Обзор прессы от 11 июля 2006 г
Газета "Санкт-Петербургские ведомости" (Санкт-Петербург) рассказала, что возобновление строительства домов из дерева наряду с внедрением новых технологий переработки поможет возродить лесную отрасль.
Пристальное внимание властей и общественности к лесным вопросам не случайно. В то время как топливно-энергетический комплекс исчерпывает потенциал локомотива роста отечественной экономики, специалисты считают, что именно лес может стать одним из важнейших рычагов удвоения ВВП.
Чем дальше в лес...
Отраслевое удвоение может произойти уже через 5 лет после организации грамотного ведения лесного хозяйства. Так считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александр Беляков. По его словам, реформа позволит ежегодно получать лесной продукции не на сегодняшние 280 - 300 млрд. рублей, а на 560 - 600 млрд. рублей. В перспективе, через 25 лет, эта сумма достигла бы уже 3600 млрд. рублей. Причем прибыль шла бы государству от лесных возобновляемых ресурсов, а не от продажи нефти и газа, месторождения которых не вечны.
Между тем эти перспективы пока достаточно далеки от реального воплощения. Достаточно сказать, что доля России (где 60% территории занимают леса, а на каждого жителя приходится 600 кв. метров лесных земель) в мировой торговле лесом за последние 20 лет снизилась с 18% до 2%. По запасам лесных богатств Россия и сегодня лидирует в мире, входя в четверку стран, обладающих половиной всех лесов. 22% приходится на Российскую Федерацию, 16% - на Бразилию, 7% - на Канаду и 6% - на США. Тем не менее при ежегодном приросте леса в 1 млрд. кубометров в России заготавливается не более 160 - 180 млн. кубометров древесины в год.
"Потенциал лесного сектора используется не более чем на 15 - 23%", - констатирует депутат Госдумы РФ, председатель подкомитета по лесным ресурсам Владимир Крупчак. По его данным, без экологического ущерба в нашей стране можно заготавливать более 550 млн. кубометров древесины в год и выпускать из нее продукции на 100 - 120 млрд. долларов. Пока же продукции производят лишь на 11 млрд. долларов. А ведь в наших лесах есть много пород, обладающих уникальными потребительскими свойствами (кедр, лиственница, граб, северные ель и сосна), что значительно повышает конкурентоспособность наших лесных ресурсов и продукции на мировом рынке.
Отечественный лесной сектор имеет и другие конкурентные преимущества. Такие как относительно дешевые трудовые ресурсы, газ и электроэнергия, растущий рынок потребления товаров из древесины. Но при этом практически все отрасли лесного комплекса находятся в кризисном состоянии. За последние 15 лет заготовка древесины в нашей стране уменьшилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов - в 3,5 раза.
Дороги и воры
Кризис лесной отрасли спровоцирован многими факторами. Наиболее серьезный среди них можно традиционно назвать одним словом: "Воруют".
"Официальная статистика показывает снижение уровня продажи пиломатериалов, что может быть интерпретировано как увеличение роли теневого сектора рынка", - утверждает заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов. Так, по данным Фонда дикой природы, до 35% древесины, заготовленной в европейской части России, и около 50% на Дальнем Востоке имеют незаконное происхождение. Особенно процветает теневой оборот леса, который браконьеры валят для вывоза в Китай.
Но незаконная продажа наших лесных богатств далеко не единственная причина упадка лесного хозяйства. Достаточно сказать, что реструктуризация и модернизация лесопереработки в России отстает в сравнении с Канадой, США, Японией, странами Западной Европы на 20 - 30 лет, а система управления лесами и правовая инфраструктура не отвечают международным стандартам и требованиям современности. Готовящийся к выходу в свет в третьем чтении Лесной кодекс РФ ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Как отмечает председатель правления РАО "Бумпром" Владимир Чуйко, одним из пробелов этого документа является отсутствие реальных механизмов, которые бы позволили бороться с незаконными рубками леса рыночными методами. По его мнению, принятие нового Лесного кодекса РФ в предложенной редакции неизменно приведет к снижению конкурентоспособности нашей промышленности, поскольку в результате роста арендной платы и возложения на лесопользователей обязанностей по ведению лесного хозяйства увеличатся издержки лесозаготовительного производства.
Еще одним бичом лесозаготовителей становится его транспортировка. Дорог для вывоза леса катастрофически не хватает. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ Валерий Рощупкин подчеркивает, что на тысячу гектаров лесных земель в России приходится лишь 1,2 км дорог, что в 10 - 20, а порой в 40 раз меньше, чем в Северной Европе и в Северной Америке. Увеличение заготовок древесины даже со 180 до 250 млн. кубометров в год потребует строительства 7,6 тыс. км новых дорог. На это потребуется порядка 11 млрд. рублей.
