Что происходило с лесными пожарами в России в 2019 году. Голая статистика
Одна из самых обсуждаемых тем этого лета — пожары в Сибири. Согласно данным Google Трендов, в 2019-м люди интересуются этим вопросом даже больше чем в 2012-м, когда, по данным Greenpeace, в России сгорело более 10 миллионов гектаров леса.
Такого ажиотажа не было с 2004-года и это заметно не только по статистике поисковых запросов, но и по активности в соцсетях: фотографиям, хештегам, петициям, флешмобам. Сейчас, когда сезон лесных пожаров подошел к концу (примечание: текст был написан в начален сентября), самое время проанализировать ситуацию и посмотреть, чем же это лето выделялось среди других. А заодно рассказать о парочке полезных онлайн-инструментов для наблюдения за происходящим на планете.
При подготовке статьи были использованы графики и карты, сгенерированные на сайте Global Forest Watch. Сервисом можно пользоваться с помощью приложения Forest Watcher (Apple/Android). 1. Россия — лидер по количеству очагов возгораний в июле-августе 2019 года
1 миллион 260 тысяч 830 термоточек на территории России было зафиксировано спутниками c 1 июля по 1 сентября 2019 года. 18.12% от всех пожаров в мире (6 миллионов 956 тысяч 524).
Global Forest Watch Fires анализирует данные из системы NASA FIRMS (Fire Information for Resource Management Sytem). Она собирает информацию с помощью спектрорадиометра MODIS (Moderate-Resolution Imaging Spectroradiometer), который находится на борту спутников Terra (запущен в 1999 год) и Aqua (2002 год), а также инфракрасного радиометра VIIRS (Visible Infrared Imaging Radiometer Suite (VIIRS)), который работает на спутнике Suomi-NPP (2011 год). 2. Масштабы сибирских пожаров сравнимы с бразильскими
В лесах Амазонии за этот же период больше всего очагов возгорания обнаружено в Бразилии (588 233) и Боливии (180 791). 10.92% от мировых пожаров сконцентрировались на 6.41% площади суши. И в отличие от России, бедствие ещё в самом разгаре (сезон дождей начнётся в октябре).
Точность определения координат огня у сканера VIIRUS — 375 метров, а у MODIIS — 1 км. Над каждой точкой планеты спутники проходят 1–2 раз в сутки, в зависимости от широты. Точность определения очагов возгорания очень высокая, доля ложных срабатываний снизилась с 1/10 (сразу после запуска проекта) до 1/1000, но на официальном сайте системы сбора данных о пожарах firms.modaps.eosdis.nasa.gov есть предупреждение о том, что облака могут мешать обнаружению новых очагов возгорания. 3. Самая высокая плотность термоточек этим летом в Африке, неподалеку от экватора
3 144 441 очаг возгорания или 45.2% от всех в мире приходятся всего лишь на 5 стран Африки (ДР Конго — 1 032 183, Ангола — 975365, Замбия — 568054, Мозамбик — 338284, Танзания — 230555), которые занимают площадь 6 миллионов 091 тысячу 295 квадратных километров (4% от площади суши).
Пожары в саваннах — это норма для конца каждого сухого сезона. Местное население не только не предпринимает никаких попыток их тушить, но и активно разводит костры. Травы и кустарники регулярно уничтожают таким образом уже тысячи лет, чтобы освободить место под пашни и пастбища.
Ангола на карте вся пылает огнем, но такое повторяется из года в год весь период исследований NASA. Вернее, около 7 миллионов лет до этого, с момента появления саванн в этом районе. 4. 2019 год далеко НЕ лидер по количеству зафиксированных очагов возгорания в России
Если взглянуть на диаграмму с количеством термоточек за всё время исследований, то можно увидеть, что с 2001 года было шесть сезонов, когда по всей России пожаров было гораздо больше.
Почему же в этот раз они привлекли к себе столько внимания? На это есть две основные причины.
На графике отображаются только пожары, зафиксированные MODIS, а на других изображениях — MODIS+VIIRUS, поэтому цифры несколько разные. 5. Пожары в Сибири были неравномерно распределены по сезону (причина #1)
В конце мая, июне и начале июля число обнаруженных термоточек было в несколько раз ниже нормы. Но уже с конца июля до начала сентября количество очагов возгорания на территории России в 1.5–2 раза превышает среднее значение за 18 лет.
В целом, с мая по сентябрь пожаров было столько же, сколько и в предыдущие годы. Но, по стечению обстоятельств, большинство из них пришлись на один месяц.
