"Газета": Доллару предложили подвинуться
Президент Дмитрий Медведев сформулировал идеи по реформированию мировой финансовой системы, которые он намерен представить на апрельском саммите G20 в Лондоне. Вчера эти предложения были опубликованы на сайте Кремля.
Один из основных посылов главы российского государства заключается в необходимости создания единой наднациональной резервной валюты. Ее эмитентом может стать как Международный валютный фонд (в этом случае резервная валюта будет создана на базе SDR - специальных прав заимствования, Special Drawing Rights), так и другой уже существующий или создаваемый международный финансовый институт. Появление единой валюты поможет странам с большими финансовыми резервами (например, России, Китаю, государствам Персидского залива) защитить их от колебания курса доллара, де-факто являющегося основной резервной валютой в настоящий момент.
Поддерживает Медведев и идею о наднациональном финансовом регуляторе, на роль которого претендует Форум финансовой стабильности (ФФС).
Кризис растащат по полюсам
Предложения России к саммиту «группы двадцати» пресс-служба президента опубликовала на следующий день после заявления Дмитрия Медведева, что от лондонского саммита он ждет «конкретных решений о реформировании международных финансовых организаций». Реформированию МВФ и Всемирного банка (ВБ) действительно уделено значительное место в антикризисных предложениях Медведева. Так, президент России будет продвигать идею увеличения квот развивающихся стран в капитале глобальных финансовых институтов. При этом Медведев настаивает на пересмотре формул расчета этих квот. По действующим формулам, России не светит серьезное увеличение квоты (а следовательно, и влияния на политику МВФ и ВБ) до 2016 года.
Антикризисные идеи Медведева не ограничиваются пересмотром принципов работы МВФ и ВБ. Он предлагает G20 определиться с новой архитектурой мировой финансовой системы. Ее очертания российскому президенту видятся следующим образом: «Прозрачность рынка, ответственность его участников, справедливое распределение рисков, совместимость деятельности национальных и международных институтов регулирования». При этом Медведев настаивает на повышении легитимности международных институтов регулирования рынка. В понятие «легитимность» российский президент закладывает «необходимость учитывать интересы широкого круга участников (рынка. - «Газета»)» и стран.
По сути, Дмитрий Медведев выступает за многополярность будущей финансовой системы, то есть отказа от доминирования Уолл-стрит. Чем больше появится региональных финансовых центров, в том числе и в Москве, тем будет лучше. Приветствует Медведев и расширение ФФС. Напомним, что министры финансов «двадцатки» в минувшие выходные одобрили вхождение в ФФС всех членов G20. По сути, ФФС становится наднациональным финансовым регулятором, политику которого смогут определять страны не только с развитой, но и с развивающейся экономикой. В том числе и Россия.
Доллар держит оборону
Ударом по позициям Уолл-стрит является и предложение Медведева о создании единой наднациональной резервной валюты. При этом глава российского государства готов отдать функцию ее эмитента МВФ.
Напомним, что с 1969 года фонд выпускает так называемые SDR. Это искусственное платежное средство, которое имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Ежедневный курс SDR рассчитается на основе долларовой стоимости корзины из четырех валют: американского доллара, евро, иены и фунта стерлингов (вчера 1 SDR стоил $1,4). Сфера применения SDR ограничена, что не позволяет этой валюте стать резервной в общемировом масштабе. Впрочем, Дмитрий Медведев готов обсуждать меры, которые позволят SDR стать «признанной всеми суперрезервной мировой валютой».
Даже если лидеры G20 одобрят инициативу Медведева, вряд ли процесс создания единой мировой валюты будет быстрым. «На это уйдет в лучшем случае пару лет», - уверен чиновник из аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова.При этом, по его словам, к идее создании единой валюты подталкивает нынешняя ситуация, когда большинство стран держат свои резервы в американской валюте, курс которой сейчас неустойчив.
Эксперты к возможному появлению единой мировой валюты относятся скептически. «Я не думаю, что эта идея сколько-нибудь реальна в нынешних условиях», - отмечает председатель совета директоров компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович. По его словам, если эмитентом окажется МВФ, то возникнет проблема обеспеченности валюты. «Фонд испытывает недостаток средств», - напоминает Голубович.
Скепсис коллеги разделяет старший экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский. «Вопрос о резервной валюте не самый актуальный. Гораздо важнее было бы обсудить создание механизмов по контролю за глобальной макроэкономической политикой, которые бы минимизировали возникновение новых финансовых пузырей», - уверен Струченевский.