Древесина поспела и перезрела
Тормозом развития лесной отрасли являются, по мнению лесопромышленников, избыточные ограничения в лесопользовании. По их мнению, если даже в таких странах, как Швеция, Финляндия, Канада и США, разрешается эксплуатировать от 90% до 98% лесного фонда, то в России - только 42%. В результате этих ограничений из пользования исключается до 20 млрд. кубометров леса, то есть более 45% от объема спелой и перестоявшей древесины.
Кстати, за последние несколько десятилетий качественный состав российских лесов значительно ухудшился. В частности, снизился практически в полтора раза запас хвойных пород: на них в основном ориентированы отечественные переработчики. Поэтому в ближайшие три года необходимо удвоить посадку лесов с улучшенными генетическими свойствами и даже заложить новые леса (кстати, это в рамках требований Киотского протокола).
Впрочем, и низкосортным лесом не стоило бы пренебрегать: он приносит неплохой доход при механической и химической переработке. Но такую переработку обеспечивает целлюлозно-бумажная промышленность, в лесоперерабатывающем комплексе самая капиталоемкая. За последние 15 лет эта промышленность практически не развивалась. В стране не было построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината. Да и другие перерабатывающие предприятия возводились в очень небольших количествах. Например, за эти годы было открыто лишь несколько заводов по переработке отходов леса в древесностружечные плиты, несколько фанерных комбинатов.
Нерешенных задач у лесопромышленного комплекса сегодня немало. Какой же есть выход из сложившейся ситуации? Что необходимо сделать, чтобы российский лес было выгодно перерабатывать в нашей стране? Выдвинутая Германом Грефом программа повышения экспортных пошлин на древесину не вызвала у лесопромышленников большого энтузиазма. Пока что ужесточение мер, направленных против экспорта "кругляка", сделало невыгодным только экспорт сырого леса, но не создало условий для лесопереработки...
Где взять инвестора
Ясно, что для развития ЛПК нужны огромные инвестиции. По мнению председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Натальи Комаровой, глубокая лесоперера-ботка требует 200 млн. долларов инвестиций в одно предприятие - и даже более. При этом необходимо, чтобы лесной бизнес легализовал свои доходы.
А. Беляков убежден, что без государственной поддержки добиться высоких результатов невозможно. Необходим механизм, при котором лес на корню можно было бы закладывать в банках под привлечение инвестиций. Тогда ежегодно вложения будут исчисляться в миллиардах долларов. В законодательную базу очень нужно ввести положение о лесных концессиях - для привлечения особо крупных инвестиции при освоении лесных массивов. Ведь это дело связано с большим риском.
Но если привлечь крупных инвесторов пока еще очень непросто, то создать небольшие деревообрабатывающие производства с участием иностранного капитала и сроком окупаемости не более 3 - 4 лет сегодня вполне реально. Так считает директор по развитию бизнеса ОАО "Архангельский ЦБК" Наталья Пинягина. Это могли бы быть предприятия по производству древесных плит, пиломатериалов, картонной упаковки, по строительству деревянных домов.
О последнем следует сказать особо. За несколько минувших десятилетий доля деревянного домостроения сократилась в 40 раз. Виной тому - мнение о древесине как непрочном и недолговечном материале. Этот миф сложился в середине XX века, когда щитовые дома, изготовленные заводским способом, становились непригодными уже через несколько лет. Между тем, не говоря уже о технике старинного русского деревянного зодчества, когда дома стояли по нескольку веков, созданы и современные технологии, позволяющие развивать массовое деревянное домостроение. Правда, созданы они в скандинавских странах, США и Канаде. Но и для нас сегодня это огромная перспектива, полагает директор по развитию лесных и деревообрабатывающих комплексов корпорации "Илим Палп" Дмитрий Чуйко.
В России происходят массовые переселения работников с Севера, закончивших свои контракты. Есть задача обеспечения жильем военнослужащих. Все это и может сделать качественные деревянные дома востребованными. Более того, обширные рынки для такого жилья можно найти в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.
Так что перспективы развития отечественного лесопромышленного комплекса неоспоримы. Одной из позитивных перемен сегодняшнего дня стало, например, "обнуление" ставок импортных пошлин на ввоз в Россию не имеющего отечественных аналогов высокотехнологичного оборудования для обработки леса. Это создает основу для модернизации лесопромышленных предприятий и вселяет надежду на лучшее будущее.
