Несколько правил инвестиций в произведения искусств
Немного истории
В 1958 году арт-рынок был потрясен ценой в £220 тысяч, уплаченной за работу Сезанна «Мальчик в красной жилетке».Работу тогда купил Пол Меллон, и сумма, которую он заплатил, в 5 раз превышала когда-либо прежде выплаченную за произведение искусства. Результатом этого аукциона был невиданный ранее всплеск цен на предметы искусства. Следующим этапом развития рынка искусств стала продажа двух работ Ван Гога в 1987 году. Первая – это «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», за нее на аукционе уплатили $40 млн, но сегодняшняя цена этой картины составляет около $82 млн. Тогда были побиты все предыдущие рекорды, и стоимость этих предметов искусства увеличилась в 3 раза по сравнению с живописью так называемых старых мастеров, то есть мастеров XVII и XVIII веков, которые на тот момент стабильно являлись лидерами рынка. Другая же работа Ван Гога «Ирисы» была продана 11 ноября 1987 года за $54 млн.
За последние 50 лет история с покупкой картин по таким высоким ценам повторялась неоднократно. Чтобы понять, как итоговое цены соотносились спредварительными расценками, нужно поделить окончательную стоимость работы на 3–5%. В 1990 году японский магнат Сайто установил рекорд, купив картину Ван Гога «Портрет доктора Гаше» за $82,5 млн. Этот рекорд был побит в мае 2004 года, когда была продана картина Пикассо «Мальчик с трубкой».
Цена ее в 2004 году составила $104 млн. В 2006 году этот рекорд бы побит картиной Джексона Поллока, ушедшей за $143 млн, но это не рекордная продажа на аукционе, а частная сделка. На сегодняшний день рекорд принадлежит картине Эдварда Мунка «Крик», в конце прошлого года ушедшей за $120 млн именно с аукциона. Среди шедевров, проданных как на аукционе, так и частным образом, были произведения и Пикассо, и Поллока, и Густава Климта, и Виллема де Кунинга. В начале прошлого года королевская династия Катара уплатила $250 млн за работу Поля Сезанна «Игроки в карты».
В 2011 году от рынка живописи не отставал и рынок фотографии. 5 октября Синди Шерман продала фотографию без названия, именуемую автопортретом, за $3,5 млн.
Как показывает анализ, ни одна картина стоимостью более $25 млн не была продана на открытом рынке предметов искусства. Это свидетельствует о значительном риске ликвидности и вероятных финансовых потерь при покупке картины. Иными словами, покупка картин ценой от $25 млн рискованна из-за вероятного отсутствия возможности их будущей безубыточной продажи. В принципе, это можно отнести ко всем работам из рейтинга топ-500 и топ-1000, которые рассчитаны на стратегии коллекционирования. В остальном рациональные инвесторы могут принимать решения о повышении цен на предметы искусства в случае появления уникальных коллекций на открытом рынке, и следует ожидать, что культура арт-рынка будет меняться именно из-за резких скачков цен на работы отдельных мастеров.
Можно говорить об изменении цен на работы таких мастеров, как Рой Лихтенштейн, или, если брать российских художников, то это Игорь Макаревич и Марк Шагал. Наиболее дорогие предметы искусства входят в такие рейтинги, как топ-500, раньше их составлением занимались Deutsche Bank, ArtPrice и Artnet. Рейтинги по сути показывают, какую роль играет иррациональность. Например, японский коллекционер Сайто, купивший за $82,5 млн «Портрет доктора Гаше» Ван Гога, сказал, что увидел в этом докторе себя.
Похожий контекст мы можем усмотреть в покупке Виктором Вексельбергом коллекции яиц Фаберже. Если мы оставим в стороне политические аспекты, то увидим, что этой коллекцией владела семья Форбс, и это стало основным фактором, сформировавшим такую цену.
Основные игроки арт-рынка
На арт-рынке можно выделить два основных типа участников в зависимости от того, в какой ситуации они действуют. Большинство из них – это частные или государственные инвесторы, осуществляющие операции на рынке искусства. Другая часть – это компании, частные лица, обслуживающие процесс инвестирования на рынке (страхование, экспертиза, перевозки). Арт-рынок не имеет единого места базирования, и большинство сделок происходит непосредственно между покупателем и продавцом или через дилеров, галеристов. Значительная часть арт-деятельности локализована по крупным арт-выставкам, происходящим в разное время года в разных местах. Viennafair, Аrt-Basel собирают десятки арт-менеджеров, инвесторов, однако функционируют выставки от 1 до 3 недель без единой торговой инфраструктуры.
