Закон о борьбе с манипулированием рынком отправлен на доработку
Рассмотрение Госдумой законопроекта о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком, принятие которого запланировано правительством на этот год, существенно затягивается.
Принятие ключевого для рынка документа может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности большого числа граждан, в том числе и представителей СМИ, поэтому депутаты намерены подвергнуть документ серьезной доработке. В период кризиса фондовый рынок стал более уязвимым в части манипулирования ценами, указывают эксперты, однако сомневаются в том, что нормы законопроекта об инсайде нивелируют эти риски.
На вчерашнем заседании комитета Госдумы по финансовому рынку депутаты приняли решение провести парламентские слушания по законопроекту об инсайде в декабре. Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении в апреле этого года, для его доработки была создана рабочая группа и, по плану законопроектной деятельности правительства документ должен быть окончательно принят до конца года. "Однако из-за занятости представителей Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) весной и летом, связанной с работой над другими законопроектами, рабочая группа не смогла доработать документ к процедуре второго чтения в обозначенные комитетом сроки, а именно к ноябрю",— пояснил "Ъ" председатель комитета Госдумы по финрынку Владислав Резник. По мнению депутатов, законопроект нельзя принимать в нынешнем виде, так как он затрагивает большое количество субъектов, в том числе и СМИ.
Законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" был внесен правительством в Госдуму в декабре. Документ регулирует использование инсайдерской информации и вводит ответственность за манипулирование на финансовых (включая валютный) и товарных рынках. К манипулированию относится ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая интернет), любым иным способом ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов.
"Самый главный вопрос — применение будущего закона правоохранительными органами",— указывает зампред комитета по финрынку Лиана Пепеляева. Дело в том, что наказание для инсайдеров уже предусмотрено — в сентябре депутаты приняли во втором чтении соответствующие поправки в Уголовный кодекс. При этом круг лиц, которых могут привлечь к ответственности по закону об инсайде, получился крайне размытым, что увеличивает риски применения санкций к значительному числу людей. "Согласно тексту документа, к инсайдерам может быть причислен любой работник организации, подозреваемой в распространении инсайдерской информации, включая технический персонал",— поясняет гендиректор ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Александр Щеглов. Спорной остается и норма о привлечении сотрудников СМИ за распространение инсайдерской информации. Журналистское сообщество представило свои предложения об ответственности представителей СМИ только за умышленное распространение инсайда. Депутаты обещали их учесть.
Сейчас манипулирование фондовым рынком остается безнаказанным, поскольку отсутствует доказательная база, которая и должна быть определена законом об инсайде. ФСФР дважды выявляла факты манипулирования, но максимальным наказанием было лишение лицензии профучастника рынка ценных бумаг. Так, в ноябре 2007 года обвинения в манипулировании ценами на акции энергетической компании РИТЭК были предъявлены кипрской компании Palmaris Holding Limited. В прошлом году ФСФР установила, что четыре топ-менеджера компании "Ричброкерсервис" манипулировали ценой обыкновенных акций ОАО "Ричброкерсервис" путем совершения сделок с ними.
Сейчас рынок стал более, чем когда-либо, уязвим в части манипулирования и инсайда. "Чем меньше рынок, тем легче им манипулировать, а в период кризиса объемы торгов сократились в разы",— говорит господин Щеглов. По его словам, кризис еще раз обнаружил слабость рынка, показав, что управлять им может достаточно малый спектр участников. "Закон об инсайде является неотъемлемой частью цивилизованного рынка. При наличии этого закона участники рынка будут понимать, что, зарабатывая на инсайде, они нарушают закон и рискуют репутацией",— добавляет председатель совета директоров компании "Алор" Анатолий Гавриленко.
"Однако нынешняя редакция законопроекта об инсайде требует тщательного обсуждения с участниками рынка, а текст будущего закона должен быть максимально выверенным, поэтому комитет принял решение провести по данному вопросу парламентские слушания",— указывает госпожа Пепеляева. "Законопроект сложный и затрагивает всех манипуляторов и инсайдеров, поэтому возникают трудности при его доработке и рассмотрении",— заявил "Ъ" руководитель ФСФР Владимир Миловидов. По его словам, этот документ является приоритетным и требует скорейшего принятия.