Обратите внимание, что последние пару недель показатели уже снова значительно ниже пунктирной линии. Проблема отступает. 6. 9 из 10 пожаров в России возникали всего в трех регионах (причина #2)
1 миллион 086 тысяч 674 из 1 миллиона 260 тысяч 830 очагов возгорания (86.19%) сконцентрировались всего лишь в трех регионах — Якутия, Красноярский край и Иркутская область. Они занимают более трети территории страны (36.35%), но там проживает только 4.25% россиян (для сравнения: в Москве 8.59%, а в Московской области 5.18%).
Но если быть точнее, то больше всего огня приняла на себя относительно небольшая по площади территория.
610 886 очагов возгорания (48.45% от всех в России) были зарегистрированы в шести районах — Катангском (132 010) и Киренском (78 102) в Иркутской области, Байкитском (130 698) и Тунгусско-Чунском (113493) в Красноярском крае, Жиганском (84 693) и Верхоянском (78 801) улусах в Якутии. Их совокупная площадь — 674 239 квадратных километра или 3.94% от площади России.
Сегодня, Байкитский и Тунгусско-Чунском районы упразднены (они входили в состав Эвенкийского автономного округа), но из базы данных NASA их пока не удалили и для наглядности в статье использованы последние данные об их площади (102000 и 111600 квадратных километров) и населении (5336 и 3479).
В этих шести районов, в которых происходило почти половина всех пожаров, проживает 71 655 человек или около 0.05% от населения России (данные по упраздненным территориям из середины нулевых. Сейчас, вероятно, ещё меньше).
Максимальная концентрация термоточек наблюдается в далеких от цивилизации местах. Например, село Ербогачен (центр Катангского района Иркутской области, лидера среди районов по числу возгораний) находится в 1503 км от Иркутска (для сравнения: от Москвы до Перми — 1438 км по железной дороге).
Стоит отметить, в Иркутской области количество термоточек в 2019 близко к рекордному за 20 лет наблюдений (почти на уровне 2003 года). А для Красноярского края это лето тоже одно из самых неудачных (после 2012 и 2016). И как ни странно, в этих двух расположенных рядом регионах пик пожаров часто не совпадает и приходится на разные сезоны. Например, в 2003 году в Красноярском крае количество зарегистрированных было одно из самых низких, а в Иркутской области, наоборот, аномально высоким.
А этим летом, как видите, «повезло», как будто у природы сломался рандом и весь огонь, который обычно распределяется по всей стране и на весь сезон, сконцентрировался в одном месте и в одно время. Комбинация этих факторов и способствовала образованию аномального смога, который и вызвал столько беспокойства. 8. В начале августа на большей части территории России наблюдался аномальный уровень содержания угарного газа в атмосфере
На сайте NASA«s AIRS есть карта, на которой в режиме реального времени отображается концентрация угарного газа (CO) в разных точках планеты. Согласно данным сайта safefiredirect.co.uk, идеальное значение этого параметра ниже 35 PPM (Points per Million), а при 100PPM уже наблюдается головная боль, одышка и слабость.
NASA«s Atmospheric InfRared Sounder — атмосферный инфракрасный зонд, начавший работу в 2002 году на борту спутника Aqua (так же как и упомянутый выше VIIRS). AIRS исследует влияние содержания парниковых газов на климат, собирает данные для создания трехмерных карт облаков и температуры воздуха в разных слоях атмосферы.
На карта выше изображено содержание угарного газа в атмосфере 8 августа 2019 года.
Области отмеченные желтым цветом — более 100 PPM.
Оранжевым — более 120 PPM.
Красным — более 130 PPM.
Серым — более 140 PPM.
Как видите, серых зон в России тогда было довольно много и насколько именно концентрация была больше 140 PPM узнать с её помощью, к сожалению, нельзя. А ведь уже при 200 PPM начинается тошнота и головокружение (а после нескольких часов при 400 PPM уже возможен летальный исход). И самое неприятное то, что этот параметр трудно оценить без специальных инструментов, ведь угарный газ не имеет цвета и запаха.
Вот для сравнения, карта от 8 августа 2018 года. Практически вся Россия покрыта зеленым светом, за исключением единичных желтых и красных областей, а серых практически нет. Это пример нормальной ситуации.
Сегодня, 9 сентября 2019 года, обстановка с содержанием угарного газа уже более-менее нормализовалась, но в Сибири и на Дальнем Востоке есть «желтые» и «красные» зоны.
