Рубль отправят в свободное плавание
Премьер-министр Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам заявил, что Банк России в среднесрочной перспективе будет постепенно сокращать масштаб интервенций на валютном рынке.
Это может сказаться на росте курса российского рубля, учитывая, что в последнее время ЦБ приходилось проводить значительные покупки долларов на рынке, чтобы сдержать его укрепление. Аналитики не исключают, что, если в следующем году в стране будет наблюдаться приток капитала, а цены на нефть сохранятся на высоком уровне, регулятор может отказаться от практики активного сдерживания рубля.
По словам Владимира Путина, вопрос сокращения валютных интервенций уже обсуждался с главой ЦБ Сергеем Игнатьевым. Премьер считает, что это должно дать новые преимущества экономике: снизятся ставки по кредитам и ставка рефинансирования, будут обеспечены дополнительные условия для снижения инфляции. «Правда, в текущий момент — и участники экономической деятельности обращают на это наше внимание — рост курса рубля имеет как свои плюсы, так и минусы», — передает слова Владимира Путина информагентство Прайм-ТАСС. В то же время, по его словам, участники рынка не видят оснований для резких курсовых колебаний и девальвации.
Стабильность рубля относительно других валют поддерживается политикой ЦБ, который уже почти год выступает достаточно активным игроком на валютном рынке. Причем из-за укрепления рубля в последнее время Банку России все чаще приходилось выходить на рынок с масштабными интервенциями, скупая по 5—7 млрд долл. за неделю, что непосредственно отражалось на объеме золотовалютных резервов. В частности, по данным ЦБ, в первую неделю октября объем резервов вырос на 7,2 млрд долл., достигнув 418,7 млрд долл. В начале года ЦБ, чтобы поддержать падающий рубль, напротив, продавал доллары.
По словам главного экономиста Merrill Lynch Юлии Цепляевой, подобная политика Центробанка — это так называемый Dirty Floating Exchange Rate Regime (режим управляемого («грязного») плавания валютного курса). «Интервенции Центробанка на валютном рынке несколько сократились с лета, и заметно, что рубль стал более волатильным, — добавляет г-жа Цепляева. — Курс рубля сейчас менее предсказуем в краткосрочной перспективе».
По словам начальника управления стратегического планирования и развития ЮниКредит Банка Владимира Осаковского, отход от интервенций на валютном рынке — шаг Центробанка в процессе перехода к инфляционному таргетированию, преимущество которого — реальный контроль над денежным предложением в стране и инфляцией. «Рубль стал свободно плавающей валютой с февраля этого года, когда отошел от соотношения 41 к бивалютной корзине, — говорит Владимир Осаковский. — С тех пор рубль движется сам по себе. Центробанк, по сути, не вмешивался в торги вплоть до последних недель, когда начал выкупать доллары». Г-н Осаковский отмечает, что в среднесрочной перспективе (два-три года) рубль будет укрепляться, но до лета следующего года он может просесть существенно — на 10—15%.
По мнению г-жи Цепляевой, будущее рубля зависит от составляющих платежного баланса — цен на нефть и притока капитала: чем выше цены на нефть, тем более оптимистичны иностранные инвесторы относительно российских рынков и выше приток капитала. «Наши прогнозы относительно восстановления мировой экономики благоприятны, цены на нефть в следующем году будут расти. Поэтому общая тенденция движения рубля — укрепление», — считает она.