Одним словом, эти выставки не могут устранить риск контрагента, обеспечить ликвидность и формирование постоянной цены. Дело в том, что крупные арт-шоу имеют некоммерческий формат. Функция организованных рынков ложится на аукционные дома, которые в отличие от арт-выставок имеют постоянное местонахождение, торги на протяжении всего года, в них устраняется риск контрагента и риск подделки. Всего существует около 30 признанных и известных по всему миру домов. Однако из этого списка только 6 домов продали один предмет искусства из рейтинга топ-1000.
Лидерами являются Sotheby's и Christie's. Оба дома были созданы в XVIII веке. Sotheby's изначально специализировался на продаже эксклюзивных книг. Только в XX веке начинает преобладать торговля скульптурами и картинами. Через 22 года после первого аукциона Sotheby's, 5 октября 1766 года, Джон Кристи основал Christie's. Сначала этот аукционный дом также специализировался не на картинах, а на утюгах и постельном белье. В основе обеих компаний лежит комиссионный доход, который получается как от продавцов, так и от покупателей. Так, например, до 2004 года процент Christie's составлял около 18–19%, но его пришлось понизить до 16%. Комиссионные обеспечивают до 80% выручки в этих двух домах. С покупки одного предмета искусства дом зарабатывает около 40%. Комиссионные – это залог аутентичности работы, но никто не гарантирует, что перед покупателем не завысят цену.
В 2000 году разгорелся скандал вокруг ценового сговора Sotheby's и Christie's. Причиной послужило удерживание ими высокого комиссионного вознаграждения на протяжении всех девяностых годов. Дома были вынуждены признать вину и поровну выплатить $512 млн клиентам. В обеих компаниях держатели контрольных пакетов акций попали за решетку, но быстро оправились от нокаута, уже в 2008 году дома вернули потерянные кредитные рейтинги.
Корпоративные коллекции
Такие коллекции формируются с разными мотивами и целями и по разным правилам. Первый важный фактор корпоративного поведения при формировании коллекции – это наличие внутренних ограничений в компании. Акционерные компании редко имеют возможность эксперимента при формировании коллекции. Сложно убедить акционерных работников, что инвестируя миллионы в предметы искусства, они эффективно используют бюджет компании, не в ущерб основной деятельности. Существуют десятки примеров корпоративных коллекций, принадлежащих акционерным компаниям. Deutsche Bank является крупнейшим примером корпоративной коллекции. Руководство компании инвестирует в разные области, включая сферу искусства. Среди российских компаний – это «Газпром», в частности за их корпоративную коллекцию отвечает «Газпром-медиа». РЖД помимо частной коллекции недавно открыли музей на территории Казанского вокзала. Их коллекция посвящена тематике поездов и паровозов.
В целом пополняемые корпоративные коллекции наиболее часто встречаются в частных компаниях. Интересным примером инвестирования в искусство является компания Bloomberg, которая ежегодно выделяет миллионы долларов на приобретение арт-активов и выставление их в своем музее. Очень важно понимать порядок инвестирования. Если у компании есть аккредитованные дилеры, то она совершает покупки на аукционах или делает это частным образом. Как правило, чем четче принципы формирования коллекции, тем аккуратнее способы принятия решения по покупкам предметов искусства. Отсутствие четкого алгоритма говорит о значительной доли субъективизма. В отличие от музейных, частные коллекции не всегда формируются на основе иррациональных аргументов. Более того, многие владельцы коллекций создают их для повышения стоимости в долгосрочной перспективе. Но здесь мы говорим о высоком сроке инвестирования, от 3 до 30 лет. При управлении такими коллекциями компании не всегда придерживаются коммерческих соображений. Они создают филантропический акцент коллекционирования.
Главной особенностью частных коллекций является принадлежность одному лицу. Их владельцы не обязаны раскрывать информацию о совершающихся сделках. Рынок искусств находится вне рамок регулирования.
Одной из главных стратегий на арт-рынке является стратегия продюсирования. Ее цель – достижение в краткосрочной перспективе спекулятивного роста цен, в долгосрочной перспективе же – достижение предметами искусства (в основном работ современных мастеров) такого уровня, который бы поставил их в один ряд с признанными шедеврами. Для успешного исполнения этой задачи нужна успешная инвестиционная история. Наиболее популярными являются прямолинейные истории при формировании публичного продвижения коллекции, которые создавались при помощи капитала спонсоров и кураторов, а также стратегии раскручивания школ. Так работают крупнейшие арт-дилеры, такие как Saatchi&Saatchi, Ларри Гагосян, Пегги Гуггенхайм. Например, Гагосян начинал с продажи постеров на улице, потом перешел к пластинкам и постепенно занялся искусством. Одной из его стратегий под конец девяностых годов стало то, что он построил огромный ангар, который разделил на кухни, спальни, ванные комнаты и мастерские. Туда отбирались некоторые молодые современные художники. Им давалось какое-то задание, по результатам которого выбирались лучшие, то есть им нужно было за месяц что-то сделать. Потом эти лучшие раскручивались. Отсюда можно сделать вывод, что продаются не произведения искусства, а продается история, она завизуализирована в этом объекте.