Помощник президента Аркадий Дворкович, комментируя инициативы Дмитрия Медведева, отметил: «Мы не предлагаем сегодня и далеки от этого - просто взять все валюты и заменить какой-то новой. Но нужна дискуссия о том, можем ли мы постепенно двигаться к этой системе (с единой мировой валютой. - «Газета»)».
Нужна ли миру наднациональная валюта?
Виктор Ивантер / директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, доктор экономических наук:
- В принципе такой валютой является СДР. Да и вообще, я думаю, что наднациональная валюта нужна. Но вопрос заключается не в том, как она будет называться - хоть долларом. Ведь в свое время существовал переводной рубль, который использовался в странах СЭВ, но это же не был рубль в общепринятом его понимании. Использование наднациональной валюты - это один из возможных вариантов реформирования международной валютной системы. Одновременно может быть использована мультивалютная система, но здесь всегда возникает такой момент, как пересчитывать национальные валюты в международную валюту. Мне представляется, что сегодня очень важно не ограничивать спектр обсуждения какой-либо одной концепцией. Нужно рассматривать целый ряд подходов, главное - понимать последствия.
Причем совершенно ясно, что введение любой наднациональной валюты - это некоторый удар по благополучию США.
Дмитрий Орлов / гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Очевидно, что с распадом Бреттон-Вудской системы и кризисом сегодняшней системы валютного регулирования и соотношения валют нужен новый механизм, который позволял бы осуществлять эффективную финансово-кредитную и денежную политику. Ведь с учетом того, что сегодня нет единого и ясного критерия соотношения ценности валют, соотношение курсов валют зачастую определяется ситуативными соображениями. И даже такие, казалось бы, устойчивые институты, как Федеральная резервная система и крупнейшие американские банки, оказались не слишком эффективными в условиях кризиса.
Поэтому, я полагаю, предложения президента Медведева относительно наднациональной валюты логично и естественно. Вопрос в том, насколько серьезной поддержкой они будут пользоваться у других участников саммита.
Сергей Дробышевский / руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода:
- В силу того, что подробности предложений мне неизвестны, отвечу, что пока, в настоящей мировой экономической и финансовой архитектуре, нет. Мне кажется, что в большей степени сейчас наблюдается призыв к тому, чтобы каким-то образом поднять статус и значение МВФ. А вот потом, если это уже удастся, можно будет говорить и о том, что данная организация будет эмитировать какую-то валюту, которая будет признаваться всем миром. Поскольку в текущих условиях МВФ не может предложить ничего, что могло бы быть признано сильнее и привлекательнее доллара, евро, иены и так далее.
С другой стороны, в начале 80-х годов было трудно себе представить, что будет существовать евро: для этого не было объективных предпосылок. Однако некоторое движение в эту сторону было, и исключать такой возможности в будущем было нельзя.
Александр Мурычев / первый исполнительный вице-президент РСПП, доктор экономических наук:
- Конечно, данный вопрос вошел сегодня в активную дискуссию, потому что доллар с учетом сложившейся ситуации начал сильно слабеть. Хотя пока он остается единственной международной валютой, так как тот же евро пока с долларом сравниться не может (в большей степени он все-таки сейчас имеет европейское значение). Тем не менее то, что Дмитрий Медведев заявил о возможности строительства наднациональной валюты, мне кажется взглядом в будущее. Ведь это как раз означает поиск замены доллару.
Причем я бы сейчас сосредоточил особенное внимание на региональных валютах, а здесь можно выделить как юань, так и рубль. Наверное, мы должны стремиться к укреплению позиций собственной валюты, а потому вопросы, связанные, в частности, со стратегическим сырьем, должны постепенно переводиться на торговлю в рублевом эквиваленте.
Борис Кашин / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция КПРФ), член-корреспондент РАН:
- Она была бы вполне востребована, если бы существовали реальные механизмы ее запуска в оборот и управления процессом. Но на самом деле я бы говорил сейчас о другом. У нас иногда прослеживается такая тенденция, когда амбиции превышают наши возможности. А в нынешнем положении стоило бы больше думать о собственной валюте.
Что еще предложил Медведев
Разработать и принять стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых стало бы обязательным для стран - эмитентов резервных валют. Обеспечить «процикличность» денежно-финансовой политики. Выработать глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе - Standard Universal Regulatory Framework. Например, единый стандарт финансовой (возможно, и бухгалтерской) отчетности, регулярный обмен информацией о финансовых институтах и сделках, стандарты деятельности рейтинговых агентств.