Пристальное внимание властей и общественности к лесным вопросам не случайно. В то время как топливно-энергетический комплекс исчерпывает потенциал локомотива роста отечественной экономики, специалисты считают, что именно лес может стать одним из важнейших рычагов удвоения ВВП.
Чем дальше в лес...
Отраслевое удвоение может произойти уже через 5 лет после организации грамотного ведения лесного хозяйства. Так считает председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александр Беляков. По его словам, реформа позволит ежегодно получать лесной продукции не на сегодняшние 280 - 300 млрд. рублей, а на 560 - 600 млрд. рублей. В перспективе, через 25 лет, эта сумма достигла бы уже 3600 млрд. рублей. Причем прибыль шла бы государству от лесных возобновляемых ресурсов, а не от продажи нефти и газа, месторождения которых не вечны.
Между тем эти перспективы пока достаточно далеки от реального воплощения. Достаточно сказать, что доля России (где 60% территории занимают леса, а на каждого жителя приходится 600 кв. метров лесных земель) в мировой торговле лесом за последние 20 лет снизилась с 18% до 2%. По запасам лесных богатств Россия и сегодня лидирует в мире, входя в четверку стран, обладающих половиной всех лесов. 22% приходится на Российскую Федерацию, 16% - на Бразилию, 7% - на Канаду и 6% - на США. Тем не менее при ежегодном приросте леса в 1 млрд. кубометров в России заготавливается не более 160 - 180 млн. кубометров древесины в год.
"Потенциал лесного сектора используется не более чем на 15 - 23%", - констатирует депутат Госдумы РФ, председатель подкомитета по лесным ресурсам Владимир Крупчак. По его данным, без экологического ущерба в нашей стране можно заготавливать более 550 млн. кубометров древесины в год и выпускать из нее продукции на 100 - 120 млрд. долларов. Пока же продукции производят лишь на 11 млрд. долларов. А ведь в наших лесах есть много пород, обладающих уникальными потребительскими свойствами (кедр, лиственница, граб, северные ель и сосна), что значительно повышает конкурентоспособность наших лесных ресурсов и продукции на мировом рынке.
Отечественный лесной сектор имеет и другие конкурентные преимущества. Такие как относительно дешевые трудовые ресурсы, газ и электроэнергия, растущий рынок потребления товаров из древесины. Но при этом практически все отрасли лесного комплекса находятся в кризисном состоянии. За последние 15 лет заготовка древесины в нашей стране уменьшилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов - в 3,5 раза.
Дороги и воры
Кризис лесной отрасли спровоцирован многими факторами. Наиболее серьезный среди них можно традиционно назвать одним словом: "Воруют".
"Официальная статистика показывает снижение уровня продажи пиломатериалов, что может быть интерпретировано как увеличение роли теневого сектора рынка", - утверждает заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Минэкономразвития РФ Всеволод Гаврилов. Так, по данным Фонда дикой природы, до 35% древесины, заготовленной в европейской части России, и около 50% на Дальнем Востоке имеют незаконное происхождение. Особенно процветает теневой оборот леса, который браконьеры валят для вывоза в Китай.
Но незаконная продажа наших лесных богатств далеко не единственная причина упадка лесного хозяйства. Достаточно сказать, что реструктуризация и модернизация лесопереработки в России отстает в сравнении с Канадой, США, Японией, странами Западной Европы на 20 - 30 лет, а система управления лесами и правовая инфраструктура не отвечают международным стандартам и требованиям современности. Готовящийся к выходу в свет в третьем чтении Лесной кодекс РФ ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Как отмечает председатель правления РАО "Бумпром" Владимир Чуйко, одним из пробелов этого документа является отсутствие реальных механизмов, которые бы позволили бороться с незаконными рубками леса рыночными методами. По его мнению, принятие нового Лесного кодекса РФ в предложенной редакции неизменно приведет к снижению конкурентоспособности нашей промышленности, поскольку в результате роста арендной платы и возложения на лесопользователей обязанностей по ведению лесного хозяйства увеличатся издержки лесозаготовительного производства.
Еще одним бичом лесозаготовителей становится его транспортировка. Дорог для вывоза леса катастрофически не хватает. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ Валерий Рощупкин подчеркивает, что на тысячу гектаров лесных земель в России приходится лишь 1,2 км дорог, что в 10 - 20, а порой в 40 раз меньше, чем в Северной Европе и в Северной Америке. Увеличение заготовок древесины даже со 180 до 250 млн. кубометров в год потребует строительства 7,6 тыс. км новых дорог. На это потребуется порядка 11 млрд. рублей.
