К банкам РФ возвращается робкий оптимизм
Российские банки, отметив годовщину экономического кризиса в РФ, стали понемногу подавать признаки жизни, делая робкие намеки на возобновление кредитования в связи с едва видимым просветом в туннеле кризиса, хотя и понимая, что полностью проблем избежать еще не удалось.
"Затушив" деньгами проблемы с ликвидностью в банковском секторе осенью прошлого года, чиновники, а вслед за ними и банкиры заговорили о неизбежности новых потрясений, связанных с ростом "плохих" долгов на фоне падающей российской экономики.
Ближе к осени, как свидетельствует опрос участников саммита Рейтер, в их настроениях произошел перелом.
Стал более оптимистичен в прогнозах роста просроченной задолженности Центробанк, отмечая сокращение темпов прироста просрочки по кредитам у банков почти вдвое по сравнению с началом года и не видя угрозы их увеличения в дальнейшем. Перестало ждать "вторую" волну осенью и Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
В середине сентября окончательно развеял апокалипсические предсказания первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев, а российские чиновники провозгласили "дно" кризиса, правда, не исключили новых рисков, которые могут прийти в РФ с мировых рынков.
Нотки оптимизма зазвучали у банкиров, которые то ли попали под воздействие заклинаний чиновников о кончине "острой фазы" кризиса, то ли просто смирились с жизнью в другой системе ценностей - без больших прибылей и растущих бонусов, но с клиентами из "депрессивных" отраслей экономики и с кошмарами о "проблемных" активах.
"Я разделяю мнение, что в последние два месяца точно наблюдаются первые сигналы того, что ситуация нормализуется и стабилизируется... Большинство опасений относительно банковского сектора разрешились положительно", - сказал глава Райффайзенбанка Павел Гурин.
Банк смотрит на экономику уверенно, потому что большинство отраслей или компаний, которых кредитовали крупные кредитные учреждения, вполне профессионально справились с кризисом, добавил он.
РОБКИЙ ОПТИМИЗМ
Крах американского инвестбанка Lehman Brothers год назад вызвал шок даже у видавших виды банкиров.
Кризис заставил банкиров жить в других реалиях: прожившие восемь "тучных" лет в эпоху бешеного спроса на кредиты и дешевых денег они столкнулись с массовым невозвратом кредитов, оттоком средств клиентов и отсутствием "длинных" денег.
Этого оказалось достаточно, чтобы банки впали в ступор: кредитный портфель не растет с марта, а "плохие" долги давят на капитал. Банкиры оказались между двух огней: то ли выдавать кредиты и брать на себя дополнительные риски по их невозврату, то ли остаться без клиентов и средств к существованию.
"Мы увидим восстановление объемов кредитования - без этого никуда. Если резкий рост резервов и сокращение кредитного портфеля - банк попадает "в ножницы", испытывая давление на финансовый результат с двух сторон", - говорит глава Юникредит банка Михаил Алексеев.
Оживление на рынке видит и Гурин: "В условиях, когда ликвидность на рынке более, чем адекватна, мы наблюдаем не просто сигналы роста, а большой всплеск по кредитованию, хотя пока еще узкого круга компаний, но конкуренция очень жестокая, и уже очень похожа на ту, которую видели до кризиса".
Он прогнозирует в следующем году темпы роста кредитного портфеля по рынку 10-15 процентов в 2010 году.
"Райффайзенбанк будет не ниже рынка", - говорит он.
Более оптимистичным в своих прогнозах на вторую половину года стал крупнейший госбанк РФ Сбербанк. Вероятность "больших шоковых событий" зампред банка Антон Карамзин теперь оценивает ниже, но при этом банк ждет, что ему понадобятся "существенные" резервы под обесценение кредитов еще три квартала.
Банкиры согласны, что пик формирования провизий банки прошли, но проблемы с просрочкой еще будут "подъедать" их прибыль. Банки уже сформировали резервы почти на 1,5 триллиона рублей при кредитном портфеле 20 триллионов рублей.
"Резервы у всех банков будут формироваться еще очень долго и во второй половине этого года, и в 2010 году, и думаю, даже в 2011-2012 году. Другое дело, пик мы уже прошли, во второй половине года объем сформированных провизий будет меньше, чем в первой, в 2010 году меньше, чем в 2009 году, не в разы, не на порядок, но ниже", - считает Алексеев.
В этом году банковская система истратит все, чтобы сформировать адекватный уровень резервов и останется без прибыли, добавляет он.
"Если у клиента есть проблемы, то они видны уже в течение первых двух кварталов - банковская система уже знает поименно такие потенциальные проблемы которые есть, и которые могут возникнуть", - сказал Гурин. Он ждет дальнейшего снижения темпов просроченной задолженности.
"Если исходить из того, что в этот год банки смогут выйти на новый уровень резервов, то следующий год будет стабильным, начнется медленный, но рост кредитования... Следующий год будет более стабильным, так как банкам не придется тратить весь доход на резервы", - сказал глава Райффайзенбанка.
ЗАТЯНУВШАЯСЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
Однако банкиры не смогут избежать в ближайшее время необходимости реструктуризировать кредиты, на которые завязаны провизии, а значит и прибыль, а также непрофильных активов, которые достались банкам за долги. Чиновники, эксперты, да и сами банкиры предсказывают долгое и мучительное восстановление экономики - как минимум до 2012 года.
В кризис ЦБР помог банкам, временно смягчив требования к резервам на возможные потери по ссудам, в том числе при реструктуризации кредитов, в качестве временной антикризисной меры сроком на один год, и уже обещает продлить этот порядок.
По оценкам Гурина, в этом году реструктуризировано порядка 70 процентов от необходимого.
"Следующий год все равно будет годом реструктуризации. То, что реструктуризировано сегодня, - это предполагаемая реструктуризация, и следующий год покажет, как она реализуется. Часть реструктурированных кредитов в этом году перейдут на следующий год. Это нормальная работа банка с портфелем", - сказал он.
ЦБР оценивал долю реструктурированных ссуд в банковском секторе по 30 крупнейшим заемщикам на 1 августа в 23,8 процента.
"Я думаю, что все основные трудности проявляются в первый год. Поэтому большая часть пути уже пройдена. Но тем не менее, какие-то случаи будут возникать, переговоры (о реструктуризации) будут продолжаться", - согласен глава Юникредит банка.
Альтернативой реструктуризации становится расплата за долги активами.
Российские банки уже обрастают непрофильными активами, которые достались им за долги клиентов, чье финансовое положение пошатнул финансовый кризис, но сидеть "на двух стульях" очень сложно, уверяют банкиры.