Нелегальный лесной бизнес — следствие пренебрежения власти к работникам лесных служб

Вторник, 2 ноября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

"На сегодняшний день около трети доходов от лесопользования уходит в нелегальный бизнес — по крайней мере, в Центральном федеральном округе". Об этом сообщил и.о. начальника ГУ МВД России по Центральному федеральному округу Александр Криушев. По мнению Гринпис, основной причиной такого размаха незаконных рубок является пренебрежение властей к работникам леса.

Информация МВД основывается на результатах проводимой правоохранительными органами операции "Лес", направленной специально на выявление фактов незаконной заготовки древесины и иных правонарушений в лесном секторе. Эта операция, по сообщениям СМИ, охватывает территории Тверской, Брянской, Смоленской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Владимирской областей. При этом масштабы ее достаточно велики, чтобы считать полученные данные о распределении доходов между "легальным" и "нелегальным" лесным бизнесом вполне достоверными.
По оценке Гринпис, приводимые МВД цифры близки к реальности. При этом похожая ситуация складывается не только в Центральном федеральном округе, но и в большинстве других округов (в некоторых из них, например, в Дальневосточном, положение может быть еще хуже). Даже в относительно благополучном Северо-Западном федеральном округе масштабы незаконной заготовки леса кажутся относительно незначительными лишь на фоне больших объемов "законных" рубок.
Вне всякого сомнения, незаконная заготовка леса представляет собой значительное зло с любой точки зрения. Масштаб наносимого ею ущерба природе лесов, лесному хозяйству, экономике страны настолько велик, что с ним нельзя не считаться. В чем же корень этого зла, и что надо сделать в первую очередь, чтобы уменьшить его масштабы?
Одна из самых важных причин такого размаха нелегального лесного бизнеса — то, что большинство граждан России воспринимают лес как бесхозное имущество, которое некому охранять и до которого практически никому в стране нет никакого дела. А потому большинство тех, кто незаконно рубит лес, полностью уверено в своей абсолютной безнаказанности. И это несмотря на то, что в России имеется самая большая в мире государственная лесная служба, а количество работников лесной охраны в пересчете на единицу лесной площади столь же велико, как и в странах Западной Европы (где незаконные рубки — исключительно редкое явление).
Дело в том, что работники лесной охраны поставлены в такие условия работы, что они просто вынуждены вместо того, чтобы охранять вверенный им лес, заниматься рубками и другими хозяйственными работами. В противном случае, зарплата лесника-обходчика составляла бы в среднем около 800 рублей в месяц. Возможно, государственным чиновникам кажется, что на эти деньги кто-то может прожить. Но ожидать, что работник лесной охраны за эту зарплату будет добросовестно и часто с риском для жизни охранять вверенное ему имущество стоимостью во многие миллионы рублей — по меньшей мере, наивно.
Кроме того, работники государственной лесной службы полностью дезориентированы и деморализованы чередой хаотических реформ лесной службы, начавшейся с упразднения Федеральной службы лесного хозяйства 17 мая 2000 года. С тех пор никто из руководителей государства ни разу не сказал четко и ясно, в каком виде дальше будут существовать низовые звенья лесной службы — лесхозы и лесничества. Фактически уже четыре с половиной года работники леса живут в постоянном ожидании собственного увольнения. Любому здравомыслящему человеку понятно, что это не способствует эффективной работе. Многие наиболее квалифицированные лесные работники, отчаявшись дождаться сколько-нибудь разумных изменений в работе лесной службы, за последние годы просто ушли.
Сейчас к этому всему добавляется еще и ожидание новых непонятных перемен. Правительством готовится новый Лесной кодекс — причем готовится практически в тайне от специалистов лесного хозяйства — тех самых лесничих и лесников, которые все еще охраняют леса и организуют лесное хозяйство, несмотря на столь пренебрежительное отношение к ним со стороны государства. В проекте кодекса лесхозы и лесничества, равно как и какие-нибудь другие местные органы лесной службы, даже не упоминаются. Другими словами, кодекс еще довольно далек от принятия, а работники леса уже знают: их судьба опять окажется в руках каких-то неизвестных чиновников, которые на тот момент будут руководить лесным хозяйством.
Таким образом, очевидно, что пока такое пренебрежительное отношение государства к работникам леса будет сохраняться, проблему незаконных рубок решить будет невозможно. Люди, которые отвечают за охрану леса, должны быть уверены в своем будущем, должны видеть, что они нужны государству. Тогда и их отношение к собственной работе начнет меняться.

Координатор Лесной кампании Гринпис России Алексей Ярошенко

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1803
Рубрика: Бумпром и Леспром


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003