Российские металлурги приостанавливают производство
Крупнейшие металлургические заводы приостанавливают производство. В условиях мирового кризиса спрос на металлы упал, цены поползли вниз. Где собираются искать покупателей и новые рынки сбыта отечественные металлурги?
"Сейчас металлургические комбинаты работают где-то на 20-30% от того объема, на который рассчитаны. А сырьем являются те запасы, которые были образованы в осенний период",- рассказывает о сложной ситуации на предприятии заместитель генерального директора ЗАО «Втормет» Юрий Воронцов.
Новолипецкий металлургический остановил три из пяти своих домен. Столько же потушили в Магнитогорске. Evraz Group вывел «из игры» печь на Западно-Сибирском комбинате. "Северсталь" - в Череповце.
Потушить огонь – крайняя мера для металлургов, поскольку зажечь его заново – слишком затратный и технологически сложный процесс. Однако в нынешних условиях многие металлурги на это пошли.
Весной и летом цены на металлы росли как грибы после дождя. Сверхприбылями металлурги распорядились с размахом - потратили на крупные покупки. Так, к примеру, Роман Абрамович, крупнейший акционер "Евраза" купил долю в китайском сталепроизводителе. "Северсталь" Алексея Мордашова провела три сделки в Америке. А Олег Дерипаска, глава "Русала", купил долю Михаила Прохорова в "Норильском Никеле".
Надеясь на дальнейший рост, потребители и посредники накапливали запасы. Однако из-за кризиса строители и автоконцерны стали сокращать заказы, цены поползли вниз. И массовые панические распродажи излишков лишь ускорили это падение.
"Они были готовы продавать сталь практически за любые деньги. Кстати говоря, в этом и состоит причина резкого падения цен. Продавали за гораздо белее низкую цену, чем та, за которую купили. Во многих случаях ниже, чем себестоимость в среднем на мировом рынке. Просто чтоб получить хоть какой-то кэш",- поясняет начальник управления стратегического планирования ОАО "Северсталь" Андрей Лаптев.
Была надежда, что Китай вытянет спрос. Но и там рост производства - минимальный за пять лет. И российские металлурги меняют свои бумаги на помощь государства. Кроме пакетов собственных акции компании предлагают бюджету стать основным антикризисным клиентом – закупать сырье в Росрезерв. По мнению бизнеса, сделка честная.
"Она выгодна и для предприятия на данном этапе, и будет выгодна для государства, когда цены на металлы вырастут. Государство тоже не останется в накладе",- убежден гендиректор ГМК "Норильский никель" Владимир Стржалковский.
Правительство в далекую прибыль не верит. В Белом доме считают, не так надо спасать металлургию. "Нельзя закупить металл - нет таких нужд. Вот если создать понятные комплексы мер, которые можно реализовать в секторах спроса. Если государство сможет предоставить свой спрос – в железную дорогу, строительство мостов, поддержку трубопроводных проектов, - то тогда это и есть самое главное, что нужно металлургам", - считает министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
Есть еще один вариант спасения – захватывать новые рынки. Например, Ближний Восток и Турцию, где традиционно была сильна Украина. "К сожалению, им сейчас приходится совсем плохо. И выживание стоит под вопросом. Но в ситуации, когда надо спасать отечественного сталепроизводителя, я считаю, что именно экспансия в эти регионы является жизненно необходимой для наших компаний",- выразил свою точку зрения аналитик ИФК "Метрополь" Максим Худалов.
Момент истины настанет весной. К марту-апрелю запасы на складах закончатся. Но заработает ли производство? Металлургия – начальное звено промышленной цепи. И когда в этом секторе начнется восстановление, можно будет с уверенностью сказать, что экономический кризис пройден.