Концентрацию угарного газа в атмосфере можно в режиме реального времени смотреть на сайте NASA AIRS. Ещё там есть карта содержания оксида серы (например, в Черноземье там окрашено ярко-красным цветом)
Такого ажиотажа не было с 2004-года и это заметно не только по статистике поисковых запросов, но и по активности в соцсетях: фотографиям, хештегам, петициям, флешмобам. Сейчас, когда сезон лесных пожаров подошел к концу (примечание: текст был написан в начален сентября), самое время проанализировать ситуацию и посмотреть, чем же это лето выделялось среди других. А заодно рассказать о парочке полезных онлайн-инструментов для наблюдения за происходящим на планете.
При подготовке статьи были использованы графики и карты, сгенерированные на сайте Global Forest Watch. Сервисом можно пользоваться с помощью приложения Forest Watcher (Apple/Android). 1. Россия — лидер по количеству очагов возгораний в июле-августе 2019 года
1 миллион 260 тысяч 830 термоточек на территории России было зафиксировано спутниками c 1 июля по 1 сентября 2019 года. 18.12% от всех пожаров в мире (6 миллионов 956 тысяч 524).
Global Forest Watch Fires анализирует данные из системы NASA FIRMS (Fire Information for Resource Management Sytem). Она собирает информацию с помощью спектрорадиометра MODIS (Moderate-Resolution Imaging Spectroradiometer), который находится на борту спутников Terra (запущен в 1999 год) и Aqua (2002 год), а также инфракрасного радиометра VIIRS (Visible Infrared Imaging Radiometer Suite (VIIRS)), который работает на спутнике Suomi-NPP (2011 год). 2. Масштабы сибирских пожаров сравнимы с бразильскими
В лесах Амазонии за этот же период больше всего очагов возгорания обнаружено в Бразилии (588 233) и Боливии (180 791). 10.92% от мировых пожаров сконцентрировались на 6.41% площади суши. И в отличие от России, бедствие ещё в самом разгаре (сезон дождей начнётся в октябре).
Точность определения координат огня у сканера VIIRUS — 375 метров, а у MODIIS — 1 км. Над каждой точкой планеты спутники проходят 1–2 раз в сутки, в зависимости от широты. Точность определения очагов возгорания очень высокая, доля ложных срабатываний снизилась с 1/10 (сразу после запуска проекта) до 1/1000, но на официальном сайте системы сбора данных о пожарах firms.modaps.eosdis.nasa.gov есть предупреждение о том, что облака могут мешать обнаружению новых очагов возгорания. 3. Самая высокая плотность термоточек этим летом в Африке, неподалеку от экватора
3 144 441 очаг возгорания или 45.2% от всех в мире приходятся всего лишь на 5 стран Африки (ДР Конго — 1 032 183, Ангола — 975365, Замбия — 568054, Мозамбик — 338284, Танзания — 230555), которые занимают площадь 6 миллионов 091 тысячу 295 квадратных километров (4% от площади суши).
Пожары в саваннах — это норма для конца каждого сухого сезона. Местное население не только не предпринимает никаких попыток их тушить, но и активно разводит костры. Травы и кустарники регулярно уничтожают таким образом уже тысячи лет, чтобы освободить место под пашни и пастбища.
Ангола на карте вся пылает огнем, но такое повторяется из года в год весь период исследований NASA. Вернее, около 7 миллионов лет до этого, с момента появления саванн в этом районе. 4. 2019 год далеко НЕ лидер по количеству зафиксированных очагов возгорания в России
Если взглянуть на диаграмму с количеством термоточек за всё время исследований, то можно увидеть, что с 2001 года было шесть сезонов, когда по всей России пожаров было гораздо больше.
Почему же в этот раз они привлекли к себе столько внимания? На это есть две основные причины.
На графике отображаются только пожары, зафиксированные MODIS, а на других изображениях — MODIS+VIIRUS, поэтому цифры несколько разные. 5. Пожары в Сибири были неравномерно распределены по сезону (причина #1)
В конце мая, июне и начале июля число обнаруженных термоточек было в несколько раз ниже нормы. Но уже с конца июля до начала сентября количество очагов возгорания на территории России в 1.5–2 раза превышает среднее значение за 18 лет.
В целом, с мая по сентябрь пожаров было столько же, сколько и в предыдущие годы. Но, по стечению обстоятельств, большинство из них пришлись на один месяц.
