Банк Москвы перестал выдавать ипотеку в иенах и франках
Спустя более чем два года с момента запуска программы ипотечного кредитования в экзотических валютах Банк Москвы от нее отказался.
До кризиса банк успел сформировать около 20-30% ипотечного портфеля за счет кредитов в иенах и швейцарских франках. Однако после того, как курс этих валют вырос по отношению к рублю на 23-30%, кредиты в них стали слишком дороги для населения, а дешевые займы в этих валютах — недоступны для банка.
Как стало известно "Ъ", в четверг Банк Москвы свернул ипотечные программы в иенах и швейцарских франках. В call-центре Банка Москвы корреспонденту "Ъ" сообщили, что начиная с 24 сентября банк предоставляет ипотечные кредиты только в рублях, долларах и евро, ипотечные программы в иенах и франках закрыты. Руководство банка подтвердило эту информацию, объяснив такое решение снижением спроса на валютные кредиты. "Они "оживут" при восстановлении спроса,— пояснил вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко,— сейчас мы решили сосредоточиться на наиболее востребованной рублевой ипотеке".
По данным журнала "Деньги" на 1 июля 2009 года, Банк Москвы занимает шестое место по величине собственного капитала (83,1 млрд руб.) и пятое место — по сумме чистых активов (787 млрд руб.). Бенефициарным владельцем банка являются структуры московского правительства.
Банк Москвы первым из российских банков предложил в 2007 году кредиты в иенах и франках по 6,5-8% годовых, средние ставки по кредитам в традиционных валютах составляли тогда 11-12% (см. "Ъ" от 27 апреля 2007 года). Затем кредиты в швейцарских франках под 9-10% предложил ОТП банк. Из-за низких ставок предложения банков пользовались успехом: менее чем за год доля ссуд в экзотических валютах в общем кредитном портфеле этих двух банков достигла 20-30% (см. "Ъ" от 30 января 2008 года).
В связи с укреплением курса франка и иены относительно рубля спрос на такие кредиты резко упал, объясняет отказ Банка Москвы от соответствующих кредитных программ зампред правления "Абсолют банка" Олег Скворцов. С осени 2008 года иена подорожала к рублю примерно на 30%, швейцарский франк — на 23%, доллар вырос к рублю за тот же период на 18%, а евро — на 19%. "Основным плюсом для заемщиков в кредитовании в экзотических валютах были низкие ставки,— считает зампред правления банка "Возрождение" Александр Долгополов.— В кризис стали очевидны курсовые риски, что привело к падению спроса".
Второй причиной отказа Банка Москвы от кредитования в иенах и франках эксперты называют удорожание этих средств для самого банка. "До кризиса ставки привлечения средств на межбанковском рынке в иенах и франках были ниже, чем в долларах и евро",— отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. На начало 2008 года годовая ставка LIBOR для долларов США составляла 2,95%, для евро — 4,33%, для швейцарского франка — 2,73%, для японской иены — 1%. С начала 2009 года ни один российский банк (не являющийся "дочкой" западного) не получил кредита на международном финансовом рынке.
Доступ к дешевым швейцарским франкам позволяет ОТП банку, также активно развивавшему кредитование в этой валюте, не замораживать его. "Средства от материнского банка (венгерского OTP Bank.— "Ъ") мы получаем в том числе и во франках",— поясняет глава дирекции развития розничных продуктов ОТП банка Игорь Антонов. В конце сентября 2008 года банк получил от акционеров в форме кредитов, привязанных к ставке LIBOR, 50 млн франков на пять лет.