Великолепная восьмерка Vitkovice
Недавно завершился первый этап приватизационного тендера по чешскому меткомбинату Vitkovice Steel. Во втором раунде борьбу продолжат восемь компаний. В числе отсеянных оказался только индийский холдинг Essar Group. Тем временем, основные претенденты на актив – украинские ИСД и СКМ, российский "Евразхолдинг" и транснациональный Mittal Steel – размышляют, сколько можно "выложить" за предприятие.
Ключевым критерием отбора на последнем этапе приватизационного конкурса по Vitkovice Steel, который стартует 4 апреля, станет предложенная цена. Как сообщил Мартин Печина, замминистра промышленности и глава приватизационной комиссии, шансы на покупку метпредприятия остаются у таких компаний, как Charles Capital (Великобритания), Mastercroft (Кипр), чешской Trinecke Zelezarny в альянсе с "Индустриальной группой", представляющей интересы ИСД, иранской SAFA Industrial Group, чехословацкой Penta, американской Bancroft Private Equity, индийской Global Steel и украинской System Capital Management (СКМ). Именно они в первом раунде предложили приемлемые бизнес-планы развития предприятия. Правительство предполагает назвать нового собственника во втором квартале текущего года. Советником по продаже выступает CDI Erste Bank. За Vitkovice Steel чешское правительство рассчитывает получить не менее $300 млн. Сейчас 99% акций меткомбината контролирует компания Osinek, которая входит в структуру Национального фонда имущества Чехии (FNM). Как сообщила Ева Кийонкова, представитель компании Osinek, ценовые предложения конкурсантов колеблются от четырех до семи миллиардов крон (от $170 до 295 млн.).
Главной интригой тендера стала то, сможет ли в нем принять участие транснациональная компания Mittal Steel. Напомним, что чешская компания Vysoke pece Ostrava, подконтрольная Mittal Steel, поставляла на Vitkovice Steel чугунные чушки, однако из-за своего кризисного положения меткомбинат не смог проплатить за товар. В результате, оба субъекта подали друг на друга судебные иски: Vysoke pece Ostrava, естественно, за неоплату чугуна, а Vitkovice Steel – за неоправданно высокие цены на полуфабрикат.
Вместе с тем, согласно чешскому законодательству, при наличии судебной тяжбы со стороны претендента на приватизируемый объект, данное обстоятельство может послужить причиной снятия этого участника с тендера. Желая все-таки продолжить борьбу, Mittal Steel отозвала свой судебный иск. Однако гособъект Vitkovice Steel решил не следовать примеру своего оппонента, обусловив, таким образом, невозможность участия компании Лакшми Миттала в конкурсе.
Однако, изучив список претендентов на завод, стоит отметить, что транснациональной компании Mittal Steel удалось не только стать участником тендера, но и пройти во второй тур. Очевидно, что Mittal Steel не оставляет надежд полную монополизацию рынка стали Чехии, что заставляет ее руководство использовать скрытые резервы для получения чешского предприятия. Так во втором этапе тендера неожиданно объявилась компания Global Steel, которая, по информации чешских источников, является дочерней структурой индийского завода Ispat India. В то же время, шансы на победу в тендере этой структуры не очень-то и высоки, если учитывать, как чешское правительство не хотело допускать к конкурсу Mittal Steel, который не выполняет социальных обязательств на покупаемых объектах и уже контролирует более 70% чешского рынка стали, как основной акционер Ispat Nova Hut и Vysoke pece Ostrava.
Стало также известно, что в следующем раунде примет участие и российский "Евразхолдинг", несмотря на то, что в прессе прошел слух о том, что компания не прошла отбор. В списке участников второго этапа занесена кипрская "оффшорка" Mastercroft, контролирующая основные активы россиян.
