Как «материализовать» авторские права?
Для того, чтобы реально понять, что же действительно заинтересовало Следственный комитет в деятельности господина Федотова (он не признает свою вину и полностью контактирует со следователями) необходимо разобраться, в так называемой, «кухне» этой и подобной им организаций.
На территории Российской Федерации с 2007 года функционируют четыре организации, работающие в области коллективного управления авторскими правами. Все они аккредитованы в Министерстве культуры РФ, которая дала им право собирать денежные средства с потребителей музыки, текстов, программ и прочих объектов авторского права, а потом распределять их между законными правообладателями. Каждая из 4 организаций отвечает за свою сферу деятельности. РАО работает с авторами текстов и музыки. В совет этой организации входит 23 композитора. Многие из них очень популярны в стране. Это, например, Валерий Сюткин, Юрий Антонов, Дмитрий Маликов, Игорь Матвиенко и многие другие представители отечественного шоу-бизнеса. В него входит также и Андрей Дементьев – известный советско-российский поэт, автор текстов многочисленных песен, любимых в народе. Данную организацию, как раз, и возглавлял Сергей Федотов.
Интересно, что до конца прошлого года этот человек одновременно руководил и другой организацией, также входящей в вышеуказанную «четверку». Она называется Российский союз правообладателей (РСП). А президентом этого Союза до сих пор является кинорежиссер Никита Михалков. Проблема с Сергеем Федотовым косвенно затронула и его. Но он не стал оправдываться и ответил своим оппонентам, что никакого отношения совершенно к другой организации, каковой является для него РАО, он не имеет. При этом, Михалков подчеркнул о своем желании ходатайствовать перед российскими властями о смягчении меры пресечения для Федотова. РСП собирает налог на так называемые болванки. Он составляет 1% от стоимости техники (звуковоспроизводящей, звукозаписывающей и т.д.) для производителей, а также импортеров. Третьей организацией, собирающей деньги для правообладателей, является Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Этот Союз управляет деньгами, предназначенными для распределения между исполнителями и авторами фонограмм. Последней из «четверки» является партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Полномочия этой организации вытекают из ее названия.
Все вышеперечисленные организации оперируют огромными деньгами, исчисляемые миллиардами рублей. Впереди всех в этом «соревновании» находится РАО. В состав этой организации входит порядка 27 тыс. авторов. Только за прошлый год она собрала порядка 4,5 млрд. рублей. Правообладателям из этой суммы было перечислено 3,6 млрд. руб. РСП получив в 2015 году 2,2 млрд. руб. направил авторам в виде вознаграждений 1,5 млрд. руб. ВОИС передал правообладателям 0,8 млрд. руб. из 1,0 млрд. поступивших в прошлом году на счет организации.
Закрытая монополия
В конце 2014 года Федотов и Михалков, как руководители РСП, предложили ввести налог на всех обладателей устройств, которые могут выйти в интернет. Причем собирать эти деньги должны были операторы связи, предоставляющие клиентам доступ в интернет. Но против ведения глобальной лицензии выступили не только участники рынка, но и ФАС, Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минюст. Летом прошлого года этот проект дошел до администрации президента, где и был благополучно «похоронен».
После того, как Российское авторское общество возглавил Сергей Федотов, сфера управления авторскими правами начала меняться, причем кардинально. В 2008 году по инициативе Федотова появляется ВОИС, руководителем которой стал Андрей Кричевский – генеральный директор ФГУП «Мелодия». Далее, РАО и ВОИС, а также Союз кинематографистов и некоторые физические лица создают РСП. Его президентом назначается господин Михалков, а управление организацией взял на себя Федотов. С 2016 года его сменил господин Кричевский, который в, свою очередь, руководит еще и ВОИС. По сути, вся система управления авторскими правами в России находится в руках небольшой группы людей, которые распоряжаются миллиардами рублей. Это закрытая монополия. А как известно, любая монополия порочна. Хотя господин Федотов утверждал всегда обратное, заявляя, что в области управления авторскими правами необходима централизованная форма управления. Идея объединения трех организаций (РАО, ВОИС и РСП) была поддержана Министром культуры Владимиром Мединским. Было решено объединится в рамках новой структуры – профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество». Необходимые документы были поданы в Минюст. Новую организацию должен был возглавить Сергей Федотов, избранный на должность ее генерального директора. Но, тут начались распри между «сотоварищами» объединяемых союзов, на арену вышел господин Кричевский, получивший право действовать от имени вновь созданной структуры без доверенности, начались взаимные обвинения, в том числе в «захвате» власти, и объединение сорвалось. Противоборствующие стороны даже намеревались судиться, но господин Михалков призвал всех участников конфликта успокоиться и разобраться внутри своего «цеха». После неудавшейся попытки объединения «союзов» Федотов передал свои полномочия в РСП господину Кричевскому – главе ВОИС.
Порочная практика
Недовольство работой РАО зрело давно. Так, например, поэт-песенник Илья Резник публично изъял из управления РАО все собственные работы, подкрепив свое решение характеристикой союза – они «навязывают мизерные, унизительные тарифы». Со слов Резника, в 2013 году от этой организации он получил 12 копеек.
Недовольны деятельностью Российского авторского общества и отечественные продюсеры. Они ратуют за скорейшее объединение РАО и ВОИС, утверждая, что оба этих союза погрязли в «междоусобных» войнах. С их слов, счета, на которых размещено порядка миллиарда рублей, практически заморожены, что соответственно сказывается на взаиморасчетах с правообладателями.
В настоящее время нет единого мнения по поводу дальнейшей перспективы развития сферы управления авторскими правами.
В своем прошлогоднем августовском послании российский президент призвал правительство принять меры по прозрачности в области управления правами и даже был определен срок решения данной проблемы – 15 сентября 2015 года. Но, в Государственной Думе, вплоть до последнего заседания в июне 2016 года, на эту тему не появилось ни одного законопроекта.
Свои предложения по реформированию организаций, занимающихся управлением авторских прав, внесло и Минкомсвязи. Ведомство предложило отменить госаккредитацию, создать конкуренцию, запретить находиться на руководящих постах подобных структур более 4-х лет, ввести ограничения в части невозможности иметь коммерческие интересы в организациях правообладателей (например, РАО через свои «дочки» имеет 80% студии «Союз») и многое другое. Против подобной реформы, причем в категорической форме, выступило Минкультуры, заявив, что это их сфера ответственности. Тем не менее, изменения в этой области будут. По всей видимости, полномочия Министерства культуры РФ перейдут к Роспатенту. Но, когда это произойдет – неизвестно.
Зато известно другое – основатель практически всей существующей сегодня системы управления авторскими правами на территории Российской Федерации Сергей Федотов арестован. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах – по ч.4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ. По мнению следствия Сергей Федотов, введя в заблуждение авторский совет РАО, учредил дочернее предприятие – ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания». На баланс новой структуры были переведены активы (недвижимость, автомобили и пр.) РАО. В дальнейшем они продавались, переходили на балансы сторонних организаций, которые в дальнейшем ликвидировались и, по сути, переходили в собственность совершенно других структур. Следствие полагает, что Федоров создавал подставные фирмы и через них выводил имущество РАО под контроль других компаний и заинтересованных лиц. Ущерб, нанесенный обвиняемым, оценивается в 500,0 млн. руб.
Рубрика: Статьи / Личности
Просмотров: 3698 Метки: Сергей Федотов
Оставьте комментарий!