Древесина поспела и перезрела
Тормозом развития лесной отрасли являются, по мнению лесопромышленников, избыточные ограничения в лесопользовании. По их мнению, если даже в таких странах, как Швеция, Финляндия, Канада и США, разрешается эксплуатировать от 90% до 98% лесного фонда, то в России - только 42%. В результате этих ограничений из пользования исключается до 20 млрд. кубометров леса, то есть более 45% от объема спелой и перестоявшей древесины.
Кстати, за последние несколько десятилетий качественный состав российских лесов значительно ухудшился. В частности, снизился практически в полтора раза запас хвойных пород: на них в основном ориентированы отечественные переработчики. Поэтому в ближайшие три года необходимо удвоить посадку лесов с улучшенными генетическими свойствами и даже заложить новые леса (кстати, это в рамках требований Киотского протокола).
Впрочем, и низкосортным лесом не стоило бы пренебрегать: он приносит неплохой доход при механической и химической переработке. Но такую переработку обеспечивает целлюлозно-бумажная промышленность, в лесоперерабатывающем комплексе самая капиталоемкая. За последние 15 лет эта промышленность практически не развивалась. В стране не было построено ни одного нового целлюлозно-бумажного комбината. Да и другие перерабатывающие предприятия возводились в очень небольших количествах. Например, за эти годы было открыто лишь несколько заводов по переработке отходов леса в древесностружечные плиты, несколько фанерных комбинатов.
Нерешенных задач у лесопромышленного комплекса сегодня немало. Какой же есть выход из сложившейся ситуации? Что необходимо сделать, чтобы российский лес было выгодно перерабатывать в нашей стране? Выдвинутая Германом Грефом программа повышения экспортных пошлин на древесину не вызвала у лесопромышленников большого энтузиазма. Пока что ужесточение мер, направленных против экспорта "кругляка", сделало невыгодным только экспорт сырого леса, но не создало условий для лесопереработки...
Где взять инвестора
Ясно, что для развития ЛПК нужны огромные инвестиции. По мнению председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Натальи Комаровой, глубокая лесоперера-ботка требует 200 млн. долларов инвестиций в одно предприятие - и даже более. При этом необходимо, чтобы лесной бизнес легализовал свои доходы.
А. Беляков убежден, что без государственной поддержки добиться высоких результатов невозможно. Необходим механизм, при котором лес на корню можно было бы закладывать в банках под привлечение инвестиций. Тогда ежегодно вложения будут исчисляться в миллиардах долларов. В законодательную базу очень нужно ввести положение о лесных концессиях - для привлечения особо крупных инвестиции при освоении лесных массивов. Ведь это дело связано с большим риском.
Но если привлечь крупных инвесторов пока еще очень непросто, то создать небольшие деревообрабатывающие производства с участием иностранного капитала и сроком окупаемости не более 3 - 4 лет сегодня вполне реально. Так считает директор по развитию бизнеса ОАО "Архангельский ЦБК" Наталья Пинягина. Это могли бы быть предприятия по производству древесных плит, пиломатериалов, картонной упаковки, по строительству деревянных домов.
О последнем следует сказать особо. За несколько минувших десятилетий доля деревянного домостроения сократилась в 40 раз. Виной тому - мнение о древесине как непрочном и недолговечном материале. Этот миф сложился в середине XX века, когда щитовые дома, изготовленные заводским способом, становились непригодными уже через несколько лет. Между тем, не говоря уже о технике старинного русского деревянного зодчества, когда дома стояли по нескольку веков, созданы и современные технологии, позволяющие развивать массовое деревянное домостроение. Правда, созданы они в скандинавских странах, США и Канаде. Но и для нас сегодня это огромная перспектива, полагает директор по развитию лесных и деревообрабатывающих комплексов корпорации "Илим Палп" Дмитрий Чуйко.
В России происходят массовые переселения работников с Севера, закончивших свои контракты. Есть задача обеспечения жильем военнослужащих. Все это и может сделать качественные деревянные дома востребованными. Более того, обширные рынки для такого жилья можно найти в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.
Так что перспективы развития отечественного лесопромышленного комплекса неоспоримы. Одной из позитивных перемен сегодняшнего дня стало, например, "обнуление" ставок импортных пошлин на ввоз в Россию не имеющего отечественных аналогов высокотехнологичного оборудования для обработки леса. Это создает основу для модернизации лесопромышленных предприятий и вселяет надежду на лучшее будущее.
Ещё новости по теме:
15:00
14:20