Российский холдинг известен, как один из самых богатых сталелитейных гигантов в мире, однако, у приватизационной комиссии могут возникнуть претензии не к цене, а к структуре бизнеса. Напомним, что активы "Евраз Групп" контролируются кипрской компанией Crosland через ее 100%-ную кипрскую же "дочку" Mastercroft. Основными из этих активов являются три меткомбината – Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий. В состав "Евраз Групп" также входит ряд предприятий – поставщиков угля и железорудного концентрата, а также Находкинский морской порт. Оперативное управление меткомбинатами осуществляет ООО "Евразхолдинг". Однако, более половины выручки и около 75% чистой прибыли зарабатывают не меткомбинаты, а трейдеры группы — Ferrotrade UK и Ferrotrade Gibraltar. При этом вся прибыль уходит на Кипр и оседает в том же самом Mastercroft. Данное обстоятельства может вызвать сомнения у чешских чиновников, поскольку такая схема бизнеса может приносить только убытки заводу, которые и так находится на грани кризиса.
Кроме указанных кандидатов в списке участников второго этапа находятся крупные компании, занимающиеся инвестированием предприятий стран бывшего соцлагеря. Это, например, региональное подразделение британского Charles Capital и американская Bancroft Private Equity, а также чехо-словацкая инвестиционная фирма Penta, которая недавно приобрела за $100 млн. сеть букмекерских контор Fortuna и считает Vitkovice для себя стратегически важным объектом.
Если говорить об украинских перспективах, интересным видится альянс корпорации ИСД с чешским Trinecke Zelezarny, который признан неофициальным лидером конкурсантов. Очевидно, что, действуя по такой схеме, украинская корпорация может предложить приватизационной комиссии два варианта развития предприятия. Первый заключается в поставках украинских полуфабрикатов на Vitkovice, закрытие нерентабельных и "грязных" сталелитейных мощностей. Второй – сохранение замкнутого цикла производства металлопродукции за счет альянса с Trinecke Zelezarny, и отказ от поставок полуфабрикатов с Vysoke pece Ostrava, подконтрольного Mittal Steel. Благоприятствование местным инвесторам со стороны чешского правительства вполне понятно: необходимо избавить внутренний рынок от монополизма Mittal Steel, а также усилить роль чешского производителя.
Как отмечают западные аналитики, время для продажи выбрано удачно. "Сейчас сталелитейная отрасль находится на подъеме, и доходы сталелитейных холдингов растут, — говорит представитель компании Raiffeisen Investment AG Каталин Бреабан. – У металлургических холдингов есть желание инвестировать свои средства в увеличение своих мощностей, а также расширять и консолидировать активы". Кроме того, правительство Чехии желает продать актив надежному инвестору, из-за обязательств перед ЕС. Дело в том, что Vitkovice Steel является одним из трех предприятий, за которыми установлен мониторинг со стороны Еврокомиссии, поскольку оно получало государственные дотации. Согласно правилам ЕС о госпомощи сталелитейному сектору, от компаний требуют план развития, который бы загрузку мощностей предприятия до конца 2006 г. Если же компания не сможет предоставить такую программу, то придется возвращать все государственные средства обратно. "Сейчас для Vitkovice Steel очень важно сохранить жизнеспособность, а также влиться в глобальную структуру сталелитейного рынка", — считает Харви Гордон, финансовый директор лондонского консалтингового агентства EuroStrategy Consultants, который осуществляет мониторинг чешской сталелитейной промышленности для Еврокомиссии.
Интересен также и тот факт, что в тендере отказались участвовать несколько ведущих сталелитейный компании, занимающей ведущие позиции на мировом рынке. Скорее всего, в этом случае стоит говорить о том, что для них Vitkovice Steel потеряла стратегическую привлекательность. Первым из сталелитейных гигантов, которые "пропустили" чешский тендер, стала российская "Северсталь". Как оказалось, ресурсы компании были отвлечены на поглощение итальянской Lucchini, а также на создание позитивного имиджа для профсоюзов канадской Stelco.
