Гендиректор NIS: В 2013 году планируем увеличить добычу на 5%

Среда, 30 октября 2013 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

— В сравнении с 2008 годом, - сказал в интервью журналу "Газпром" гендиректор NIS, заместитель генерального директора «Газпром нефти» Кирилл Кравченко, - добыча углеводородов компании удвоилась, хотя предыдущие два десятилетия происходило ее постоянное падение. В прошлом году мы извлекли из недр 1,763 млн т нефтяного эквивалента (н. э.), а в 2013 году планируем увеличить добычу на 5%. Две трети этого объема — нефть, остальное — природный газ, которым мы обеспечиваем примерно 20 % внутреннего потребления Сербии. С точки зрения объема это немного, но по прибыльности — как в России 15 млн т. Добыча углеводородов в Балканском регионе, как и в целом в Европе, — достаточно высокорентабельный сегмент бизнеса в отличие от переработки и сбыта. Объясняется это просто — налоговая нагрузка зачастую сосредоточена на весьма развитом секторе downstream, в то время как налоги на добычу в разы меньше — запасы нефти и газа в большинстве стран Европы не так велики, поэтому деятельность по их разведке и добыче необходимо стимулировать через низкое налогообложение.

Переработка составила в прошлом году 2,142 млн т нефти, корректированный план на 2013й — 3,112 млн т. От давальческого сырья мы избавились еще в 2010 году, поэтому сегодня около трети — это собственная нефть NIS, а остальное приобретаем на рынке. Основной канал поставок импортного сырья на нефтепереработку — хорватский нефтепровод JANAF, пролегающий от побережья Адриатического моря до границы с Сербией. У нас есть две производственные площадки для переработки сырья — в Панчево и Нови-Саде. Номинальная мощность первого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) — 4,7 млн т в год. Второй завод находится в процессе реконструкции. В будущем году планируем загрузку НПЗ в Панчево на уровне 3,3–3,4 млн т, в 2015м — 3,7 млн т.

По объемам сбыта нефтепродуктов в Сербии мы почти достигли предела — сегодня NIS обеспечивает более 70 % внутреннего рынка. Поэтому если и будет рост реализации, то незначительный. Зато планируем существенно увеличить продажи за пределами Сербии за счет реализации через премиальные каналы сбыта в соседних с Сербией странах.
Стратегия роста

— Что предполагает стратегия дальнейшего развития NIS?

— Мы завершили этап стабилизации бизнеса и теперь уверены, что готовы перейти к осуществлению тех обязательств, которые на себя приняли. Речь идет не об условиях, которые мы должны были выполнить при покупке NIS, — их мы уже реализовали, — а об обязательствах, которые мы сами на себя взяли, актуализируя стратегию. А именно — вложить в развитие компании порядка 1,5 млрд евро в течение следующих трех лет. Причем теперь мы можем сделать это, не нарушая корпоративных принципов по задолженности, оперируя в основном собственными денежными потоками.

По многим показателям мы сегодня — компания № 1 в регионе, но нам еще предстоит расти по масштабам бизнеса. Акционеры поставили перед нами задачу трансформировать национальную нефтегазовую компанию NIS в сбалансированный во всех сегментах бизнеса полноценный международный энергетический вертикально интегрированный холдинг. Концепция развития NIS до 2020 года предполагает увеличение ежегодной добычи компании как минимум до 5 млн т нефти и газа (в нефтяном эквиваленте), переработки — до 5 млн т нефти, реализации — до 5 млн т нефтепродуктов. Иными словами, прежде всего нам нужно иметь как можно более мощную сырьевую базу. Мы рассчитали, сколько NIS может добывать на уже имеющихся месторождениях, и поняли, что этого недостаточно для достижения стратегических целей. Поэтому мы поступательно наращиваем инвестиции в геологоразведочные работы (ГРР) на территории Сербии, и нам уже удалось остановить сокращение ресурсной базы и добиться опережения прироста запасов нефти и газа по отношению к объемам их добычи. Помимо этого, было принято решение о необходимости развития этого направления во всем Паннонском нефтегазоносном бассейне, то есть фактически во всех окружающих Сербию странах. Мы получили концессии в Венгрии, Румынии и Боснии, где уже завершена сейсморазведка и заканчивается разведочное бурение. До конца текущего года мы планируем объявить о первых итогах этих работ. Рассчитываем, что ГРР в соседних странах принесут нам положительные результаты, ведь сейчас мы реализуем там целый ряд проектов. Например, в Венгрии и Румынии их у нас не по одному, а по несколько.

— Вы планируете и дальше развивать добычное направление за рубежом?

— Безусловно. Потенциал добычи углеводородов в регионе есть, и сегодня это самый прибыльный сегмент нефтегазового бизнеса. В ближайшие годы именно сюда пойдут наибольшие инвестиции. Ведь к 2020 году мы планируем добывать за пределами Сербии не менее половины совокупного объема извлекаемых компанией углеводородов. В следующем 2014 году мы ожидаем небольшого роста производства углеводородов на территории Сербии — порядка 1–2 %. Но, возможно, в зависимости от результатов реализации наших добычных проектов за рубежом показатель добычи NIS будет корректироваться в сторону увеличения.
Правила выживания

— Как предполагается реализовывать выбранную стратегию в нефтеперерабатывающем секторе?

