Регуляторы вслед за ubs пригляделись к другим банкам, подозреваемым в манипулировании libor
Регуляторы США, Великобритании и Японии анализируют действия ведущих банков, участвовавших в 2006—2008 годах в установлении ставки LIBOR. Как напоминают «Ведомости», об этом стало известно во вторник, когда швейцарский UBS сообщил в годовой отчетности, что получил требование о предоставлении информации от Комиссии по ценным бумагам и биржам, Комиссии по срочной биржевой торговле и Министерства юстиции США, а также от Агентства финансового надзора Японии. «Расследование касается того, не предпринимал ли UBS самостоятельно или вместе с другими банками в некоторые периоды времени незаконные действия с целью манипулирования ставками LIBOR», — пояснялось в заявлении банка.
Расследование также ведет британское Управление финансовых услуг, сообщает The Financial Times. Идет оно уже несколько месяцев; по крайней мере один банк получил запрос в прошлом октябре, рассказали газете люди, знакомые с ситуацией; британские и американские регуляторы уже допросили нескольких свидетелей. По словам этих людей, в фокусе внимания регуляторов, по всей видимости, все 16 банков, участвовавших в расчете долларовой ставки LIBOR в 2006—2008 годах, незадолго до и во время финансового кризиса. В то время этими банками помимо UBS были Bank of America, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, HSBC, JPMorgan Chase, Lloyds, Rabobank, Royal Bank of Canada, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Norinchukin Bank, Royal Bank of Scotland, WestLB, а также HBOS, впоследствии объединившийся с Lloyds (место HBOS в феврале 2009 года занял Societe Generale).
LIBOR — основной мировой ориентир стоимости денег, к которому привязана процентная ставка по финансовым продуктам во всем мире на 350 трлн долларов. Ее ежедневно в 11:00 по лондонскому времени объявляет Британская банковская ассоциация (ВВА) на базе информации, которую ей подают банки. LIBOR ежедневно рассчитывается на основе котировок, выставляемых выбранными ассоциацией банками, по кредитам в 10 валютах и с 15 периодами погашения. До недавнего времени в расчете ставок по долларам США, евро и фунтам стерлингов участвовало 16 банков. ВВА исключала четыре самых высоких предложения и четыре самых низких, на основании оставшихся рассчитывалась средняя ставка.
О возможности реформирования системы расчета LIBOR ассоциация заявляла еще в июне 2008 года, когда участники рынка подняли вопрос о том, насколько в тех кризисных условиях ставка отражала реальную стоимость заемных денег. Об этом также говорилось в докладе Банка международных расчетов, а The Wall Street Journal опубликовала серию статей, показывавших, что банки, предоставлявшие котировки ВВА, не всегда сообщали о дорогих кредитах. Тогда многие участники рынка не знали, какие объемы «плохих» активов, в частности спровоцировавших кризис высокорискованных ипотечных облигаций, находятся на балансах контрагентов, и боялись их кредитовать. Поэтому ставки на межбанковском рынке для банков, финансовое положение которых считалось менее устойчивым, могли быть выше. Банки могли пытаться скрыть это, не желая показаться слабыми и тем самым оттолкнуть от себя еще больше контрагентов.
Впрочем, репутационные риски для банков были бы значительно выше, отмечает FT: банки кредитуют друг друга, и участники рынка видят, по каким реальным ставкам проходят сделки, указывают брокеры.
В феврале этого года число банков, участвующих в установлении долларовой ставки, было увеличено с 16 до 20. Теперь отсекается по пять крайних значений.