В схватку за Vitkovice Steel также решил не ввязываться и европейский Arcelor, который ранее выявлял заинтересованность в центрально-европейских активах. Сейчас вектор интересов компании направлен на создание цепочек "руда-кокс-металл", чтобы хоть каким-то образом снять свою зависимость от CVRD и BHP Billiton. Причем приобретение или строительство метзаводов должно, по мнению гендиректора Arcelor Ги Долле, быть как можно ближе к месторождениям. Поэтому европейцы и нацелились на покупку предприятий в Индии и Бразилии. Кроме того, недавно компания официально заявила об отсутствии интереса в расширении своих активов в Центральной и Восточной Европе, по причине сильного евро. Кроме того, на прошлой неделе Arcelor официально заявил о намерениях во втором полугодии 2005 г. сократить объемы производства стали на четырех заводах в Германии, Бельгии и Испании на 1 млн. т., причем основной причиной называлось 14%-е падение спроса в ЕС-25 на производимую данными заводами продукцию.
Американские Nucor и U.S. Steel, выражавшие ранее заинтересованность в предприятии, также не подали заявки. Сильно уж много хлопот доставляют им потребители проката в США, требующие от правительства отметить торговые ограничения для импортной стали. Поэтому американские металлургические холдинги направили свои усилия на отстаивание своих интересов на внутреннем рынке. К тому же, U.S. Steel в начале 2000-х боролась за сталелитейные активы с транснациональной компанией Mittal Steel и не преуспела в этом. В числе побед американцев только лишь приобретение словацкой U.S. Steel Kosice.
В текущих условиях, когда близится закат благоприятной конъюнктуры мирового рынка черной металлургии, стало очевидно, что ряд компаний пытаются обезопасить себя перед спадом спроса и цен на металлопродукцию, путем нивелирования и минимизации своих "слабых сторон".
Кто бы ни выиграл тендер, но уже сейчас можно прогнозировать, что во втором туре борьба будет еще жестче. Ведь на кону стоит не только предприятие и доступ на рынок ЕС, но и налаженные сбытовые связи объекта. В то же время, очевидно, что победителю придется выдержать не одно судебное разбирательство с Mittal Steel.
Ключевым критерием отбора на последнем этапе приватизационного конкурса по Vitkovice Steel, который стартует 4 апреля, станет предложенная цена. Как сообщил Мартин Печина, замминистра промышленности и глава приватизационной комиссии, шансы на покупку метпредприятия остаются у таких компаний, как Charles Capital (Великобритания), Mastercroft (Кипр), чешской Trinecke Zelezarny в альянсе с "Индустриальной группой", представляющей интересы ИСД, иранской SAFA Industrial Group, чехословацкой Penta, американской Bancroft Private Equity, индийской Global Steel и украинской System Capital Management (СКМ). Именно они в первом раунде предложили приемлемые бизнес-планы развития предприятия. Правительство предполагает назвать нового собственника во втором квартале текущего года. Советником по продаже выступает CDI Erste Bank. За Vitkovice Steel чешское правительство рассчитывает получить не менее $300 млн. Сейчас 99% акций меткомбината контролирует компания Osinek, которая входит в структуру Национального фонда имущества Чехии (FNM). Как сообщила Ева Кийонкова, представитель компании Osinek, ценовые предложения конкурсантов колеблются от четырех до семи миллиардов крон (от $170 до 295 млн.).
Главной интригой тендера стала то, сможет ли в нем принять участие транснациональная компания Mittal Steel. Напомним, что чешская компания Vysoke pece Ostrava, подконтрольная Mittal Steel, поставляла на Vitkovice Steel чугунные чушки, однако из-за своего кризисного положения меткомбинат не смог проплатить за товар. В результате, оба субъекта подали друг на друга судебные иски: Vysoke pece Ostrava, естественно, за неоплату чугуна, а Vitkovice Steel – за неоправданно высокие цены на полуфабрикат.