— Мы завершили первый этап модернизации НПЗ в Панчево и в прошлом году полностью перешли на производство моторного топлива класса Евро-5. Показатель Индекса сложности Нельсона нашего перерабатывающего комплекса поднялся до уровня 8,9 — это выше, чем в среднем по предприятиям России (5,1) и даже ЕС (6,1). Глубина переработки у нас увеличилась с 70 до 83,7 %.

По Индексу Соломона, который определяет эффективность, мы существенно опережаем российские НПЗ по всем показателям кроме энергоэффективности. Она всегда была слабым местом NIS, но мы планируем довести ее до приемлемого уровня в ближайшие 2–2,5 года. Тем не менее мы понимаем, что в европейском секторе downstream, в отличие от России, избыточное предложение топлива, высочайшая конкуренция и огромные налоги. Чтобы здесь выжить, нам нужно не только повышать эффективность предприятий переработки, но и, хотим мы этого или нет, продолжать их модернизацию. Поэтому, помимо обязательной фазы реконструкции, которую мы успешно провели, у нас предусмотрено несколько дополнительных проектов, чтобы вывести наши НПЗ на еще более конкурентоспособный уровень. Речь идет о повышении глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, а также таких показателей эффективности, как энергоемкость, эксплуатационная готовность, снижение затрат. Все эти мероприятия пока не так необходимы в России, но здесь, повторюсь, это вопрос выживания.

— Какие именно проекты планируется реализовать в переработке?

— Один из двух наших НПЗ, в Нови-Саде, мы не просто реконструируем, а перепрофилируем под производство базовых масел. Это уникальный для Европы проект. Новые мощности позволят нам получать одновременно парафиновые и нафтеновые масла. Последние выпускаются в европейском регионе только в Швеции компанией NYNAS Naphthenics, которая считается мировым лидером по производству нафтеновых базовых масел. Но получают они продукт с использованием привозного сырья, которое доставляется в Европу из Венесуэлы. У NIS же в Сербии есть собственный источник уникальной нефти марки Velebit, годной для производства как нафтеновых, так и парафиновых масел. Инвестиции в создание нового комплекса в Нови-Саде достигнут почти 130 млн евро, а его ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2016 года. В соответствии с нашими планами мощность обновленного предприятия составит порядка 180 тыс. т продукции в год, ассортимент будет представлен восемью видами базовых масел (по четыре нафтеновых и парафиновых), а также 250 видами готовых товаров. Ожидается, что уникальность обеспечит этой продукции широкий рынок сбыта: 25–30 % будет продаваться в Балканском регионе, остальное — в других государствах Европы, СНГ, на Ближнем Востоке, в Африке, Турции и так далее.

После реализации проекта базовых масел нефтеперерабатывающий комплекс NIS по Индексу сложности Нельсона войдет в число 25 передовых НПЗ Европы. Между тем мы также рассматриваем возможность дальнейшей модернизации завода в Панчево, которая предполагает переработку тяжелых нефтяных остатков. Есть несколько вариантов, основные из которых — строительство комплексов сверхглубокого гидрокрекинга или замедленного коксования. Решение о том, будем ли мы это делать и как именно, должно быть принято нашими акционерами до конца текущего года. Если оно будет положительным, то с учетом опыта и наработок, полученных нами на предыдущем этапе модернизации нефтепереработки NIS, мы можем очень быстро перейти к фазе реализации соответствующего проекта.

— Насколько эти проекты способны повысить рентабельность нефтепереработки NIS и решить вопрос выживания, о котором вы говорили?

— С точки зрения налоговой нагрузки на нефтегазовый бизнес, Европа сравнима с Россией. Однако, как я уже говорил, компонент налогообложения на сектор downstream здесь существенно выше, а на upstream — значительно ниже. Поэтому большинство европейских НПЗ работает с нулевой маржой. До нашего прихода перерабатывающий комплекс NIS приносил убытки, но благодаря проведенной реконструкции и модернизации нам удалось вывести сектор downstream из минуса. Сегодня маржа НПЗ в Панчево нулевая, предприятие работает не на полной загрузке, но мы приблизились в этом к среднеевропейскому уровню. Планируем, что в положительную зону наш перерабатывающий комплекс перейдет уже с 2016 года, после ввода в строй производства базовых масел в Нови-Саде. А существенно повысить маржу мы сможем после завершения второго этапа модернизации НПЗ в Панчево, если наши акционеры примут решение о строительстве нового комплекса глубокой переработки. С его вводом мы сможем выйти на ежегодную загрузку панчевского завода на уровне 4,5— 4,7 млн т нефти, а вместе с производством базовых масел в Нови-Саде эффективная годовая производительность нефтеперерабатывающего комплекса NIS составит порядка 5 млн т.

И, безусловно, параллельно с этим нам нужно активно развивать сбытую сеть. Переработка в Европе без развития розничных каналов сбыта обречена, поскольку конкуренция здесь крайне высока. Сюда идут со своим продуктом из России, с Ближнего Востока, из США. И в оптовых сбытовых каналах мы уже сейчас видим ценовые войны, попытки выдавить с рынка конкурентов. Розница — это единственная гарантия того, что ты можешь продать свой продукт с максимально возможной маржой. Полный текст интервью: http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1095783/.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1452
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003