Один из основных посылов главы российского государства заключается в необходимости создания единой наднациональной резервной валюты. Ее эмитентом может стать как Международный валютный фонд (в этом случае резервная валюта будет создана на базе SDR - специальных прав заимствования, Special Drawing Rights), так и другой уже существующий или создаваемый международный финансовый институт. Появление единой валюты поможет странам с большими финансовыми резервами (например, России, Китаю, государствам Персидского залива) защитить их от колебания курса доллара, де-факто являющегося основной резервной валютой в настоящий момент.
Поддерживает Медведев и идею о наднациональном финансовом регуляторе, на роль которого претендует Форум финансовой стабильности (ФФС).
Кризис растащат по полюсам
Предложения России к саммиту «группы двадцати» пресс-служба президента опубликовала на следующий день после заявления Дмитрия Медведева, что от лондонского саммита он ждет «конкретных решений о реформировании международных финансовых организаций». Реформированию МВФ и Всемирного банка (ВБ) действительно уделено значительное место в антикризисных предложениях Медведева. Так, президент России будет продвигать идею увеличения квот развивающихся стран в капитале глобальных финансовых институтов. При этом Медведев настаивает на пересмотре формул расчета этих квот. По действующим формулам, России не светит серьезное увеличение квоты (а следовательно, и влияния на политику МВФ и ВБ) до 2016 года.
Антикризисные идеи Медведева не ограничиваются пересмотром принципов работы МВФ и ВБ. Он предлагает G20 определиться с новой архитектурой мировой финансовой системы. Ее очертания российскому президенту видятся следующим образом: «Прозрачность рынка, ответственность его участников, справедливое распределение рисков, совместимость деятельности национальных и международных институтов регулирования». При этом Медведев настаивает на повышении легитимности международных институтов регулирования рынка. В понятие «легитимность» российский президент закладывает «необходимость учитывать интересы широкого круга участников (рынка. - «Газета»)» и стран.
По сути, Дмитрий Медведев выступает за многополярность будущей финансовой системы, то есть отказа от доминирования Уолл-стрит. Чем больше появится региональных финансовых центров, в том числе и в Москве, тем будет лучше. Приветствует Медведев и расширение ФФС. Напомним, что министры финансов «двадцатки» в минувшие выходные одобрили вхождение в ФФС всех членов G20. По сути, ФФС становится наднациональным финансовым регулятором, политику которого смогут определять страны не только с развитой, но и с развивающейся экономикой. В том числе и Россия.
Доллар держит оборону
Ударом по позициям Уолл-стрит является и предложение Медведева о создании единой наднациональной резервной валюты. При этом глава российского государства готов отдать функцию ее эмитента МВФ.
Напомним, что с 1969 года фонд выпускает так называемые SDR. Это искусственное платежное средство, которое имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Ежедневный курс SDR рассчитается на основе долларовой стоимости корзины из четырех валют: американского доллара, евро, иены и фунта стерлингов (вчера 1 SDR стоил $1,4). Сфера применения SDR ограничена, что не позволяет этой валюте стать резервной в общемировом масштабе. Впрочем, Дмитрий Медведев готов обсуждать меры, которые позволят SDR стать «признанной всеми суперрезервной мировой валютой».
Даже если лидеры G20 одобрят инициативу Медведева, вряд ли процесс создания единой мировой валюты будет быстрым. «На это уйдет в лучшем случае пару лет», - уверен чиновник из аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова.При этом, по его словам, к идее создании единой валюты подталкивает нынешняя ситуация, когда большинство стран держат свои резервы в американской валюте, курс которой сейчас неустойчив.
Эксперты к возможному появлению единой мировой валюты относятся скептически. «Я не думаю, что эта идея сколько-нибудь реальна в нынешних условиях», - отмечает председатель совета директоров компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович. По его словам, если эмитентом окажется МВФ, то возникнет проблема обеспеченности валюты. «Фонд испытывает недостаток средств», - напоминает Голубович.
Скепсис коллеги разделяет старший экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский. «Вопрос о резервной валюте не самый актуальный. Гораздо важнее было бы обсудить создание механизмов по контролю за глобальной макроэкономической политикой, которые бы минимизировали возникновение новых финансовых пузырей», - уверен Струченевский.