Вместе с тем, согласно чешскому законодательству, при наличии судебной тяжбы со стороны претендента на приватизируемый объект, данное обстоятельство может послужить причиной снятия этого участника с тендера. Желая все-таки продолжить борьбу, Mittal Steel отозвала свой судебный иск. Однако гособъект Vitkovice Steel решил не следовать примеру своего оппонента, обусловив, таким образом, невозможность участия компании Лакшми Миттала в конкурсе.
Однако, изучив список претендентов на завод, стоит отметить, что транснациональной компании Mittal Steel удалось не только стать участником тендера, но и пройти во второй тур. Очевидно, что Mittal Steel не оставляет надежд полную монополизацию рынка стали Чехии, что заставляет ее руководство использовать скрытые резервы для получения чешского предприятия. Так во втором этапе тендера неожиданно объявилась компания Global Steel, которая, по информации чешских источников, является дочерней структурой индийского завода Ispat India. В то же время, шансы на победу в тендере этой структуры не очень-то и высоки, если учитывать, как чешское правительство не хотело допускать к конкурсу Mittal Steel, который не выполняет социальных обязательств на покупаемых объектах и уже контролирует более 70% чешского рынка стали, как основной акционер Ispat Nova Hut и Vysoke pece Ostrava.
Стало также известно, что в следующем раунде примет участие и российский "Евразхолдинг", несмотря на то, что в прессе прошел слух о том, что компания не прошла отбор. В списке участников второго этапа занесена кипрская "оффшорка" Mastercroft, контролирующая основные активы россиян.
Российский холдинг известен, как один из самых богатых сталелитейных гигантов в мире, однако, у приватизационной комиссии могут возникнуть претензии не к цене, а к структуре бизнеса. Напомним, что активы "Евраз Групп" контролируются кипрской компанией Crosland через ее 100%-ную кипрскую же "дочку" Mastercroft. Основными из этих активов являются три меткомбината – Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий. В состав "Евраз Групп" также входит ряд предприятий – поставщиков угля и железорудного концентрата, а также Находкинский морской порт. Оперативное управление меткомбинатами осуществляет ООО "Евразхолдинг". Однако, более половины выручки и около 75% чистой прибыли зарабатывают не меткомбинаты, а трейдеры группы — Ferrotrade UK и Ferrotrade Gibraltar. При этом вся прибыль уходит на Кипр и оседает в том же самом Mastercroft. Данное обстоятельства может вызвать сомнения у чешских чиновников, поскольку такая схема бизнеса может приносить только убытки заводу, которые и так находится на грани кризиса.
Кроме указанных кандидатов в списке участников второго этапа находятся крупные компании, занимающиеся инвестированием предприятий стран бывшего соцлагеря. Это, например, региональное подразделение британского Charles Capital и американская Bancroft Private Equity, а также чехо-словацкая инвестиционная фирма Penta, которая недавно приобрела за $100 млн. сеть букмекерских контор Fortuna и считает Vitkovice для себя стратегически важным объектом.
Если говорить об украинских перспективах, интересным видится альянс корпорации ИСД с чешским Trinecke Zelezarny, который признан неофициальным лидером конкурсантов. Очевидно, что, действуя по такой схеме, украинская корпорация может предложить приватизационной комиссии два варианта развития предприятия. Первый заключается в поставках украинских полуфабрикатов на Vitkovice, закрытие нерентабельных и "грязных" сталелитейных мощностей. Второй – сохранение замкнутого цикла производства металлопродукции за счет альянса с Trinecke Zelezarny, и отказ от поставок полуфабрикатов с Vysoke pece Ostrava, подконтрольного Mittal Steel. Благоприятствование местным инвесторам со стороны чешского правительства вполне понятно: необходимо избавить внутренний рынок от монополизма Mittal Steel, а также усилить роль чешского производителя.
