня направлены на то, чтобы показать надежность страны как партнера, который обеспечивает стабильные поставки вот уже более 35 лет. Мало того, Россия готова и дальше сотрудничать, тем более что для первой газовой державы мира в нынешних условиях вполне естественно воспользоваться своими природными богатствами для того, чтобы поправить экономическое положение.

Правда, с другой стороны, следует сказать, что России также важно то, чтобы поставки газа осуществлялись на стабильные рынки. То есть если Европа хочет, чтобы мы были надежными поставщиками, то мы - чтобы она была надежным покупателем. А потому прежде чем строить газопроводы, должны быть заключены соответствующие долгосрочные контракты на поставку газа по мировым ценам, которые сложатся на тот момент.

Татьяна Митрова / руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН:

- Ситуация обстоит следующим образом. Сейчас, непосредственно в период кризиса, с известным падением спроса, проблемы нехватки газа вообще не стоит. Главным вопросом скорее является то, куда девать добываемый газ «Газпрому» и независимым поставщикам. Ну а когда мы начинаем говорить конкретно о South Stream, то надо понимать, что это уже послекризисный проект - просто по срокам его воплощения. Он будет выходить на полную мощность уже в момент, когда экономика начнет восстанавливаться (и российская, и европейская). А для любого проекта, напомню, важна как ресурсная база, так и собственно рынок сбыта. Так вот, в отношении South Stream с рынком сбыта к 2015-2016 году все должно быть уже в порядке. Причем здесь стоит также отметить и то, что за последние 10 лет главной точкой роста европейского спроса на газ как раз была Южная Европа, в частности, электроэнергетика. Учитывая новые экологические стандарты, рынок сбыта, повторюсь, будет точно.

А что касается ресурсной базы, то здесь важнейшим фактором является то, что «Газпром» начал разрабатывать Ямал. То есть к тому сроку, о котором идет речь, вопроса, чем заполнить трубу, не будет. Получается, что будет новый ямальский газ и новый рост рынка в Южной Европе. В этом смысле время очень удачное, а разработка Ямала выглядит стратегической среднесрочной инвестицией, которая может дать очень хорошие позиции в будущем.

Михаил Корчемкин / директор консалтинговой компании East European Gas Analysis:

- Я бы здесь остановился на другом: на том, что проект South Stream не предназначен для получения дополнительной прибыли. А ведь «Газпром» таким образом потратит более $25 млрд. То есть эти инвестиции со стороны газового монополиста ничем не оправданы, они будут просто означать, что меньше денег останется на обеспечение устойчивого развития государства. Повторюсь, я не вижу никакой коммерческой выгоды ни для самого «Газпрома», ни для бюджета России: и для того, и для другого проект убыточен. В частности, «Газпром» будет вынужден бесприбыльно реэкспортировать чужой газ, для чего придется сократить сверхвыгодный экспорт российского газа. А реэкспорт чужого газа кроме всего прочего еще и не облагается таможенной пошлиной, что означает, что сократятся поступления в бюджет.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 436
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Сентябрь 2020: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30