Помощник президента Аркадий Дворкович, комментируя инициативы Дмитрия Медведева, отметил: «Мы не предлагаем сегодня и далеки от этого - просто взять все валюты и заменить какой-то новой. Но нужна дискуссия о том, можем ли мы постепенно двигаться к этой системе (с единой мировой валютой. - «Газета»)».
Нужна ли миру наднациональная валюта?
Виктор Ивантер / директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН, доктор экономических наук:
- В принципе такой валютой является СДР. Да и вообще, я думаю, что наднациональная валюта нужна. Но вопрос заключается не в том, как она будет называться - хоть долларом. Ведь в свое время существовал переводной рубль, который использовался в странах СЭВ, но это же не был рубль в общепринятом его понимании. Использование наднациональной валюты - это один из возможных вариантов реформирования международной валютной системы. Одновременно может быть использована мультивалютная система, но здесь всегда возникает такой момент, как пересчитывать национальные валюты в международную валюту. Мне представляется, что сегодня очень важно не ограничивать спектр обсуждения какой-либо одной концепцией. Нужно рассматривать целый ряд подходов, главное - понимать последствия.
Причем совершенно ясно, что введение любой наднациональной валюты - это некоторый удар по благополучию США.
Дмитрий Орлов / гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Очевидно, что с распадом Бреттон-Вудской системы и кризисом сегодняшней системы валютного регулирования и соотношения валют нужен новый механизм, который позволял бы осуществлять эффективную финансово-кредитную и денежную политику. Ведь с учетом того, что сегодня нет единого и ясного критерия соотношения ценности валют, соотношение курсов валют зачастую определяется ситуативными соображениями. И даже такие, казалось бы, устойчивые институты, как Федеральная резервная система и крупнейшие американские банки, оказались не слишком эффективными в условиях кризиса.
Поэтому, я полагаю, предложения президента Медведева относительно наднациональной валюты логично и естественно. Вопрос в том, насколько серьезной поддержкой они будут пользоваться у других участников саммита.
Сергей Дробышевский / руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода:
- В силу того, что подробности предложений мне неизвестны, отвечу, что пока, в настоящей мировой экономической и финансовой архитектуре, нет. Мне кажется, что в большей степени сейчас наблюдается призыв к тому, чтобы каким-то образом поднять статус и значение МВФ. А вот потом, если это уже удастся, можно будет говорить и о том, что данная организация будет эмитировать какую-то валюту, которая будет признаваться всем миром. Поскольку в текущих условиях МВФ не может предложить ничего, что могло бы быть признано сильнее и привлекательнее доллара, евро, иены и так далее.
С другой стороны, в начале 80-х годов было трудно себе представить, что будет существовать евро: для этого не было объективных предпосылок. Однако некоторое движение в эту сторону было, и исключать такой возможности в будущем было нельзя.
Александр Мурычев / первый исполнительный вице-президент РСПП, доктор экономических наук:
- Конечно, данный вопрос вошел сегодня в активную дискуссию, потому что доллар с учетом сложившейся ситуации начал сильно слабеть. Хотя пока он остается единственной международной валютой, так как тот же евро пока с долларом сравниться не может (в большей степени он все-таки сейчас имеет европейское значение). Тем не менее то, что Дмитрий Медведев заявил о возможности строительства наднациональной валюты, мне кажется взглядом в будущее. Ведь это как раз означает поиск замены доллару.
Причем я бы сейчас сосредоточил особенное внимание на региональных валютах, а здесь можно выделить как юань, так и рубль. Наверное, мы должны стремиться к укреплению позиций собственной валюты, а потому вопросы, связанные, в частности, со стратегическим сырьем, должны постепенно переводиться на торговлю в рублевом эквиваленте.
Борис Кашин / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция КПРФ), член-корреспондент РАН:
- Она была бы вполне востребована, если бы существовали реальные механизмы ее запуска в оборот и управления процессом. Но на самом деле я бы говорил сейчас о другом. У нас иногда прослеживается такая тенденция, когда амбиции превышают наши возможности. А в нынешнем положении стоило бы больше думать о собственной валюте.
Что еще предложил Медведев
Разработать и принять стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых стало бы обязательным для стран - эмитентов резервных валют. Обеспечить «процикличность» денежно-финансовой политики. Выработать глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе - Standard Universal Regulatory Framework. Например, единый стандарт финансовой (возможно, и бухгалтерской) отчетности, регулярный обмен информацией о финансовых институтах и сделках, стандарты деятельности рейтинговых агентств.