Обратите внимание, что последние пару недель показатели уже снова значительно ниже пунктирной линии. Проблема отступает. 6. 9 из 10 пожаров в России возникали всего в трех регионах (причина #2)
1 миллион 086 тысяч 674 из 1 миллиона 260 тысяч 830 очагов возгорания (86.19%) сконцентрировались всего лишь в трех регионах — Якутия, Красноярский край и Иркутская область. Они занимают более трети территории страны (36.35%), но там проживает только 4.25% россиян (для сравнения: в Москве 8.59%, а в Московской области 5.18%).
Но если быть точнее, то больше всего огня приняла на себя относительно небольшая по площади территория.
610 886 очагов возгорания (48.45% от всех в России) были зарегистрированы в шести районах — Катангском (132 010) и Киренском (78 102) в Иркутской области, Байкитском (130 698) и Тунгусско-Чунском (113493) в Красноярском крае, Жиганском (84 693) и Верхоянском (78 801) улусах в Якутии. Их совокупная площадь — 674 239 квадратных километра или 3.94% от площади России.
Сегодня, Байкитский и Тунгусско-Чунском районы упразднены (они входили в состав Эвенкийского автономного округа), но из базы данных NASA их пока не удалили и для наглядности в статье использованы последние данные об их площади (102000 и 111600 квадратных километров) и населении (5336 и 3479).
В этих шести районов, в которых происходило почти половина всех пожаров, проживает 71 655 человек или около 0.05% от населения России (данные по упраздненным территориям из середины нулевых. Сейчас, вероятно, ещё меньше).
Максимальная концентрация термоточек наблюдается в далеких от цивилизации местах. Например, село Ербогачен (центр Катангского района Иркутской области, лидера среди районов по числу возгораний) находится в 1503 км от Иркутска (для сравнения: от Москвы до Перми — 1438 км по железной дороге).
Стоит отметить, в Иркутской области количество термоточек в 2019 близко к рекордному за 20 лет наблюдений (почти на уровне 2003 года). А для Красноярского края это лето тоже одно из самых неудачных (после 2012 и 2016). И как ни странно, в этих двух расположенных рядом регионах пик пожаров часто не совпадает и приходится на разные сезоны. Например, в 2003 году в Красноярском крае количество зарегистрированных было одно из самых низких, а в Иркутской области, наоборот, аномально высоким.
А этим летом, как видите, «повезло», как будто у природы сломался рандом и весь огонь, который обычно распределяется по всей стране и на весь сезон, сконцентрировался в одном месте и в одно время. Комбинация этих факторов и способствовала образованию аномального смога, который и вызвал столько беспокойства. 8. В начале августа на большей части территории России наблюдался аномальный уровень содержания угарного газа в атмосфере
На сайте NASA«s AIRS есть карта, на которой в режиме реального времени отображается концентрация угарного газа (CO) в разных точках планеты. Согласно данным сайта safefiredirect.co.uk, идеальное значение этого параметра ниже 35 PPM (Points per Million), а при 100PPM уже наблюдается головная боль, одышка и слабость.
NASA«s Atmospheric InfRared Sounder — атмосферный инфракрасный зонд, начавший работу в 2002 году на борту спутника Aqua (так же как и упомянутый выше VIIRS). AIRS исследует влияние содержания парниковых газов на климат, собирает данные для создания трехмерных карт облаков и температуры воздуха в разных слоях атмосферы.
На карта выше изображено содержание угарного газа в атмосфере 8 августа 2019 года.
Области отмеченные желтым цветом — более 100 PPM.
Оранжевым — более 120 PPM.
Красным — более 130 PPM.
Серым — более 140 PPM.
Как видите, серых зон в России тогда было довольно много и насколько именно концентрация была больше 140 PPM узнать с её помощью, к сожалению, нельзя. А ведь уже при 200 PPM начинается тошнота и головокружение (а после нескольких часов при 400 PPM уже возможен летальный исход). И самое неприятное то, что этот параметр трудно оценить без специальных инструментов, ведь угарный газ не имеет цвета и запаха.
Вот для сравнения, карта от 8 августа 2018 года. Практически вся Россия покрыта зеленым светом, за исключением единичных желтых и красных областей, а серых практически нет. Это пример нормальной ситуации.
Сегодня, 9 сентября 2019 года, обстановка с содержанием угарного газа уже более-менее нормализовалась, но в Сибири и на Дальнем Востоке есть «желтые» и «красные» зоны.
Концентрацию угарного газа в атмосфере можно в режиме реального времени смотреть на сайте NASA AIRS. Ещё там есть карта содержания оксида серы (например, в Черноземье там окрашено ярко-красным цветом)
Ещё новости по теме:
18:20