Закон о секьюритизации рекомендован к принятию
Вчера комитет по финансовому рынку Государственной Думы РФ рекомендовал принять в первом чтении проекты Федеральных законов – «Об особенностях обеспечения финансовых обязательств» и «О внесеннии изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)».
Ассоциация региональных банков России поддерживает скорейшее принятие закона о секьюритизации. По мнению вице-президента Ассоциации «Россия» Олега Иванова, этот механизм финансирования остро необходим нашим банкам и экономике в целом.
Рассмотрение рекомендованных к принятию законопроектов запланировано на пятницу, 16 октября, в ходе пленарного заседания Думы.
Ассоциация региональных банков России поддерживает скорейшее принятие закона о секьюритизации. По мнению вице-президента Ассоциации «Россия» Олега Иванова, этот механизм финансирования остро необходим нашим банкам и экономике в целом. По его словам, благодаря этому закону банки смогут дешевле привлекать средства, рефинансировать портфели автокредитов, потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу. По разным оценкам, потенциально сегодня можно было бы секьюритизировать банковские активы на несколько триллионов рублей. Это позволило бы расчистить банковские балансы и сделать кредиты более доступными.
В то же время эксперт Ассоциации региональных банков высказал ряд концептуальных замечаний к правительственному проекту.
«Во-первых, они касаются правового статуса специализированного финансового общества (СФО). По мнению экспертов, в проекте правительства не нашли отражения ключевые правовые концепции секьюритизации. Это – защищенность СФО от банкротства, ограничение ответственности СФО, особенности реализации права на предъявление иска.
Во-вторых, резко ограничены полномочия СФО по привлечению финансирования и заключению сделок. Это также не соответствует мировой практике. Например, на рынке секьюритизации широко используются сделки, основанные на создании так называемого склада (warehouse transactions), когда СФО финансируется не через выпуск ценных бумаг, а через получение банковских кредитов.
В-третьих, полное непонимание у экспертов вызвала идея использовать в сделках секьюритизации договор факторинга. В мировой практике стороны могут передавать активы на основании договоров разных видов, но нигде при секьюритизации не используется договор факторинга. Напротив, в проекте правительства предлагается использовать только факторинг, а все другие возможности – запретить».
По мнению Олега Иванова, в документе важно учесть мировой опыт. У сделок по секьюритизации есть одна важная особенность. Если правовой режим российского СФО не будет адекватным с точки зрения инвесторов, то банки и инвесторы легко уйдут за рубеж. Например, в Люксембург или в Голландию. Потому что там наиболее удобное законодательство для создания СФО. Банку все равно, где создавать такие компании, главное – это учесть интересы инвесторов, которые покупают ценные бумаги. В этом особенность секьюритизации: она изначально носит трансграничный или глобальный характер.
«Плохим или непонятным инвесторам национальным законом о секьюритизации никто не воспользуется. Российские банки будут привлекать финансирование не по российскому закону, а по закону Люксембурга. Именно поэтому нам нужен не просто хороший, а очень хороший, конкурентоспособный в мировом масштабе закон. Только в этом случае секьюритизация заработает в России. Напомню, что в последние четыре года российские банки провели около 30 трансграничных сделок секьюритизации. Их объем составил около 10 млрд. долл. Для сравнения в Америке этот рынок составляет 5 трлн. долларов, а в Европе – почти 1 трлн. евро, то есть в 100 и 500 раз больше российского рынка» - подчеркнул Олег Иванов.
По его словам, для того чтобы сократить это значительное отставание и подтянуть российский финансовый рынок до развитых аналогов, следует очень внимательно прислушиваться к предложениям инвесторов и ведущих международных экспертов. Поэтому, по мнению эксперта Ассоциации «Россия», закон о секьюритизации не должен являться плодом кулуарного творчества ограниченного числа правительственных экспертов.