ЦБ считает необоснованными обвинения экс-зампреда Тулина в адрес надзора
Руководители надзорного блока Банка России считают выступление экс-зампреда ЦБ Дмитрия Тулина о недееспособности банковского надзора в РФ несправедливым, но не будут вступать в бывшим коллегой в дискуссию.
Тулин, много лет проработавший в Банке России и курировавший два ключевых департамента надзорного блока в течение двух лет, заявил в статье в "Аналитическом банковском журнале" и затем в ряде других СМИ, что отслеживание финансового состояния банков в РФ ведется недолжным образом, и что, хотя прямой обязанностью надзора является понимание ситуации в каждом из банков, в ЦБ этим "пока заниматься не умеют, а главное - не хотят".
В пример Тулин привел случай с банком "Глобэкс", который, по его мнению, не только не должны были принять в систему страхования вкладов, но и просто обязаны были отозвать лицензию из-за проблем с капиталом. В результате осенью 2008 года "Глобэкс" (входивший в топ-50) попал под санацию в ВЭБ, одновременно с этим ЦБ разместил в банке-санаторе депозит на 80 миллиардов рублей.
Тулин считает эти деньги потраченными и полагает, что если бы предлагавшиеся им меры были приняты еще в 2004 году, то санация обошлась бы вчетверо дешевле. Однако эксперты ЦБ сказали РИА Новости, что депозит ВЭБу предоставлен на возвратной основе и его некорректно считать безвозвратными потерями ВЭБа, принимая эту сумму как стоимость санации "Глобэкса".
В среду Тулин не был доступен для комментариев - его телефон не отвечал.
Тулин покинул ЦБ в январе 2006 года, и в своем единственном интервью, опубликованном в тот день, сказал: "Мои мотивации (ухода - ред.) носят сугубо личный характер и связаны с определенными профессиональными склонностями. По своему характеру я не управленец или политик, а скорее эксперт".
По мнению представителя ЦБ, с которым беседовали РИА Новости, Тулин, обвиняя ЦБ в нежелании отозвать у "Глобэкса" лицензию, обошел стороной существующую для всех органов банковского регулирования проблему системных последствий применения жестких надзорных мер к крупным розничным банкам с большим количеством кредиторов. Закрытие таких банков, особенно в условиях нестабильности финансового рынка, влечет заражение всей банковской системы. Большинство регуляторов в подобной ситуации (при должном уровне открытости поднадзорного) выдвигают таким банкам жесткие условия поэтапного улучшения качества капитала, делая выбор в пользу стабильности системы.
Опрошенные РИА Новости сотрудники надзора разошлись во мнении относительно цели выступления их бывшего начальника, и почему он решил сделать его именно сейчас. Ни один из решившихся прокомментировать ситуацию сотрудников ЦБ не отрицал необходимость дальнейшего совершенствования надзора, улучшения его качества, включая развитие полномочий ЦБ в этой сфере. В ЦБ анализируют причины банкротства банков в текущем кризисе и оптимизируют подходы, в том числе к банкам, инвестирующим в девелопмент, однако полагают, что этот процесс, включая его обсуждение с сообществом, должен строиться на оценке всей имеющейся информации, и готовы к дальнейшему развитию содержательного надзора.
ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
"(Выступление Тулина) по меньшей мере неэтично, тем более, что предложения, о которых он говорит, обсуждаются довольно давно, имеют как плюсы, так и минусы, которые сдерживают их внедрение", - сказал РИА Новости первый заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян, который курирует надзорный блок с осени 2006 года.
Другой высокопоставленный сотрудник надзорного блока ЦБ сказал агентству, что может объяснить демарш Тулина лишь "уязвленными амбициями".
"Рассказано в статье не все. Обойдена стороной ситуация, в которой те события развивались. Использованы только те факты, которые выгодны для обоснования позиции автора, при этом опущены существенные детали, важные для оценки банковским сообществом, на суд которой автор вынес вопрос о "нежелании и неумении ЦБ надзирать"", - добавил собеседник агентства.
В ЦБ удивились тому, что Тулин, будучи де-факто вторым человеком в надзоре, по сути признает, что сам не смог ничего сделать и провести решения. "Для того, чтобы лишать банк лицензии, недостаточно эмоций и ощущений, а необходимы жесткие юридические основания", - отметил представитель ЦБ.
Выступление экс-зампреда ЦБ вновь вызовет утихшую в кризис полемику о выделении надзора из ЦБ. Это вновь поднимет дискуссию в прессе, возможно, даст повод провести публичные слушания. Но этот вопрос не станет темой обсуждения на Национальном банковском совете (НБС), так как не входит в сферу его компетенции, заверил РИА Новости член НБС, депутат Госдумы Павел Медведев.
"НБС следит за тем, чтобы не транжирили средства, выделяемые на зарплату, медицинское обслуживание, строительство, утверждает смету", - сказал депутат. За тем, правильно ли расходуются госресурсы, следит Счетная палата (которая ежегодно проверяет ЦБ), напомнил он.
Медведев признает, что надзор в ЦБ устроен не идеально, и напоминает, что фактически он был отстроен заново с 2004 года. Он напомнил, что тогдашний глава надзорного блока, первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов отстоял статью закона, по которой банки, вступившие в систему страхования, должны соответствовать ее требованиям все время. "А иначе в ЦБ по-прежнему бы раздавались звонки с требованиями оставить в покое тот или иной банк. Козлов это понимал и был прав, что избавил ЦБ от давления", - сказал Медведев.
В ЦБ считают, что несмотря на попытки Тулина, раскрывшего суть документов для служебного пользования, в которых содержатся сведения надзорного характера, вступить в публичные прения с надзором, регулятор на это не пойдет. "Многие восприняли его статью очень негативно", - сказал представитель одного из департаментов надзорного блока. "Возможно, Тулин решил, что прошел год с момента начала санации "Глобэкса", и надо выложить имеющиеся карты", - добавил другой представитель, отвечая на вопрос РИА Новости о времени выхода публикации.
Один из собеседников РИА Новости предположил, что Тулин, сам того не ведая, может стать участником очередной игры против руководства Банка России. Нападки на ЦБ участились после гибели Козлова в сентябре 2006 года. В течение трех лет неоднократно поднимался вопрос о выделении надзора из ЦБ, об изменении его принципов и ограничении надзорных функций. Оппоненты утверждают, что сотрудники ЦБ не вправе использовать мотивированное суждение, так как сам термин не прописан в законодательстве и якобы потворствует коррупции. Даже имевшееся право ЦБ, на основании которого "Глобэксу" вводились ограничения на ставки, было изъято из его полномочий, и только недавно возвращено с ограниченным сроком действия.
Кроме того, было высказано мнение, что, возможно, претензии Тулина направлены не в адрес центрального аппарата ЦБ, а Московскому Главному территориальному управлению. Именно это управление ЦБ сначала ограничило ставки по вкладам "Глобэксу", а затем, после оспаривания банком решения в суде, отозвало его.