Как отмечают западные аналитики, время для продажи выбрано удачно. "Сейчас сталелитейная отрасль находится на подъеме, и доходы сталелитейных холдингов растут, — говорит представитель компании Raiffeisen Investment AG Каталин Бреабан. – У металлургических холдингов есть желание инвестировать свои средства в увеличение своих мощностей, а также расширять и консолидировать активы". Кроме того, правительство Чехии желает продать актив надежному инвестору, из-за обязательств перед ЕС. Дело в том, что Vitkovice Steel является одним из трех предприятий, за которыми установлен мониторинг со стороны Еврокомиссии, поскольку оно получало государственные дотации. Согласно правилам ЕС о госпомощи сталелитейному сектору, от компаний требуют план развития, который бы загрузку мощностей предприятия до конца 2006 г. Если же компания не сможет предоставить такую программу, то придется возвращать все государственные средства обратно. "Сейчас для Vitkovice Steel очень важно сохранить жизнеспособность, а также влиться в глобальную структуру сталелитейного рынка", — считает Харви Гордон, финансовый директор лондонского консалтингового агентства EuroStrategy Consultants, который осуществляет мониторинг чешской сталелитейной промышленности для Еврокомиссии.
Интересен также и тот факт, что в тендере отказались участвовать несколько ведущих сталелитейный компании, занимающей ведущие позиции на мировом рынке. Скорее всего, в этом случае стоит говорить о том, что для них Vitkovice Steel потеряла стратегическую привлекательность. Первым из сталелитейных гигантов, которые "пропустили" чешский тендер, стала российская "Северсталь". Как оказалось, ресурсы компании были отвлечены на поглощение итальянской Lucchini, а также на создание позитивного имиджа для профсоюзов канадской Stelco.
В схватку за Vitkovice Steel также решил не ввязываться и европейский Arcelor, который ранее выявлял заинтересованность в центрально-европейских активах. Сейчас вектор интересов компании направлен на создание цепочек "руда-кокс-металл", чтобы хоть каким-то образом снять свою зависимость от CVRD и BHP Billiton. Причем приобретение или строительство метзаводов должно, по мнению гендиректора Arcelor Ги Долле, быть как можно ближе к месторождениям. Поэтому европейцы и нацелились на покупку предприятий в Индии и Бразилии. Кроме того, недавно компания официально заявила об отсутствии интереса в расширении своих активов в Центральной и Восточной Европе, по причине сильного евро. Кроме того, на прошлой неделе Arcelor официально заявил о намерениях во втором полугодии 2005 г. сократить объемы производства стали на четырех заводах в Германии, Бельгии и Испании на 1 млн. т., причем основной причиной называлось 14%-е падение спроса в ЕС-25 на производимую данными заводами продукцию.
Американские Nucor и U.S. Steel, выражавшие ранее заинтересованность в предприятии, также не подали заявки. Сильно уж много хлопот доставляют им потребители проката в США, требующие от правительства отметить торговые ограничения для импортной стали. Поэтому американские металлургические холдинги направили свои усилия на отстаивание своих интересов на внутреннем рынке. К тому же, U.S. Steel в начале 2000-х боролась за сталелитейные активы с транснациональной компанией Mittal Steel и не преуспела в этом. В числе побед американцев только лишь приобретение словацкой U.S. Steel Kosice.
В текущих условиях, когда близится закат благоприятной конъюнктуры мирового рынка черной металлургии, стало очевидно, что ряд компаний пытаются обезопасить себя перед спадом спроса и цен на металлопродукцию, путем нивелирования и минимизации своих "слабых сторон".
Кто бы ни выиграл тендер, но уже сейчас можно прогнозировать, что во втором туре борьба будет еще жестче. Ведь на кону стоит не только предприятие и доступ на рынок ЕС, но и налаженные сбытовые связи объекта. В то же время, очевидно, что победителю придется выдержать не одно судебное разбирательство с Mittal Steel.