Правила инвестирования
1. Яркая и понятная идея, которая, как правило, базируется на одном или двух факторах оценки предметов искусства. Это может быть имя автора, период в истории искусства, жанр, национальность. Художник с узнаваемым стилем работы, его концепция.
2. Чем распыленнее продюсируемая коллекция, тем шире формирование активного рынка свободного обращения таких предметов искусства.
3. Безусловно, сюда входит еще такое понятие, как академическая зрелость автора. То есть в каком возрасте художники создавали наиболее высоко оцененные затем работы. Самым продуктивным возрастом оказался 35–39 и 50–54 года. Самым плодотворным возрастом оказался 51 год. Самым результативным является возраст 35–36 лет, в этот период были написаны 40 работ из рейтинга топ-1000.
4. Есть еще контекстная стоимость. То есть произведение искусства должно иметь контекстную стоимость, ассоциироваться с определенными сюжетами, анекдотами, переломными моментами истории изобразительных искусств. Если мы будем говорить о Сезанне, «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» – это один из стандартных натюрмортов, которые он писал во второй половине 1880-х годов. В это время происходит переломный момент в истории изобразительных искусств – появляется кино. Подобные привязки вашей коллекции создают контекстную стоимость.
Соблюдение этих четырех правил позволяет построить дисциплинированный процесс инвестирования в предметы искусства и заложить основы для реализации успешной стратегии продюсирования.
Продюсирование произведений искусства
Продюсирование – это комплекс мероприятий, нацеленных на повышение общей стоимости предмета искусства в глазах потенциальных покупателей. Рыночная стоимость объекта зависит только от восприятия масс, их субъективного представления о стоимости этой картины. Добавить дисциплинированный подход к инвестированию предполагает несколько правил создания коллекции и постоянное ее расширение путем влияния на восприятие широкой публики, профессиональных представителей арт-сообщества. Входящие в список 100 наиболее ценных художников Пабло Пикассо, Энди Уорхолл, Люсьен Фрейд представляют разные периоды творчества, стили, но являют собой пример удачно спродюсированных арт-стратегий. В истории развития рынков произведений этих авторов неукоснительно соблюдались все описанные выше правила формирования арт-активов: сочетание ярких идей, широкого распространения работ художников, их академическая зрелость и контекстная стоимость позволили добиться каждому из этих художников необычайных высот.
Помимо этих стратегий инвесторы часто сталкиваются с одной и той же проблемой: предметы искусства не генерируют денежного
потока, а между покупкой и продажей требуются серьезные затраты. Это комиссия, затраты на экспертов, транспортировку, хранение и тому
подобное. В свое время был представлен такой тип стратегии, как фондовый арт-рынок. По сути это вложение в компанию, специализирующуюся в сфере искусства.
Самая интересная тенденция развития арт рынка – эволюция стратегии продюсирования, прежде всего работ современных мастеров.
Речь идет о коммерциализации интеллектуальной собственности. Защита авторских прав музыкантов, художников с их последующей коммерческой эксплуатацией значительно изменили жизнь соответствующих искусств. В современной жизни умение творить и продюсировать в дальнейшем стали неизменной составляющей искусства. По мере проникновения технологий в мир искусства мы можем наблюдать такие изменения, как формирование открытых реестров предметов искусства, новые информационные технологии для контроля их аутентичности и местонахождения, реализация медийных проектов с пересекающимися жанрами. Это формирует новый сегмент рынка под названием пиар. Этот сегмент будет ориентирован на массовую аудиторию потребителей. Это делается для повышения цитируемости авторов коллекций, отслеживания, аутентификации, ограничения числа подделок на рынке. По мере усиления мирового спроса на предметы искусства вероятным сценарием станет появление 2–3 международных арт-дилеров нового поколения, деятельностью которых будет по-прежнему покупка и продажа арт-активов, а в скором времени и глобальное продюсирование коллекций.
Рынок предметов искусства – это рынок альтернативных инвестиций. Главный недостаток арт-рынка по сравнению с другими рынками заключается в его малой ликвидности и емкости, он не способен обеспечить инвесторам прозрачный процесс продажи арт-активов. Арт-рынок следует рассматривать как высокорисковую сферу приложения капиталов, где предельный размер управляемого капиталовложения не может превышать $100 млн. Десятки тысяч людей и организаций ежегодно совершают сделки с предметами искусства не менее чем на десятки миллиардов долларов, при этом многие делают это из иррациональных соображений.
Рубрика: Статьи / Деньги
Просмотров: 3819 Метки: произведения искусства
Оставьте комментарий!